От Джорджа Вашингтона до Дональда Трампа

Избирательная система США

История институтов, основные термины, четверка финалистов 2016
Президентские выборы в США — одна из самых старых демократических традиций современного мира. Выборы президента проводились в этой стране регулярно каждые четыре года, несмотря ни на какие политические проблемы, тяжелые социально-экономические условия и непростые исторические эпохи.

В последние десятилетия в связи с ростом международного влияния Соединенных Штатов к выборам президента приковано особое внимание мировой общественности. Процесс выборов и избирательная кампания проходят красочно и шумно. Президентом становится кандидат, выдержавший жесточайшую конкуренцию. С каждым разом кандидаты используют все более изощренные инструменты для завоевания голосов избирателей. Выборы американского президента — сложнейший многоуровневый процесс, эволюционировавший за 200 лет, но сохранивший неизменными многие традиции.
Американская Конституция содержит лишь общие процедурные нормы проведения президентских выборов, перекладывая решение многих вопросов на правительства штатов.
В силу этого сделать масштабные обобщения того, как проходит избрание американского президента, практически невозможно.

Процедура выборов президента США подвергается серьезной и зачастую вполне обоснованной критике. Ее реформирование началось практически сразу с момента принятия и продолжается до сих пор. В современном политическом дискурсе обсуждаются несколько десятков предложений о внесении изменений в этот процесс.

Особенности проведения партийного предварительного голосования

Выборы президента разделены на два этапа — партийный и общий.
В Демократической партии принят следующий механизм голосования. На первом этапе избиратели выбирают делегатов на партийный съезд, которые в свою очередь отдадут свой голос за одного из кандидатов от партии. Делегаты делятся на пообещавших проголосовать за определенного кандидата (pledged) и свободных от таких обязательств (unpledged). Организацией проведения выборов занимаются партийные институты избирательного округа. Количество делегатов от каждого из округов высчитывается по формуле и основано на индексе распределения голосов (allocation factor) [Coleman K.J. The Presidential Nominating Process and the National Party Conventions, 2016: Frequently Asked Questions. December 30, 2015. Congressional Research Service Report R42533].

В президентской предвыборной кампании 2016 г. в демократическом съезде будут участвовать 4763 делегата (чтобы выиграть, необходимо 2382). Правила выбора делегатов изложены в документе «Delegate Selection Rules for the 2016 Democratic National Convention».
В Республиканской партии правила намного проще: в съезде участвуют по 10 делегатов от каждого штата, 3 от каждого избирательного округа. Кроме того, дополнительные делегаты выбираются в штатах, в которых выборщики проголосовали за кандидата-республиканца на прошедших выборах.

В президентской предвыборной кампании 2016 г. в республиканском съезде будут участвовать 2470 делегатов (минимум для победы — 1236). Правила выбора делегатов изложены в документе «The Official Guide to the 2016 Republican Nominating Process».
По итогам национальных конвенций будут определены кандидаты от каждой партии. В 2016 г. конвенции запланированы у республиканцев — на 18–21 июля в Кливленде (штат Огайо), у демократов — на 25–28 июля в Филадельфии (штат Пенсильвания). Кандидаты вступят в финальный период предвыборной кампании, который продлится до ноября и завершится общим голосованием.

Правила ноябрьского (общего) голосования также определяются законодательством каждого штата. В одних избиратели голосуют за кандидата в президенты, в других — за список выборщиков, которые затем отдадут свой голос кандидату, заручившемуся поддержкой большинства жителей штата. Как правило, в большинстве штатов действует принцип — победитель получает все. В некоторых из них предусмотрены штрафы в отношении выборщиков, которые голосуют не так, как большинство избирателей штата. Однако подобная практика обычно не применяется.
К предвыборной кампании 2016 г. приковано особое внимание, поскольку на этих выборах, в отличие от предыдущих, обе партии проводят праймериз.
Напомним, что в 2012 г. кандидат в президенты от демократов Барак Обама баллотировался на второй срок, поэтому необходимости проводить праймериз в Демократической партии не было.

