Формирование этого явления в конце 1920-х гг. происходило на волне усиления антиколониальной борьбы в арабских странах и поиска путей интеграции традиционных духовных ценностей в условиях изменяющихся политических и социальных реалий. Начало пути «братства» связано с именем его первого лидера —
Хасана аль-Банны. Именно он заложил идеологические основы группировки и сформулировал ее главную цель — создание исламского государства в Египте. «Братья», в отличие от многих других джихадистов, не рассматривают Запад как территорию войны, а джихад в их понимании необязательно подразумевает насилие. В становлении политического течения принимали участие видные деятели крупнейшего богословского центра — Аль-Азхара, которые были представителями различных правовых школ в исламе. Движение было открытым для всех слоев населения, и к концу 1940-х гг. его численность достигла полумиллиона человек (
Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман» / М., 2003).
Незадолго до убийства Хасана аль-Банны в 1949 г. в отношениях официальных властей и «Братьев» наступил серьезный кризис. «Свободные офицеры», возглавившие страну после падения монархии в Египет, поспешили избавиться от влиятельного политического и идеологического конкурента: в 1954 г. по обвинению в подготовке государственного переворота организация была официально запрещена. С этого момента деятельность «Братьев-мусульман» приобрела полулегальный статус и лишь за редким исключением выходила за рамки подполья, при этом режим всеми силами старался ограничить доступ «братства» к участию в политическом процессе.
Ситуация кардинальным образом изменилась после падения режима Хосни Мубарака. На первых после революции парламентских выборах
победу одержали исламистские силы в лице политического крыла «братства» — «Партии свободы и справедливости» — и следующей за ними салафитской партии «Ан-Нур». Вскоре после этого президентом страны был избран кандидат от ассоциации «Братьев-мусульман»
Мухаммед Мурси. Однако уже спустя год армия восстановила контроль над ситуацией, сместив главу государства со своего поста, подвергнув его сторонников репрессиям. В сентябре 2013 г. египетский суд
наложил запрет на деятельность движения, оставив под арестом его руководителей. Процесс против «Братьев» продолжается до сих пор, в июне 2015 г. по делу о побеге из тюрьмы бывший президент-исламист был
приговорен к смертной казни. Спустя год после переворота
было арестовано около 36500 человек. Действия военной администрации спровоцировали волну насилия в стране: в период с июля 2013 г. по май 2015 г. было совершено
более 1200 нападений на представителей правоохранительных органов. В июне 2015 г. от рук исламистов погиб генеральный прокурор Египта. С учетом дестабилизации ситуации на Синае и утраты контроля над ливийско-египетской границей, в результате чего в страну беспрепятственно попадают боевики и оружие, можно ожидать дальнейшего ухудшения обстановки.
Поражение представителей политического ислама в Египте, вероятно, будет способствовать росту радикальных настроений и поддержки «
Исламского государства» в мусульманском мире. Вместе с арестом М. Мурси был нанесен удар по позициям умеренных исламистов, придерживающихся идеи ненасильственного и постепенного изменения системы изнутри путем участия в выборах. Разочарование в демократических институтах, а также репрессии со стороны новых властей и армии заставляют людей искать альтернативные способы, в том числе насильственные. Так, например, в ответ на действия силовиков, разрушивших одну из деревень в районе города Шейк Сууэид на Синайском полуострове, практически все ее
жители присоединились к террористической группировке «
Ансан Бейт аль-Макдис», аффилированной с «
Исламским государством».
Еще в период становления организации ее основатель Х. аль-Банна стремился выйти за пределы Египта, распространив идеи панисламизма в регионе. С этой целью руководители «братства» посещали соседние страны, в некоторых из них позднее появлялись филиалы ассоциации. Представители структурных подразделений из Иордании, Ливана, Сирии, Судана и других государств неоднократно встречались в рамках конференций, однако нельзя утверждать, что между подразделениями «Братьев» удалось наладить тесное взаимодействие, более того, между некоторыми нередко возникали противоречия.