Климатическая повестка 2030

Итоги климатической конференции в Париже 2015 г.
Обзор обязательств стран-участников
Периоды действия существующих климатических соглашений:
Киотский протокол: 2008–2012 гг. (1 период), 2012–2020 гг. (2 период)
Парижское соглашение: 2021–2030 гг.

INDC — предполагаемые национально определяемые вклады — документы, предоставляемые странами и содержащие их цели по сокращению выбросов парниковых газов на период 2021–2030 гг. В сумме национальные цели стран не соответствуют пути «2 градуса», они ведут к потеплению примерно на 3 градуса.

ВИЭ — возобновляемые источники энергии.

ПГ — парниковые газы. Далее указаны суммарные выбросы ПГ без учета выбросов от землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве (ЗИЗЛХ), по данным World Resource Institute.
Страны с долей, превышающей 3% мировых выбросов

Китай

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 10975 МтCO2
(доля в мировых выбросах 24,5%)
Климатическая политика Китая становится важной компонентой инклюзивного роста, основанного на низкоуглеродном развитии страны. Начиная с 2009 г., руководство КНР приняло целый ряд стратегических документов, планов и программ, обозначающих меры по борьбе с глобальным изменением климата, а также контролю над выбросами ПГ.

Основное внимание уделяется:
— оптимизации структуры производства;
— энергосбережению;
— повышению энергоэффективности;
— оптимизации структуры топливно-энергетического баланса;
— увеличению абсорбции углерода в лесах;
— а также контролю над выбросами ПГ вне энергетического сектора.

Уже к 2014 г. углеродоемкость ВВП снизилась на 33,8% относительно уровня 2005 г., доля неископаемого топлива в энергетическом балансе страны возросла до 11,2%, произошло резкое расширение установленных мощностей производства ВИЭ и наращивание площади лесов.

Будучи второй экономикой и главным эмитентом ПГ в мире, КНР ставит борьбу с глобальным изменением климата в ряд приоритетных задач. Согласно национально определяемому вкладу (NDC), республикой к 2030 г. поставлены следующие цели:

— достижение пика выбросов диоксида углерода к указанному году или ранее;
сокращение углеродоемкости ВВП (отношение суммарного объема выбросов диоксида углерода к ВВП страны за год) на 60-65% относительно уровня 2005 г.;
— увеличение доли неископаемых источников энергии до уровня около 20% в суммарном первичном потреблении энергии;
— расширение объема лесного фонда примерно на 4,5 млрд куб. м относительно 2005 г.

В последние несколько лет начали работу пилотные системы торговли квотами на выбросы ПГ в семи провинциях и крупных городах Китая. Кроме того, КНР активно продвигает концепцию низкоуглеродного развития на муниципальном уровне. На территориях 42 провинций и городов Китая действуют пилотные программы низкоуглеродного развития, обязывающие административные субъекты инициировать системы измерения и контроля выбросов ПГ, а также устанавливать планы по их сокращению.

США

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 6253 МтCO2
(доля в мировых выбросах – 13,9%)
Политическая система США — сложный механизм сдержек и противовесов, который в настоящий момент препятствует утверждению широкомасштабной и комплексной программы по борьбе с изменением климата, в условиях роста конкурентоспособности развивающихся экономик Азии, в частности, Китая и Индии. Законодательство в области охраны окружающей среды в США основывается на комбинации законов, нормативно-правовых актов и юридических механизмов.

Начиная с 2009 г., принят ряд мер, к числу которых относится:
— утверждение стандартов экономии топлива для малотоннажных и тяжелых транспортных средств (в соответствии с Clean Air Act);
— сокращение выбросов ПГ в секторе строительства, включая введение стандартов для 29 категорий приборов и оборудования (в соответствии с Energy Policy Act и Energy Independence and Security Act);
— утверждение альтернатив для использования гидрофторуглеродов с высоким парниковым потенциалом (в соответствии с Clean Air Act).

Национально определяемый вклад США, сформулированный для конференции в Париже, обозначает цель по сокращению объемов выбросов ПГ на 26–28% относительно уровня 2005 г. к 2025 году. Планы по сокращению выбросов США выглядят довольно амбициозно, учитывая, что до этого основным национальным ориентиром была цель сокращения выбросов ПГ на 17% к 2020 г. относительно 2005 года. Сокращение выбросов на дополнительные 9–11% в период после 2020 г. потребуют от США практически удвоения ежегодного темпа сокращения выбросов до 2,3–2,8% в год.

