ДЕБАТЫ РСМД
Готова ли ОДКБ к новым вызовам безопасности?
2 эксперта
-----------------
2 мнения
ДЕБАТЫ РСМД
Готова ли ОДКБ к новым вызовам безопасности?
2 эксперта
-----------------
2 мнения
Многие эксперты сегодня критикуют ОДКБ, вменяя ей неудачи в урегулировании территориальных конфликтов на постсоветском пространстве, а также в обеспечении безопасности в регионе. Эксперты РСМД, Юлия Никитина и Вячеслав Сутырин, напротив, полагают, что ОДКБ в целом к вызовам безопасности готова.
Какая из точек зрения экспертов Вам ближе? Или Вы все же в стане критиков ОДКБ?
Юлия Никитина
к.полит.н., научный сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО МИД России, доцент кафедры мировых политических процессов
Вячеслав Сутырин
научный сотрудник факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Юлия Никитина
к.полит.н., научный сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО МИД России, доцент кафедры мировых политических процессов
ОДКБ — готова к вызовам безопасности. Не готово, скорее, руководство государств-членов. Потому что новые вызовы безопасности проявляются внутри государств, а борьба с ними, очевидно, является внутренним делом.
ОДКБ — готова. Не готово, скорее, руководство государств-членов.
Потому что новые вызовы безопасности проявляются внутри государств, заставляя задуматься о возможной неэффективности системы управления. Какому руководству захочется приглашать соседей, чтобы урегулировать внутренние проблемы?

Согласно исследованиям Уппсальского университета, межгосударственные конфликты с 1946 г. составляют лишь незначительную часть всех конфликтов в мире, большинство же конфликтов — внутригосударственные. Договор о коллективной безопасности подписывался в 1992 г. как гарантия защиты от нападения со стороны государств или группы государств. При создании Организации ДКБ в 2002 г. ставились уже более широкие цели, ориентированные именно на новые вызовы и угрозы — международный терроризм, экстремизм, наркотрафик, нелегальную миграцию из третьих стран, позднее добавились киберугрозы.

Однако же, по-прежнему, данные угрозы должны исходить извне, например, с территории Афганистана. Если же угрозы имеют внутреннее происхождение, то борьба с ними, очевидно, также является внутренним делом. Тем не менее у министерств и ведомств государств-членов есть возможность поработать вместе — в рамках операций, проводимых ОДКБ. Это, например, антинаркотическая операция «Канал», в которой принимают участие десятки тысяч сотрудников различных министерств и ведомств, чья работа так или иначе связана с борьбой с наркотрафиком. Эффективность операции «Канал» очень высоко оценивается официальными представителями, но, к сожалению, эта операция из-за своего масштаба проводится лишь несколько дней в году.
В целом в рамках ОДКБ идеи о расширении списка новых угроз безопасности, с которыми должна бороться Организация, получают одобрение государств-членов. Так, 26 мая 2016 г. на совещании руководящего состава органов внутренних дел ОДКБ по предложению МВД России было принято решение о разработке Соглашения о совместном противодействии новым криминальным вызовам, угрожающим коллективной безопасности государств-членов ОДКБ. Помимо уже содержащихся в других документах ОДКБ угроз терроризма, наркопреступности, международной преступности, торговли людьми, также предлагается бороться с «массовыми беспорядками и другими действиями, посягающими на правопорядок и безопасность граждан». Идеи о борьбе с массовыми беспорядками уже начали вызывать вопросы у некоторых обозревателей. Значит ли это, что ОДКБ все-таки готова начать бороться именно с внутренними вызовами и угрозами политического характера? Появился ли у правящих режимов государств-членов некий консенсус относительно возможности вмешательства во внутренние дела? Ответы на эти вопросы невозможно дать до тех пор, пока не возникнет очередной кризис в одном из государств-членов и дело не дойдет до выбора: выносить сор из избы или нет.