В 2008 г. в демократических праймериз участвовали 10 кандидатов, большинство из которых выбыли из гонки в январе, так как не получили необходимую поддержку в ходе «супервторника». Среди наиболее известных были Хиллари Клинтон, выбывшая из гонки последней (в июне), и Джозеф Байден, прекративший свое участие в кампании 3 января. Стоит отметить, что 8 лет назад Х. Клинтон составляла серьезную конкуренцию Б. Обаме практически до самого последнего дня проведения праймериз. Победа досталась Б. Обаме, набравшему 2158 голосов делегатов, тогда как Х. Клинтон получила 1920 при необходимых 2118.

На начальном этапе в предвыборной гонке республиканцев участвовали 12 претендентов. Победу, как известно, одержал Джон Маккейн, набравший 1401 голос делегатов при необходимых 1191. Его ближайший конкурент Майк Хакаби получил 240 голосов. В 2016 г. он повторил попытку баллотироваться в президенты, но снова потерпел неудачу.

На общем голосовании Б. Обама одержал уверенную победу. При необходимом количестве в 270 голосов за него проголосовали 365 выборщиков, за Дж. Маккейна — 173.

Президент США:
история появления должности, эволюция выборных механизмов

1777 г. Основным законом Конфедерации американских колоний стали «Статьи Конфедерации и вечного союза»
55 человек из 12 штатов более 4 месяцев принимали участие в заседаниях Конституционного конвента. Президентом Конвента был избран генерал Джордж Вашингтон.
Подробнее
13 сентября 1788 г. 11 штатов ратифицировали Конституцию
Ратификация знаменовала собой начало работы нового государственного механизма.
Подробнее
15 декабря 1788 г. Первые выборы президента США
Первые выборы президента прошли в период с 15 декабря 1788 г. по 10 января 1789 г.
Подробнее
4 марта 1789 г. Создание должности Президента США
По результатам выборов единогласным решением на должность первого президента был избран
Дж. Вашингтон.
Подробнее
30 апреля 1789 г. Инаугурация первого президента
Подробнее
25 сентября 1804 г. Принята
XII поправка к Конституции
Принята XII поправка к Конституции, регламентирующая раздельное голосование по кандидатуре президента и вице-президента.
Подробнее
1804 г. Первые кокусы
Введение практики выдвижения кандидатов в президенты на закрытых собраниях партий (кокусах).
Подробнее
1824 г. Введение новой
системы голосования
Если раньше выборщиков избирало законодательное собрание каждого штата, то теперь в голосовании участвовали уже непосредственно граждане.
Подробнее
1832 г. Выдвижение кандидатов в президенты на национальных конвентах
Главные и мелкие партии стали выдвигать и избирать кандидатов в президенты на национальных конвентах, которые потеснили прежние «узкоэлитарные конгрессовские кокусы».
Подробнее
1901 г. Первые «праймериз»
Впервые предварительное голосование (в отличие от кокусов) на выборах президента состоялось
в штате Флорида.
Подробнее
1916 г. «Праймериз» в 27 штатах
Подробнее
1933 г. Вступила в действие
XX поправка к Конституции
Время с момента проведения голосования выборщиков до инаугурации президента сократилось. Вместо марта новоизбранный президент вступал в должность в полдень 20 января.
Подробнее
1952 г. Голосование за кандидатов
В штате Нью-Гэмпшир впервые состоялось предварительное голосование не за делегатов, а непосредственно за кандидатов от каждой партии.
Подробнее
1988 г. Первый «супервторник»
14 южных штатов решили провести предварительное голосование в один день, чтобы усилить влияние избирателей Юга и кандидатов на ход всей избирательной кампании.
Подробнее
1777 г.

Основным законом Конфедерации американских колоний стали «Статьи Конфедерации и вечного союза».

Должность президента США была создана Конституцией, вступившей в силу 4 марта 1789 г. При этом учреждение этой должности в определенной степени стало компромиссом между отцами-основателями, которые придерживались разных взглядов на устройство государственной власти в Соединенных Штатах.
С 1777 г. основным законом Конфедерации американских колоний были «Статьи Конфедерации и вечного союза» («Articles of Confederation and Perpetual Union»), принятые Вторым Континентальным конгрессом (1775–1781 гг.). Документ не предусматривал единого национального правительства, единственным органом власти был Конгресс представителей штатов.

После провозглашения независимости и победы над Великобританией перед Конфедерацией североамериканских колоний встал вопрос о путях развития страны. Для решения этого вопроса в Филадельфии был созван Конституционный конвент. Участники Конвента были убеждены в необходимости создания национального правительства, но расходились во мнениях, насколько сильным оно должно стать.