В настоящее время США вводят специальные механизмы регулирования и снижения выбросов ПГ работающих и новых электростанций, продолжают работу по внедрению стандартов экономии топлива для тяжелых транспортных средств, ведут разработку мер по сокращению выбросов метана от свалок и в нефтегазовом секторе и проч.

Для того, чтобы рост температуры не превышал 2 градусов Цельсия, необходимы существенные сокращения выбросов на глобальном уровне. Цели, выдвинутые США к 2025 году, подразумевают поэтапное сокращение объемов выбросов ПГ. Более того, после 2020 г. предполагается постепенное сокращение выбросов на 80%. Обозначенные цели являют собой часть долгосрочного плана по коллективному переходу к глобальной экономике, основанной на низких эмиссиях углекислого газа, в кратчайшие сроки.

В целях отражены планы США по полному сокращению выбросов парниковых газов из любых источников во всех секторах экономики. Предложения были разработаны с учетом ограничений текущего законодательства.

Страны ЕС

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 4399,1 МтCO2
(доля в мировых выбросах – 9,8%)
Противодействие изменению климата — один из приоритетных вопросов для ЕС, что подтверждается его амбициозной политикой в этой области. В бюджете ЕС на 2014–2020 гг. 20% средств будет направлено на смягчение последствий изменений климата и меры по адаптации. ЕС на протяжении многих лет — локомотив борьбы с изменениями климата в мире, взяв на себя значительные обязательства сначала в рамках Киотского протокола, а теперь и Парижского соглашения.

Стоит отметить, что внутри ЕС существуют разногласия относительно жесткости принимаемых обязательств — прежде всего между западноевропейскими странами, которые настаивают на максимально амбициозных целях, и странами Центрально-Восточной Европы, многие из которых находятся на фазе индустриального развития и имеют меньше возможностей по сокращению выбросов.

В период до 2020 г. в ЕС действует цель по сокращению выбросов ПГ на 20% от уровня 1990 г., которая была установлена в рамках Стратегии 20-20-20 (наряду с увеличением доли ВИЭ в энергобалансе и повышением энергоэффективности на 20%). Уже сегодня достигнуто сокращение выбросов ПГ около 19% и с большой вероятностью цель в 20% будет выполнена. Кроме того, значительно сократились выбросы на душу населения — с 12 т СО2 в 1990 г. до 9 т СО2 в 2012 г.

Цель в рамках Парижского соглашения: сократить выбросы на 40% к 2030 г. (1990 г. — базовый).

К 2030 г. также планируется увеличить доли ВИЭ в энергобалансе ЕС и повысить энергоэффективность на 27%. В более долгосрочном периоде — до 2050 г., усилиями стран ЕС планируется сокращение выбросов ПГ на 80–95% по сравнению с 1990 г. В 2011 г. была принята Дорожная карта по переходу к низкоуглеродной экономике к 2050 г., в которой описываются способы достижения данной цели, в том числе долгосрочные инвестиции. Особое внимание уделяется снижению выбросов в сферах энергетики и транспорта, для которых существуют отдельные дорожные карты.

Считается, что повышение энергоэффективности и переход к низкоуглеродному развитию будет стимулировать экономику ЕС: планируется создать рабочие места и укрепить европейскую конкурентоспособность.

Все 28 государств-членов Европейского союза выражают заинтересованность в переговорном процессе в рамках реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата и выступают за принятие имеющего юридическую силу соглашения о недопущении превышения роста температуры более, чем на 2 градуса Цельсия. Подписать документ должны все участники Парижской конференции.

Индия

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 3013,8 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 6,7%)
Индия не включена в Приложение I Киотского протокола и в его рамках не имеет целей по сокращению выбросов. Однако Индия — активный участник механизма чистого развития (МЧР), который позволил стране реализовать на своей территории большое количество проектов в сфере низкоуглеродного развития.

На данный момент в Индии действует добровольная цель по сокращению углеродоемкости ВВП к 2020 г. на 20–25% от уровня 2005 г. Стоит отметить, что сектор сельского хозяйства полностью исключен.

В рамках Парижского соглашения Индия установила цель к 2030 г. сократить углеродоемкость ВВП на 33–35% от уровня 2005 г.