Голосовать


Вячеслав Сутырин
научный сотрудник факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова
ОДКБ критикуют за «многовекторность» политических линий участников организации, отсутствие боевого опыта и неразвитость бюрократического аппарата. Но это не повод от нее отказываться.
Организация Договора о коллективной безопасности — традиционный объект для критики в отдельных экспертных кругах.
Часть этой критики — вполне обоснована, но далеко не вся. Часть критики вытекает из сравнения ОДКБ с НАТО и попыток противопоставить две организации. Совершенно ясно, что ОДКБ — это организация принципиально иного типа, так как она возникла в постсоветский период, когда блоковое противостояние уже завершилось. Тогда требовалась новая «сборка» пространства безопасности на месте бывшего СССР.

Если НАТО до последнего момента переживала кризис идентичности, не понимая, какие вызовы отвечают на вопрос о смысле ее существования, то ОДКБ изначально оказалась в совершенно иной ситуации. Вызовы были более чем реальными. Во-первых, это вызовы межэтнических и замороженных конфликтов, доставшихся в наследство после распада СССР. Во-вторых, это террористическая угроза, остро ощущающаяся на Кавказе и в Центральной Азии. В-третьих, это проблема «цветных революций».

Вокруг этих вызовов во многом и сосредоточилась критика организации.

Во-первых, критикуют так называемую «многовекторность» политических линий участников организации. Здесь актуальная отсылка к недавнему обострению карабахского конфликта и последующим трениям между участниками объединения в вопросах реагирования на кризис. Во-вторых, указывают на отсутствие реального боевого опыта у организации. В-третьих, отмечают недостаточную развитость бюрократического аппарата и наднациональных механизмов воздействия на политический курс стран-участниц.
Все три направления критики не безосновательны. Но, фактически, любая международная организация, тем более военного характера, сталкивается со сходными проблемами. Повод ли это отказываться от ОДКБ?

Говоря об альтернативах, более эффективных инструментах парирования вызовов безопасности в регионе, можно услышать предложение о переносе акцента на двусторонние отношения России со странами постсоветского пространства. Отмечается, что это расширит пространство маневра для России. Безусловно, такой сценарий будущего исключать не следует. Однако в текущей ситуации ОДКБ привносит целый ряд важных компонентов в работу с вызовами в регионе. Это и повышение согласованности действий военных подразделений (совместные учения), и отработка конкретного взаимодействия (операции против наркотрафика и нелегальной миграции), и регулярный диалог и согласование позиций на уровне МИДов, Советов безопасности и т.д.

Очевидно, ОДКБ далека от завершенности процессов институционального оформления. Но идет активная адаптация организации к меняющимся реалиям. Сюда можно отнести и создание Коллективных сил оперативного реагирования в 2009 г., и начало проработки создания авиагруппировки и Центра кризисного реагирования ОДКБ. Ясно, что это сделает организацию более мобильной и способной оперативно реагировать на угрозы.

ОДКБ играет и важнейшую политическую функцию, предоставляя военные гарантии своим членам в признанных границах. Этот вызов резко актуализировался в последние годы. И здесь не следует видеть лишь противостояние России и Запада. Противоречия возрастают в различных регионах, и военные гарантии имеют важное значение, усиливая каждодневный политический вес членов организации.

Эти хоть и важные, но все же локальные вопросы, складываются в более общую картину. Основной смысл существования ОДКБ — это обеспечение целостности Евразийского региона с точки зрения безопасности, предотвращение его дезинтеграции путем вовлечения в разнонаправленные потоки международного развития на континенте. Проще говоря, ликвидация многостороннего формата ОДКБ создаст пустоту, которую быстро заполнят нередко конфликтующие интересы внешних субъектов.

Тенденции нескольких региональных векторов наметились на постсоветском пространстве во многом естественным образом в результате интеграции бывших советских республик в глобальную экономику и вовлечение в региональные экономические процессы. Возникает ряд негативных тенденций, которым препятствует ОДКБ. Отсутствие многостороннего формата будет заполняться другими региональными векторами, которые могут привести к рассогласованию, разбалансировке и в итоге к повышению конфликтогенности — на Кавказе, в Центральной Азии.

Постепенное развитие ОДКБ и создание в рамках организаций новых механизмов показывает, что ее деятельность — в интересах всех стран-участниц.

Голосовать
Голосование