55 человек из 12 штатов принимали участие в заседаниях, продолжавшихся более 4 месяцев [Самый малочисленный штат Род-Айленд воздержался от участия из опасений, что работа Конвента закончится введением жесткого федерального принципа, лишающего штаты самостоятельности]. Президентом Конвента был избран генерал Джордж Вашингтон. Он решил не участвовать в бурных дискуссиях, а остаться беспристрастным миротворцем и не поддерживать ни одну из сторон.

Противоречия разделили участников Конвента на «федералистов» и «антифедералистов». Обсуждались вопросы о целесообразности проведения всеобщих выборов, о том, должна ли вся полнота исполнительной власти быть сосредоточена в руках одного человека или следует создать комитет. Делегаты согласились с тем, что стране необходим глава исполнительной власти — президент. Некоторые из них выступали за всеобщие президентские выборы, другие, не доверявшие массам и не желавшие установления сильной исполнительной власти, настаивали на том, чтобы президент назначался Конгрессом. В итоге было решено, что голосование будет всеобщим, но на нем будут избирать выборщиков, а те, в свою очередь, будут выбирать президента. Данная норма была зафиксирована в Конституции.

Отец-основатель американской консервативной традиции Александр Гамильтон в «Записках Федералиста» объяснил необходимость института выборщиков следующим образом: «В равной степени желательно, чтобы непосредственные выборы проводились теми, кто способен проанализировать приспособление качеств к обстановке, действующими в условиях, благоприятных для обсуждений и здравого учета всех причин и побудительных мотивов, потребных для руководства их выбором. Небольшая группа лиц, избранная своими согражданами из большой массы, лучше всего информирована и обладает должной проницательностью для этого сложнейшего исследования».

Процедура избрания выборщиков была отдана на усмотрение штатов. Первое время в большинстве из них выборщиков выбирали законодательные собрания (легислатуры).
Конституция США
13 сентября 1788 г.

11 штатов ратифицировали Конституцию.
Род-Айленд и Нью-Йорк ратифицировали Конституцию в 1790 г. Заработал первый Конгресс в соответствии с новой Конституцией.
Первые выборы президента прошли в период с 15 декабря 1788 г. по 10 января 1789 г.

Было избрано 69 выборщиков. У каждого выборщика было по два голоса. Единогласным решением на должность первого президента был избран Дж. Вашингтон — за него каждый из выборщиков отдал один голос. Вторым по популярности был Джон Адамс, ставший вице-президентом. Инаугурация первого президента состоялась 30 апреля 1789 г.
Генерал Дж. Вашингтон вошел в историю Соединенных Штатов как первый (и на данный момент последний) беспартийный президент.
Все его последователи выигрывали президентские выборы в результате победы в межпартийной или внутрипартийной борьбе.
Дж. Адамс и Э. Джексон
25 сентября 1804 г.

Принята XII поправка к Конституции, регламентирующая раздельное голосование по кандидатуре президента и вице-президента.
Конституционные нормы выбора президента США.
XII поправка
Американская Конституция устанавливает следующие правила выбора президента.

Каждый штат назначает в установленном его законодательным собранием порядке выборщиков в количестве, равном общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право послать в Конгресс. При этом ни один сенатор или представитель либо лицо, занимающее официальную или приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов, не могут быть назначены выборщиками.

Выборщики собираются в своих штатах и голосуют бюллетенями за двух лиц, из которых по крайней мере одно не должно быть жителем одного с ними штата. Они же составляют список всех лиц, за которых голосовали, с указанием числа голосов, поданных за каждого из них. Список, подписанный и удостоверенный выборщиками, направляется опечатанным в место пребывания правительства Соединенных Штатов на имя председателя Сената. Председатель Сената в присутствии Сената и Палаты представителей вскрывает опечатанные списки, после чего голоса подсчитываются. Лицо, получившее наибольшее число голосов, становится президентом при условии, что это число составляет большинство голосов всех назначенных выборщиков. Если же одно лицо и более получили такое большинство, имея при этом равное число голосов, то Палата представителей незамедлительно выбирает одного из них в президенты, голосуя бюллетенями. Если ни одно лицо не получит большинства голосов, то Палата таким же способом выбирает президента из пяти лиц, получивших наибольшее число голосов среди всех находившихся в списке кандидатов. Но при выборах президента голоса подаются по штатам, причем представительство от каждого штата имеет один голос; кворум в таком случае составляют члены Палаты от двух третей штатов, при этом для избрания президента необходимо большинство голосов всех штатов. В каждом случае после избрания президента лицо, набравшее наибольшее число голосов выборщиков, становится вице-президентом. Если же окажется, что два лица или более получили равное число голосов, то Сенат выбирает из них вице-президента, голосуя бюллетенями (ст. II Конституции США).