Кроме того, в INDC Индии перечислены следующие цели:
— увеличить мощности по генерации электроэнергии из ВИЭ на 40% к 2030 г. (с помощью передачи технологий и использования финансирования из Зеленого климатического фонда),
— повысить поглощение УГ лесами на 2,5–3 млрд т в СО2-эквиваленте.

Большое внимание в INDC Индии уделяется вопросам адаптации к изменению климата, в частности, необходимости инвестиций в программы по снижению уязвимости сельского хозяйства, водоснабжения, прибрежных регионов и островов.

Для реализации поставленных целей страна планирует использовать как собственное бюджетное финансирование, так и международное климатическое финансирование. Индия оценивает средства, необходимые для адаптации к изменениям климата в 206 млрд долл., а для их смягчения понадобится 834 млрд долл. в 2015–2030 гг.

Россия

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 2322,2 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 5,2%)
Россия, приложившая максимальные усилия к реализации Киотского протокола, в 2012 г. отказалась участвовать во втором периоде данного соглашения. Участие в первом периоде Киотского протокола не требовало усилий для России. К 2012 г. необходимо было удержать объем выбросов на уровне 1990 г. Во многом из-за спада промышленного производства выбросы уже в 2000 г. были на 38% ниже лимита, к 2012 г. — на 31,8%.

К 2020 г. Россия нацелена сократить объем выбросов ПГ до уровня не более 75% объема выбросов в 1990 г. Для достижения поставленной цели практически не требуется предпринимать дополнительных действий, выходящих за рамки реализуемой в настоящее время политики по снижению энергоемкости экономики (к 2030 г. планируется ее сокращение на 44% по сравнению с 2005 г.).

Цель в рамках Парижского соглашения: сокращение выбросов ПГ к 2030 г. до 70–75% от уровня 1990 г., при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

Российский национально определяемый вклад содержит комментарий о том, что очень важно принимать во внимание объемы поглощения выбросов лесами. Так, российские леса составляют 25% мировых лесных ресурсов и ежегодно поглощают 500 млн тонн CО2. Для достижения большего объема сокращения выбросов (30%) Россия определила 2 условия: адекватный учет лесного хозяйства и участие основных эмитентов в соглашении.

Запланирована разработка и принятие законодательных и нормативных актов, обеспечивающих достижение заявленной величины INDC (intended nationally determined contribution) к 2030 г. Сокращение выбросов ПГ по намеченной траектории позволит России начать движение к низкоуглеродному развитию и обеспечит ее вклад в достижение долгосрочной цели по ограничению глобального потепления.

Важную роль в сокращении выбросов ПГ в России могут сыграть ВИЭ. Как отметил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, в средне- и долгосрочной перспективе планируются серьезные инвестиционные вливания в развитие ВИЭ, а именно $53 млрд до 2035 г.

В 2012 г. ВВП России составлял 172,9% ВВП 2000 г., в то время как выбросы парниковых газов (без учета землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства) достигли лишь 111,8% выбросов 2000 года. Таким образом, происходивший в этот период значительный рост ВВП сопровождался лишь минимальным увеличением выбросов.

Япония

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 1344,6 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 3%)
Япония — шестой крупнейший эмитент ПГ. Эта страна входит в Приложение I Киотского протокола, однако, как и Россия, отказалась от участия во втором периоде этого соглашения.

Одним из ключевых факторов, повлиявших на климатическую политику Японии, стала авария на АЭС Фукусима в 2011 г. Частичное разрушение энергоблока АЭС привело к снижению количества генерируемой атомной энергии и увеличению производства энергии на угольных электростанциях. Последнее, в свою очередь, сильно увеличило выбросы ПГ — в 2014 г. они выросли почти на 15% от уровня 1990 г.

В начале 2012 г. планировалось установить цель по сокращению выбросов на 25%, однако после прихода новой администрации в конце года, была озвучена новая цель — сокращение к 2020 г. выбросов лишь на 3,8% от уровня 2005 г. Этот показатель, однако, не включает в себя сокращения за счет использования атомной энергии.

В апреле 2014 г. правительство Японии одобрило Стратегический энергетический план, который, помимо ранее одобренных составляющих стратегии (энергобезопасности, защиты окружающей среды и эффективных поставок энергии), обозначил еще одну — безопасность. Кроме того, в новом плане отказались от идеи полного запрета использования АЭС к 2030 г., что может стать предпосылкой для большего сокращения выбросов ПГ.

