Турция

Турция

Военные расходы Турции сократились на треть — с 3,7 % в 2000 г. до 2,2 % в 2014 г.

Регулярные войска и резервы

Регулярные войска и резервы

Техника сухопутных войск

Техника сухопутных войск

Турция имеет наиболее многочисленные сухопутные войска в Черноморском регионе, размер которых составляет 45 % от общей численности регулярных войск региона. Однако армия Анкары не сконцентрирована в северной части страны, а скорее наоборот, больше перемещается в юго-восточную и восточную ее части в связи продолжающейся нестабильностью, вызванной сирийским кризисом, и проведением операций против РПК. Полувоенные формирования занимают по величине второе место после сухопутных войск: основное подразделение – жандармерия (подчиняется Министерству внутренних дел) с численностью личного состава 100 тыс. человек. Более того, свыше 75 % турецкой армии состоит из солдат срочной службы (325 тыс. из 402 тыс.). ВМС также преимущественно состоят из солдат срочной службы (34,5 тыс. из 48,6 тыс.), и только в ВВС служат исключительно контрактники. На турецкую армию большое влияние оказали регулярные чистки среди офицеров высокого ранга, проводимые с 1990-х годов по инициативе турецкого правительства. Наиболее массовая из них имела место в 2012 г. и привела к увольнению и взятию под стражу 40 генералов . Считается, что наиболее сильное влияние эти чистки оказали на турецкие ВМС .
Турция обладает наиболее многочисленными сухопутными силами в Черноморском регионе. На вооружении у турецкой армии имеются немецкие танки «Леопард» (722 единицы) и американские боевые танки M48 и M60. Еще 2 тыс. единиц находятся в резерве.
Турция обладает наиболее многочисленными сухопутными силами в Черноморском регионе. На вооружении у турецкой армии имеются немецкие танки «Леопард» (722 единицы) и американские боевые танки M48 и M60. Еще 2 тыс. единиц находятся в резерве.

Военно-воздушные силы

ВВС

Турецкие воздушные силы представляют собой треть военно-воздушного потенциала стран Черноморского региона, и состоят из восточного и западного тактических подразделений. Минимальный годовой налет для турецких пилотов равен 180 часам – стандарт для членов НАТО. В их распоряжении находятся преимущественно американские истребители F-5 и штурмовики (F-4 и F-16). В марте 2011 г. Турция разместила крупный заказ на унифицированные ударные истребители Lockheed Martin F-35, по некоторым данным общей стоимостью 16 млрд долл. США за 100 единиц, которые будут приобретены к 2030 г.i Компания Turkish Aerospace Industries в сотрудничестве со шведской компанией Saab разработала проект истребителя TF-X, однако маловероятно, что первый TF-X совершит свой первый полет в 2023 г., как заявил один турецкий чиновник.

Анкара приняла решение о наращивании своих средств противовоздушной обороны, и в сентябре 2013 г. Турция выбрала компанию China Precision Machinery Import-Export Corp (CPMIEC) и подписала контракт на покупку ЗРК HQ-9 средней и большой дальности на общую сумму 2,5 млрд евро, вызвав в США и Европе серьезные опасения по поводу ее интеграции с системой ПВО НАТО и безопасности. В то же время китайская компания не полностью выполнила требования Анкары, и Турция продолжает поиск более эффективных предложений ракетных комплексов большой дальности.
F-16C Fighting Falcon

Военно-морские силы

ВМС

Военно-морские силы Турции находятся в лучшем состоянии. Турция в 2012 г. имела 35 кораблей первого ранга и подводных лодок общим тоннажем около 97 тыс. тонн.
ВМС Анкары наиболее эффективные в регионе и функционируют не только в Черном, но и в Средиземном море, и не стоит забывать о том, что кадровые чистки в рядах высокопоставленных военных чиновников, проводимые в течение последнего десятилетия, оказали сильное влияние на ВМС Турции. Турецкие ВМС включают 14 классических подводных лодок, поставленных Германией (6 единиц проекта 209-1200 и 8 единиц проекта 209-1400), при этом часть из них дислоцируется на военно-морской базе Бартын на турецком побережье Черного моря, которая относится к командованию Северной военно-морской зоны Турции. В июле 2009 г. Анкара разместила в немецкой компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и британской компании Marine Force International LLP (MFI) заказы на строительство еще 6 подводных лодок проекта 214, срок ввода в эксплуатацию которых планировался на период с 2018 г. по 2023 г. Сделка оценивается в 2,5 млрд евро, а подводные лодки будут строиться на турецкой военно-морской верфи в Гёльджюке, где уже было изготовлено 11 из 14 турецких подводных лодок проекта 209. Что касается надводных боевых кораблей, в составе турецких ВМС находятся американские и немецкие платформы: 8 немецких фрегатов типа МЕКО 200, включая 4 модернизированные единицы, и 8 американских фрегатов типа «Оливер Хазард Перри».
Анкара приняла решение о наращивании объема средств противолодочной обороны (СПО), и в 2004 г. начала строительство 12 боевых корветов береговой охраны MILGEM (от Milli Gemi — «национальный корабль»), предназначенных для прибрежного патрулирования и противолодочной обороны. Первый из них, корвет «Хейбелиада», был построен на турецкой военно-морской верфи в Стамбуле и вошел в боевой состав в 2011 г., в то время как второй был введен в эксплуатацию в 2013 г. Первые четыре корабля будет построены на турецкой военно-морской верфи, при этом стоимость единицы не должна превысить 220 млн евро. Таким образом, первая партия из 6 корветов MILGEM обойдется Турции примерно в 1,4 млрд евро. Что касается десантной техники, турецкие ВМС располагают 5 танкодесантными судами проекта LST (Landing Ship Tank), 49 малыми танкодесантными судами проекта LCT (Landing Craft Tank) и LCM (Landing Craft Mechanized). Анкара планирует увеличить число десантных судов и приобрести один десантный корабль-док (LPD), два новых LST и 8 быстроходных новых LCT. В то время как все новые LCT были построены с 2010 г. по 2013 г., строительство LPD и LST еще не началось. LPD должны заполнить пробелы в ресурсах, располагаемых ВМС Турции, и в декабре 2013 г. Анкара подписала контракт на 3 млрд евро с местной судостроительной компанией Sedef Gemi Insaati A.S. и испанской компанией Navantia для выполнения указанного проекта. Первую единицу планируется принять на вооружение в 2021 г. В мае 2011 г. турецкое Министерство обороны и судостроительная компания ADIK Furtrans подписали контракт стоимостью 370 млн евро на строительство двух новых LST: первая единица будет введена в эксплуатацию в 2017 г. Благодаря новым LST и LPD Турция сможет осуществлять транспортировку на дальние расстояния и поддерживать действия ВМС при конфликтах, схожих с ливийским.
Страница проекта «Соотношение вооруженных сил в Черноморском регионе»
© 2016 Российский совет по международным делам, russiancouncil.ru