Несовершенство процедуры выборов, заложенной в Конституции, обнаружилось уже через 11 лет после ее ратификации. На выборах 1800 г. с перевесом в три голоса (71 против 68) Джон Адамс одержал победу над Томасом Джефферсоном, и, согласно законодательству того времени, Дж. Адамс стал президентом, а Т. Джефферсон — вице-президентом.

Как отмечает А. Азимов в своей книге «История США. От глубокой древности до 1918 года», «эти выборы обнажили серьезный недостаток конституционной системы выбора людей на эти посты». «Создатели конституции рассчитывали, что выборщики будут отдавать предпочтение людям, руководствуясь высокими идеалистическими принципами, так что лучший становился бы президентом, а второй по порядку — вице-президентом. Оказалось же, что вместо этого выборщики голосуют по партийным соображениям. Это приводило к тому, что человек, получивший второе количество голосов, оказывался представителем партии, оппозиционной человеку с наибольшим количеством голосов — как и произошло в случае с Джоном Адамсом и Томасом Джефферсоном» [Азимов А. История США. От глубокой древности до 1918 года. М.: ЭКСМО, 2013. С. 363–364].

Для того чтобы решить эту проблему, 25 сентября 1804 г., незадолго до даты очередных выборов, была принята поправка XII к Конституции (ратифицирована 15 июня 1804 г.). Она содержала четкие инструкции относительно раздельного голосования по кандидатуре президента и вице-президента.
Поправка XII гласила:
«Выборщики собираются в своих штатах и голосуют бюллетенями за Президента и вице-президента, из которых по крайней мере один не должен быть жителем одного с ними штата; они указывают в своих бюллетенях лицо, за которое голосуют как за Президента, и в отдельных бюллетенях лицо, за которое голосуют как за вице-президента; они же составляют отдельные списки всех лиц, за которых голосовали как за Президента, и всех лиц, за которых голосовали как за вице-президента, с указанием числа голосов, поданных за каждого из них; эти списки они подписывают, удостоверяют и направляют опечатанными в место пребывания Правительства Соединенных Штатов на имя Председателя Сената. Председатель Сената в присутствии Сената и Палаты представителей вскрывает все опечатанные списки, после чего голоса подсчитываются. Лицо, получившее наибольшее число голосов, поданных за Президента, становится Президентом, если таковое число составляет большинство числа голосов всех назначенных выборщиков; если же ни одно лицо не получит такового большинства голосов, тогда из лиц (не более трех из списка тех, за которых голосовали как за Президента), имеющих наибольшее число голосов, Палата представителей незамедлительно выбирает Президента, голосуя бюллетенями. Но при выборах Президента голоса подаются по штатам, причем представительство от каждого штата имеет один голос; кворум в таковом случае составляют члены Палаты от двух третей штатов; при этом для избрания Президента необходимо большинство голосов всех штатов. Если Палата представителей, когда право выбора переходит к ней, не выберет Президента до четвертого дня следующего марта, тогда вице-президент будет действовать в качестве Президента, как в случае смерти или иной конституционной неспособности Президента. Лицо, получившее наибольшее число голосов за вице-президента, становится вице-президентом, если таковое число составляет большинство числа голосов всех назначенных выборщиков; если же ни одно лицо не получит большинства голосов, тогда из двух лиц, которые получили наибольшее число голосов среди всех кандидатов, находившихся в списке, Сенат выбирает вице-президента; кворум в таковом случае составляют две трети все сенаторов, при этом для избрания вице-президента необходимо большинство голосов всех сенаторов. Но ни одно лицо, не подлежащее в силу конституционных требований избранию на должность Президента, не подлежит избранию на должность вице-президента Соединенных Штатов».
Усиление партийных институтов
Первые кокусы
Нововведением на выборах 1804 г. стала практика выдвижения кандидатов в президенты на закрытых собраниях партий (кокусах), т.е. теми конгрессменами, которые были членами данной политической партии. В результате выборов победу в битве за президентское кресло одержал Т. Джефферсон, на должность вице-президента был избран губернатор Нью-Йорка Джордж Клинтон.
Photo: www.waynesboroheritagefoundation.com
Эндрю Джексон
Выборы 1824 г.