Цель в рамках Парижского соглашения: сокращение выбросов ПГ к 2030 г. на 26% от уровня 2013 г.

В национально определяемом вкладе Японии наиболее подробно описаны меры в различных отраслях экономики, которые будут приняты для заявленного сокращения выбросов ПГ. Достижение цели Японии по сокращению выбросов ПГ должно внести свой вклад в ограничение глобального потепления. Кроме того, Япония, как развитая страна, стремится достичь сокращения выбросов не только на 50%, но и на 80% и более к 2050 г.

Приоритетными направлениями в рамках движения к низкоуглеродной экономике в Японии являются:
— повышение энергоэффективности зданий;
— увеличение доли высокоэнергоэффективных транспортных средств с 50 до 70% в 2030 г.;
— увеличение доли ВИЭ в произведенной электроэнергии до 20–24% к 2020 г.


Чтобы обеспечить выполнение цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата и удерживать рост температуры на уровне, не превышающем 2 градуса, необходимо принимать долгосрочные меры на глобальном уровне. Япония будет активно участвовать в долгосрочном сокращении выбросов в соответствии со Стратегическим энергетическим планом. Япония также планирует принимать меры по развитию и распространению технологий с низким уровнем выбросов ПГ и переходу к соответствующей социально-экономической структуре.
Страны с долей 1–3% мировых выбросов

Бразилия

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 1013 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 2,3%)
Традиционно в климатической политике Бразилии важная роль отводится использованию биомассы в экономической деятельности, в частности, в производстве электричества. Исторически вырубки тропических лесов в Бразилии были мощным источником выбросов ПГ в атмосферу, однако в последнее десятилетие руководству страны удалось существенным образом снизить темпы вырубок и, как следствие, уровень выбросов относительно инерционного сценария.

Меры руководства страны в настоящий момент направлены на:
— увеличение доли биотоплива в энергобалансе, посредством расширения потребления этанола и биодизеля;
— сохранение лесных массивов за счет усиления юридических механизмов, улучшения систем управления лесным фондом, а также путем восстановления 12 млн га лесов к 2030 г.;
— достижение доли 45% ВИЭ в энергобалансе за счет расширения использования гидроэнергии и других неископаемых источников энергии, а также повышения энергоэффективности экономики.

Бразилия планирует сократить выбросы ПГ на 66% к 2025 г. относительно показателей 2005 г. и на 75% к 2030 г.

В сфере энергетики к 2030 г. планируется увеличить долю возобновляемых источников до 45%.

Обозначенные меры включают:
— увеличение доли возобновляемых источников энергии, кроме гидроэнергии, до 28–33% к 2030 г.;
— увеличение доли неископаемых источников энергии посредством повышения пропорции возобновляемых источников (помимо гидроэнергии) в энергообеспечении до, по меньшей мере, 23% к 2030 г. Планируется более активное использование ветряной, солнечной энергии, а также энергии биомассы.

Мексика

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 724 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 1,6%)
Национальный вклад Мексики в противодействие изменению климата состоит из двух частей — безусловной и условной. К безусловной относится сокращение выбросов ПГ на 22% к 2030 г. и черного углерода на 51% относительно инерционного сценария развития экономики.

В условиях заключения международного соглашения (охватывающего области ценового регулирования выбросов, углеродных пошлин, технологического сотрудничества и обмена технологиями, а также доступа к льготному финансированию), Мексика готова сократить выбросы ПГ и черного углерода на 36 и 70% соответственно.

Согласно национальной стратегии по противодействию глобальному изменению климата, выделено 8 ключевых направлений климатической политики Мексики:

— снижение уязвимости граждан к негативным последствиям изменениям климата;
— снижение уязвимости производства и инфраструктуры стратегического значения к аномальным погодным явлениям;
— содействие адаптации экосистем к последствиям изменения климата;
— ускорение перехода к экологически чистым источникам энергии;
— снижение энергоемкости ВВП посредством повышения энергоэффективности;
— переход к модели «устойчивых» городов, предполагающих системы комплексного управления зданий и отходов;
— стимулирование наилучших практик в сельском и лесном хозяйствах;
— сокращение выбросов черного углерода и метана в целях повышения уровня жизни граждан.