В голосовании участвуют
непосредственно граждане. В прямом голосовании победил Э. Джексон, но набрал менее 50% голосов, а Палата представителей поддержала Дж. Адамса.
Следующим испытанием для системы стали выборы 1824 г. Президент Джеймс Монро отказался баллотироваться на третий срок — в то время ограничение президентских полномочий двумя сроками было лишь традицией, но не законом. Федералистская партия к тому времени перестала существовать, а у демократических республиканцев не было единства мнений относительно претендента на должность президента, поэтому кандидатуры выдвинули пятеро политиков.

На выборах 1824 г. фактически была введена новая система голосования. Если раньше выборщиков избирало законодательное собрание каждого штата, то теперь в голосовании участвовали уже непосредственно граждане. Они голосовали за список выборщиков, обещавших отдать свой голос в поддержку того или иного кандидата в президенты. Таким образом, впервые в выборах президента участвовали рядовые избиратели.

Первое место в списке по результатам прямого голосования (popular vote) занял Эндрю Джексон, получивший 152544 голоса, второе — Джон Куинси Адамс (108740 голосов). Другие кандидаты набрали порядка 40000 голосов. Результаты решающего голосования выборщиков оказались следующими:
Э. Джексон — 99, Дж. Адамс — 84, У. Кроуфорд — 41, Г. Клей — 37. Победителем, согласно Конституции, должен был стать кандидат, получивший больше половины голосов, т.е. 131 голос выборщиков. Но поскольку ни один из кандидатов не набрал достаточное количество голосов, решение должна была принять Палата представителей — она поддержала Дж. Адамса. Первый раз в истории (но не в последний) кандидат, набравший большее количество голосов, не смог стать президентом.
К выборам 1828 г. лишь в Южной Каролине выборщики выбирались легислатурой. На выборах 1832 г. главные и мелкие партии стали выдвигать и избирать кандидатов в президенты на национальных конвентах, которые потеснили прежние «узкоэлитарные конгрессовские кокусы». В 1840 г. Демократическая партия приняла первую национальную политическую платформу, четыре года спустя этому примеру последовали ее оппоненты
[Согрин В.В. Демократия в США. От колониальной эры до XXI века. М.: Весь мир, 2011.].

Практика утверждения кандидата в президенты США на партийных съездах быстро прижилась. К моменту проведения съезда кандидаты должны были выдержать внутрипартийную конкуренцию.

Таким образом, перед партийной номинацией проводилось внутреннее голосование, организацией которого занимались не только власти штатов, но и местные партийные представительства. Большую роль при этом стали играть организационные структуры Демократической и Республиканской партий на местах. Поэтому процедура проведения внутрипартийных выборов кандидатов в одной и другой партии отличается в разных штатах.

Photo: www.wondermondo.com
Silver Springs, Florida in 1901
1901 г.

Появление института предварительного голосования.Впервые предварительное голосование на выборах президента состоялось в штате Флорида.
Существует путаница в понятиях: термином «праймериз» обозначаются выборы кандидата в президенты от одной из партий посредством голосования избирателей (в отличие от кокусов). Этим же термином обозначают комплекс предвыборных президентских мероприятий, объединяющих и голосование и кокусы.

Усложнение процедуры выбора кандидата в президенты на уровне партий привело к усилению партийных институтов. Под влиянием прогрессивных идей конца XIX — начала XX вв. во многих штатах были проведены политические реформы, направленные на ограничение влияния партийных боссов. Так, в штате Висконсин впервые был принят закон о выдвижении кандидатов на государственные должности самими избирателями (первичные выборы — primaries) [Согрин В.В. Указ. соч. С. 160.].
Впервые предварительное голосование (в отличие от кокусов) на выборах президента состоялось в штате Флорида в 1901 г. К 1916 г. законодательство о предварительном голосовании было принято еще в 26 штатах.
В 1933 г. вступила в действие XX поправка к Конституции, согласно которой сокращалось время с момента проведения голосования выборщиков до инаугурации. Вместо марта новоизбранный президент вступал в должность в полдень 20 января. Развитие информационных технологий позволило сократить время подсчета голосов и доставки бюллетеней в Вашингтон.
В 1952 г. в штате Нью-Гэмпшир впервые состоялось предварительное голосование не за делегатов, а непосредственно за кандидатов от каждой партии. Сделано это было для повышения явки избирателей.

Процедура выборов делегатов на съезды подверглась серьезному реформированию под влиянием массовых протестов на выборах 1968 г. На волне антивоенных настроений, вылившихся в беспорядки в ходе проведения демократического съезда в Чикаго, партийное руководство поручило сенатору Джорджу Макговерну и члену Палаты представителей Дональду Фрейзеру разработать предложения по «демократизации» процедуры выборов кандидатов от партии и ограничению власти местных партийных функционеров.

Рекомендации комиссии касались повышения прозрачности предварительного голосования, обеспечения более активного участия рядовых избирателей, отказа от разнообразных цензов (образовательного, оседлости).

Многие штаты, приняв рекомендации комиссии, заменили практику проведения кокусов предварительным голосованием. К концу 1980-х гг. популярность праймериз возросла, и губернаторы, стремясь привлечь внимание к своему штату, стали назначать их на более раннюю дату. Это явление получило название «front-loading», что означает стремление назначить дату предварительного голосования на более ранний срок.

В настоящее время при проведении предварительного голосования или кокуса избиратели выбирают делегатов, которые в июле будут голосовать за того или иного кандидата на партийном съезде (так называемые присягнувшие делегаты — «pledged delegates»). Правила выбора присягнувших делегатов различаются в зависимости от штата и партии. Например, избиратели штата Флорида голосуют за кандидата в президенты, победит тот, кто наберет большее количество голосов.

В штате Айова участники кокуса Демократической партии собираются на собрания графств (county), чтобы выбрать представителей партии для участия в собрании округа (district). Собрания округов выбирают представителей для участия в собрании штата. Вся процедура занимает 4,5 месяца.

Кроме того, существуют так называемые суперделегаты — свободные от обязательств голосовать за конкретного кандидата. Они отдадут свой голос на национальном партийном съезде за одного из кандидатов независимо от итогов голосования в штатах. Суперделегатами становятся, как правило, высокопоставленные чиновники или избранные политики.
Photo: history.com
Дж. Буш старший и Майкл Дукакис
1988 г.

Первый «супервторник». 14 южных штатов решили провести предварительное голосование в один день, чтобы усилить влияние избирателей Юга и кандидатов на ход всей избирательной кампании.
C одной стороны, в результате предварительного голосования кандидаты от партий получали известность намного раньше, но с другой — период внутрипартийной конкуренции заметно сокращался. Решение данной проблемы было предложено Конференцией южных законодателей (Southern Legislative Conference). В 1988 г. 14 южных штатов решили провести предварительное голосование в один день, чтобы усилить влияние избирателей Юга и кандидатов на ход всей избирательной кампании. Именно тогда и зародилась традиция «супервторника».

С появлением «супервторника» в процедуре избрания президента США произошли некоторые незначительные изменения, однако в целом система осталась неизменной.

Некоторые штаты (например, Айова) не стали отказываться от практики проведения кокусов. Назначенный в 2016 г. на 1 февраля кокус — всегда первый в предвыборном календаре. Первые же праймериз проводятся в Нью-Гэмпшире. Поэтому к голосованию в этих штатах приковано значительное внимание прессы.

В 2016 г. «супервторник» состоялся 1 марта. В голосовании принимали участие 14 штатов. Из республиканских кандидатов победу одержал Дональд Трамп, набравший большинство голосов в 7 штатах, на втором месте оказался Тед Круз, получивший поддержку 3 штатов. Среди демократов победу одержала Х. Клинтон, при этом неожиданностью стала уверенная победа Берни Сандерса в 4 штатах. После «супервторника» большинство кандидатов сняли свои кандидатуры.

В ходе большинства президентских кампаний после второй половины XX в. финалист становился известен еще до официального голосования, хотя формально его победу над конкурентами необходимо было зафиксировать на партийном съезде. Партийные съезды постепенно утратили функцию решающего голосования, но остались красивой традицией и выполняют преимущественно церемониальные функции. Они всегда проходят торжественно и символизируют выход кандидатов от каждой партии на финишную прямую.