Канада

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 714 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 1,6%)
Национально определяемый вклад Канады составляет снижение выбросов ПГ на 30% относительно 2005 г. к 2030 г.

Значительную роль в достижении данной цели будет играть наращивание лесного фонда, способного компенсировать часть выбросов промышленного сектора. Ранее Канада уже участвовала в международном климатическом регулировании, однако вышла из второго периода реализации Киотского протокола, не выполнив своих обязательств.

Важные компоненты энергетической политики Канады — стремление к низкоуглеродной генерации электроэнергии, установление строгих стандартов для угольных электростанций, запрет на строительство электростанций старого образца и постепенное закрытие действующих электростанций, работающих на угле. Транспортный сектор — источник четверти всех выбросов ПГ в Канаде, поэтому правительство активно сотрудничает с США по вопросам стандартизации транспортных средств.

Канадское правительство также ведет работу по изменению законов, связанных с регулированием выбросов гидрофторуглеродов, метана в нефтегазовом секторе, а также выбросов газовых электростанций и химических и азотных удобрений.

Канада может похвастаться одной из самых чистых систем электроэнергетики в Большой Восьмерке, Большой Двадцатке и даже в мире — почти 80% источников электроэнергии работают без выбросов парниковых газов. Несмотря на рост экономики, с 2011 г. выбросы ПГ на душу населения находятся на самом низком уровне с момента начала замеров в 1990 г. В период 2005–2013 гг. выбросы ПГ в Канаде сократились на 3,1% в то время как экономические показатели демонстрировали рост в 12,9%.

Южная Корея

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 693,3 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 1,5%)
В 2009 г. Южная Корея объявила добровольную цель по сокращению выбросов ПГ на 30% к 2020 г. (по сравнению с инерционным сценарием).

К основным мерам для достижения этого сокращения относятся:
— национальная система торговли квотами на выбросы (с 2015 г.);
— обязательная доля генерации электроэнергии из ВИЭ;
— повышение энергоэффективности в строительстве;
— повышение эффективности в сфере транспорта (планируется ужесточение стандартов по выбросам CO2 с 140 г/км в 2015 г. до 97 г/км в 2020 г.)

Цель в рамках Парижского соглашения: сокращение выбросов ПГ к 2030 г. на 37% по сравнению с инерционным сценарием (850,6 Мт CO2).

В национально определяемом вкладе Южной Кореи отмечается, что цель относится к выбросам в сфере энергетики, промышленности, сельского хозяйства и переработке отходов. Решение о том, включать ли выбросы от землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве (ЗИЗЛХ), будет принято позднее.

Потенциал для сокращения выбросов в Южной Корее не слишком велик из-за высокой доли промышленности и уже достигнутого серьезного повышения энергоэффективности.

Южная Корея также включила в свой национально определяемый вклад секцию по адаптации к изменениям климата, которая необходима для мониторинга, прогнозирования и предотвращения природных катастроф.

Австралия

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 648,2 Мт CO2
(доля в мировых выбросах — 1,4%)
До Парижского соглашения Австралия уже участвовала в международном климатическом регулировании, ратифицировав в 2007 г. Киотский протокол. В течение первого периода реализации протокола выбросы ПГ практически стабилизировались, и в 2012 г. они составили 648,2 Мт CO2.

В период до 2020 г. Австралия установила цель по сокращению выбросов всего на 5% к показателям 2000 г. (или 13% к 2005 г.). Стоит отметить, что эта цель установлена с учетом ЗИЗЛХ, и без учета этого сектора данная цель эквивалентна росту выбросов на 26% от уровня 1990 г. Принимая во внимание доступные возможности по сокращению выбросов и стоимость технологий,

Австралия отразила в своем национальном вкладе цель по сокращению, которая находится в промежутке от 26 до 28% от уровня 2005 г., в зависимости от обстоятельств. Кроме того, страна оставляет за собой право пересмотреть свои цели.

Австралия в 2014 г. сделала шаг назад в климатической политике и отменила углеродные пошлины, что ставит под сомнение достижение целей к 2020 г. и 2030 г. Однако в стране существует Фонд сокращения выбросов объемом 2,6 млрд долл., из которого финансируются проекты по повышению энергоэффективности и производительности промышленности.
Страны с долей менее 1% мировых выбросов

Аргентина

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 338 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 0,8%)
В условиях необходимости стимулирования экономического развития и решения проблемы бедности, в Аргентине вопрос противодействия изменению климата не стоит в первостепенной повестке дня. Тем не менее Аргентина участвует в международном климатическом регулировании и постепенно развивает национальное законодательство в этой сфере. Динамика выбросов ПГ в Аргентине с 1990 г. характеризуется тенденцией к увеличению, которое, по прогнозам, лишь ускорится.