Традиционно понятие «съезд» относится к двум основным партиям в США, но и другие партии, выдвигающие своего кандидата на выборах, также проводят съезды. Помимо объявления победителя предварительных выборов, важная функция партийного съезда — представление предвыборной платформы, т.е. детальной программы действий кандидата в случае победы на президентских выборах.

После проведения партийных съездов (традиционно летом) разворачивается финальный, пожалуй, наиболее динамичный этап предвыборной кампании.

Если в ходе праймериз (в общем смысле) имеет место внутрипартийная конкуренция, в рамках которой участники ведут политическую борьбу при сохранении внутрипартийной солидарности, то на последнем этапе происходит противостояние с оппонентом из другой партии.

Таким образом, процедура выборов президента США прошла в своем развитии длительную эволюцию и продолжает меняться. Она сочетает в себе элементы вертикального и горизонтального федерализма и призвана учитывать интересы каждого американского избирателя.
Из словаря «Американа»

Американа: Англо-русский лингвострановедческий словарь. Смоленск: Полиграмма, 1996
Caucus (полит.)
1. Партийно-фракционное закрытое совещание // закрытое собрание влиятельных политических деятелей, формулирующих политику своей партии, для выдвижения кандидатов от партии на политические выборные посты, или фракции в Конгрессе — для выработки единого отношения фракции к тем или иным законодательным предложениям и проектам.
2. Предвыборный митинг // обычно какой-либо партии, преимущественно в западных штатах.
Front(-end) loaded
(полит. жарг.)
1. «Фронтальная тактика» // О первичных выборах в штате, назначенных на самое начало президентской избирательной кампании, чтобы увеличить влияние штата на результаты выборов. Цель — затруднить вступление в предвыборную борьбу новых кандидатов на более позднем этапе.
Super Tuesday (полит.) супервторник
В год президентских выборов второй вторник марта, в который проводятся первичные президентские выборы в штатах Алабама, Арканзас, Вашингтон, Вирджиния, Гавайи, Джорджия, Кентукки, Луизиана, Массачусетс, Миссисипи, Миссури, Мэриленд, Невада, Оклахома, Род-Айленд, Северная Каролина, Теннесси, Техас, Флорида, а также в Восточном Самоа.
Primaries // праймериз (предварительные выборы)
Этап президентских выборов, позволяющий определить ведущих претендентов на президентский пост от основных политических партий. Предварительные выборы могут быть открытыми, закрытыми, обязательными, необязательными и беспартийными. В той или иной форме праймериз проводятся в абсолютном большинстве штатов США с февраля по июнь года президентских выборов.
Electoral college // коллегия выборщиков
538 специально выбранных лиц, в функции которых входит избрание президента и вице-президента на втором этапе двухступенчатых выборов. В стране существует 51 коллегия выборщиков, кандидаты в которые выдвигаются двумя основными политическими партиями в каждом из 50 штатов (в соответствии с их законодательством) и в округе Колумбия, причем члены Конгресса США или лица, находящиеся на государственной службе, выдвигаться не могут. Численный состав коллегии выборщиков каждого штата равен числу сенаторов и членов Палаты представителей Конгресса США, представляющих данный штат. Федеральный округ Колумбия имеет право избирать трех выборщиков [Такое количество представителей отстаивало бы интересы округа Колумбия в Конгрессе, если бы он имел статус штата. ]. В декабре года президентских выборов, т.е. на втором этапе выборов, выборщики голосуют у себя в штате, традиционно поддерживая кандидатов от своей партии. Результаты подсчета их голосов утверждаются на сессии Конгресса США в начале января следующего года, после чего президент и вице-президент считаются официально избранными. Состав коллегии выборщиков и порядок ее работы определены статьей I Конституции США и XII поправкой к ней.
Popular vote // голоса избирателей
Голоса, поданные на президентских выборах избирателями в отличие от голосов членов коллегии выборщиков.
Convention // (полит.) конвент (съезд)
1. Чрезвычайная конференция.
2. (ист.) Однопалатное законодательное собрание, собирающееся нерегулярно.
3. Съезд избирателей, принадлежащих к одной партии, целью которого является выдвижение кандидата на пост президента США, разработка и утверждение политической платформы партии. Проводится в июле-августе каждого високосного года.