Аргентина в рамках Парижского соглашения поставила два типа целей — безусловную (которая будет выполнена при любых условиях) и условную (выполнение которой зависит от ряда обстоятельств).

Безусловная цель представляет собой сокращение выбросов ПГ (включая ЗИЗЛХ) на 15% к 2030 г. по сравнению с инерционным сценарием для этого года.

Достижение данной цели планируется с помощью мер по развитию устойчивого ведения лесного хозяйства, повышения энергоэффективности, использования биотоплива, атомной энергии, ВИЭ и мер в транспортной сфере. При отборе подобных мер большую роль играет их потенциал по сокращению выбросов, а также возможность создания и применения национальных технологий при их реализации.

Цель сократить выбросы ПГ на 15% может быть увеличена до 30% при выполнении следующих условий:
1) адекватные и предсказуемые объемы международного финансирования;
2) поддержка развития технологий и инноваций;
3) поддержка в наращивании новых мощностей в энергетике.

Вероятность того, что безусловная цель Аргентины будет действительно достигнута, крайне высока. При условии поддержки в виде международного финансирования и помощи по развитию технологий Аргентина планирует улучшить системы оповещения о природных бедствиях и расширить меры по сохранению биоразнообразия.

Новая Зеландия

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 76,6 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 0,2%)
Новая Зеландия — еще одна страна, которая отказалась участвовать во втором периоде Киотского протокола. Установленная цель Новой Зеландии — к 2020 г. сократить выбросы парниковых газов на 5% от уровня 1990 г. На данном этапе возможность реализации данного плана под сомнением. Выбросы Новой Зеландии достигли пика в 2006 г, затем плавно сокращались до 2009 г., после чего их объемы вновь вышли на траекторию увеличения.

Тем не менее страна приняла участие в Парижском соглашении и озвучила цель по сокращению выбросов ПГ к 2030 г. на 30% по сравнению с 2005 г. (эквивалентно сокращению на 11% по сравнению с 1990 г.)

Одна из немногих, Новая Зеландия отметила в своем национально определяемом вкладе, что он будет осуществлен при условии неограниченного доступа к мировым углеродным рынкам. Это означает, что страна планирует использовать единицы сокращения выбросов, которые остались после первого периода Киотского протокола. О такой возможности в Парижском соглашении речь пока не идет.

Сингапур

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 56,1 Мт CO2
(доля в мировых выбросах 0,1%)
Потенциал сокращения выбросов ПГ в Сингапуре невелик из-за высокой зависимости страны от импорта энергоресурсов и невозможности масштабно использовать ВИЭ. 90% мощностей по генерации электричества уже используют газ, менее углеродоемкий по сравнению с углем. Ввиду высокой уязвимости перед изменениями климата страна готова внести свой вклад в глобальное сокращение выбросов.

В 2009 г. Сингапур принял цель по сокращению выбросов на 7–11% к 2020 г. по сравнению с инерционным сценарием. Поскольку выбросы в Сингапуре на протяжении более чем десятилетия имеют тенденцию к увеличению, национально определяемым вкладом Сингапура стало сокращение не абсолютных выбросов, а их отношения к ВВП. В 2012 г. в Сингапуре это отношение составило 0,27т/долл., что на 30% ниже по сравнению с уровнем 2000 г. Абсолютный объем выбросов ПГ Сингапур планирует стабилизировать к 2030 г.

Цель в рамках Парижского соглашения: сокращение выбросов ПГ на единицу ВВП к 2030 г. на 36% от уровня 2005 г. и стабилизация выбросов после пика в 2030 г.

На пути к достижению данной цели ВП, Сингапур планирует реализовать потенциал по сокращению энергоемкости ВВП — на 35% к 2030 г. от уровня 2005 г. Кроме того, планируется, что к 2030 г. 80% зданий будут относиться к категории высокоэффективных.

Интересны инициативы Сингапура и в сфере снижения выбросов от транспорта. Правительство установило цель к 2020 г. — 75% поездок в утренние и вечерние часы пик должны осуществляться с помощью общественного транспорта.

Швейцария

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 51 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 0,1%)
В рамках Парижского соглашения планирует сократить выбросы ПГ на 50% к 2030 г. относительно уровня выбросов 1990 г., причем в отчетный период 2021–2030 гг. среднее сокращение выбросов составит 35%.

Вклад сектора электроэнергетики в Швейцарии в выбросы ПГ относительно невелик ввиду развитой системы производства электроэнергии на атомных и гидроэлектростанциях. Меры противодействия изменению климата затронут в первую очередь секторы транспорта и строительства.

Важную роль в выполнении обязательств будет играть использование механизмов гибкости Киотского протокола. В частности, Швейцария планирует использовать Механизм чистого развития (CDM), покупая сертифицированные единицы сокращения выбросов (CERs) для сокращения издержек выполнения обязательств.

Норвегия

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 48 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 0,1%)
Руководством страны инициировано большое количество программ и мер по продвижению ВИЭ. В частности, Offshore Energy Act — программы субсидирования систем отопления и энергоэффективных зданий, поддержка использования древесины в энергетических целях, механизмы принуждения объектов возобновляемой энергетики в подключении к сети и проч.

В рамках национально определяемого вклада Норвегия ставит целью сокращение выбросов ПГ, по меньшей мере, на 40% к 2030 г. относительно уровня 1990 г. Для Норвегии качественное развитие энергетического сектора — ключ к процветанию страны, а также инструмент борьбы и смягчения последствий изменения климата.

К приоритетным инструментам противодействия климатическим изменениям относятся:
— сокращение выбросов ПГ в транспортном секторе;
— развитие низкоуглеродных технологий в промышленности;
— развитие технологий улавливания и хранения СО2;
— развитие ВИЭ;
— снижение выбросов ПГ в морском судоходстве.

Особую роль продолжат играть экономические механизмы ограничения выбросов ПГ. Углеродный налог в Норвегии как инструмент экологической политики начал действовать еще в 1991 г. в отношении потребления топлива и добычи энергетических ресурсов на шельфе. Кроме того, с 2008 г. Норвегия является участником Европейской системы торговли квотами на выбросы ПГ, способствующей снижению издержек участников в ходе сокращения парниковых выбросов.

Долгосрочная цель Норвегии состоит в переходе к обществу с низким уровнем выбросов ПГ к 2050 г.

Исландия

Объем выбросов ПГ в 2012 г.: 3 МтCO2
(доля в мировых выбросах — 0,01%)
В топливно-энергетическом балансе Исландии значительная часть первичного потребления покрывается за счет ВИЭ. Электрогенерация и система отопления на 100% используют возобновляемую энергию. Это означает, что основной ресурс сокращения выбросов содержится в других секторах, в частности, в транспортном, в сельском хозяйстве, рыболовстве, промышленности, управлении отходами, а также в наращивании объемов лесного фонда.

В качестве национального вклада Исландия обозначает цель, аналогичную цели ЕС, — сократить выбросы ПГ на 40% к 2030 г. относительно уровня 1990 года.

Кроме того, особая роль в снижении негативных последствий изменения климата и его противодействию отведена участию Исландии в Европейской системе торговли квотами на выбросы.
Использованные источники
1. http://uneplive.unep.org/media/docs/theme/13/EGR_2015_301115_lores.pdf
2. http://ec.europa.eu/clima/news/articles/news_2013111901_en.htm
3. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/134191994
4. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г.; Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. N 504-р
5. http://tass.ru/obschestvo/2523208
6. http://www.japantimes.co.jp/life/2014/11/17/environment/japans-carbon-dioxide-emissions-hit-record-high/#.VqT55_mLSM8
7. Announcement at the Warsaw COP19 Conference (2013)
8. http://climateactiontracker.org
9. https://www.nccs.gov.sg/sites/nccs/files/
Climate%20Change%20and%20Singapore_1.pdf


В проекте использованы фотографии агентств Reuters, AFP, AP, EPA.
Авторы
Стажер-исследователь ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Анна Соколова
Стажер-исследователь ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Илья Степанов
Над проектом работали: Дарья Хаспекова, Ирина Сорокина, Мария Гурова, Мария Смекалова и Александр Тесля.
© 2016 Российский совет по международным делам, russiancouncil.ru