Выборы 2016. Финалисты

Хиллари Клинтон

Хиллари Клинтон

Абсолютный лидер среди
демократических кандидатов
Персона Хиллари Клинтон как возможной президентской кандидатуры возникла более 10 лет назад. В 2005 году американский политический комментатор Дик Моррис утверждал, что президентская гонка 2008 года развернётся между Кондолизой Райс и Хиллари Клинтон. Более того, он писал, что последнюю «поддерживает большинство американских избирателей» [Дик Моррис, Эйлин Макгэн. «Конди против Хиллари. Пути восхождения к вершинам власти». Москва, Санкт-Петербург]. В 2008 году Хиллари Клинтон действительно баллотировалась, но, всё-таки уступила Бараку Обаме, согласившись возглавить Государственный департамент.

После выборов в Конгресс 2014 года, многие аналитики отмечали, что Хиллари Клинтон — абсолютный лидер среди всех возможных демократических кандидатов. Эти предположения подтверждались результатами опросов общественного мнения. Уже в январе 2013 года из всех возможных демократических кандидатов, рейтинг Хиллари Клинтон заметно опережал всех прочих возможных кандидатов.

Элизабет Уоррен, сенатор из штата Массачуссетс, следующая после Хиллари по популярности, заявила, что баллотироваться не собирается. Берни Сандерс, сенатор из штата Вермонт и Мартин О'Майли, губернатор штата Мэриленд, объявили о своих намерениях и начали сбор средств. Согласно опросам общественного мнения, в начале предвыборной гонки их поддержка составляла соответственно 10,6% и 1,8%, перспективы их победы казались крайне туманными.
Главный объект атаки со стороны республиканцев
Очевидно, что именно Хиллари Клинтон стала главным объектом атаки со стороны республиканцев. Если республиканцам удастся обеспечить её поражение на праймериз, то демократы не успеют найти другого лидера. К тому же, что, учитывая насыщенную политическую карьеру Хиллари Клинтон — найти повод для критики не составляет труда. В основном меню официального сайта республиканской партии создан специальный раздел «Hillary 2016», в котором регулярно публикуются материалы, в которых политическая карьера Хиллари Клинтон изображается крайне негативно.

Предвыборные организации, поддерживающие Хилари Клинтон с начала проведения кампании (12 апреля 2015 года) собрали более 200 млн. долл. Согласно официальным данным, по такому показателю как финансовое обеспечение предвыборной президентской кампании Хилари Клинтон опережает всех остальных кандидатов (включая республиканцев).

Примечательно, что существует даже специальная организация, собирающая средства для того, чтобы остановить предвыборную кампанию бывшей первой леди.

Официальное заявление о своих президентских амбициях Хиллари Клинтон сделала 12 апреля 2015 года, однако выпады в её адрес начались задолго до этого.

Учитывая, что выборы в США на различных уровнях происходят каждые 2 года, широкое распространение получили различные политические технологии, активно использующие инструменты формирования общественного мнения. Нередко методы предвыборной борьбы доходят до абсурда, как например новость с сайта приколов, которая была растиражирована почти как настоящая — о сенсационном признании Йоко Оно в том, что в 1970-е у неё с Хиллари Клинтон была интимная связь.

Не меньший ущерб репутации был нанесён журналистским расследованием New York Times о том, что фонд Клинтонов получал значительные пожертвования от Росатома через канадскую компанию Uranium One. Учитывая, что средства на предвыборные нужды кандидаты получают непосредственно из пожертвований своих избирателей, к финансированию компании приковано колоссальное внимание. Кандидаты обязаны отчитаться перед обществом за каждый полученный и потраченный цент. Поэтому информация о том, что компанию Клинтон финансируют русские в нынешней ситуации — очень серьёзное обвинение.
Внешнеполитическая угроза для Клинтон
Помимо внутренней политики, Хиллари Клинтон будет вынуждена отбиваться и от обвинений в адрес внешнеполитической позиции. Традиционно внешняя политика интересует американских избирателей в гораздо меньшей степени, но в связи с тем, что Хиллари Клинтон в недавнем прошлом занимала пост государственного секретаря, республиканцы обязательно вспомнят недавние внешнеполитические неудачи, которых было действительно немало.

Из наиболее серьёзных проблем, активно обсуждаемых в настоящее время — расследование теракта в Бенгази в 2012 году, в результате которого погибли американские дипломаты, в том числе посол Кристофер Стивенс. Ещё тогда госсекретаря Клинтон обвиняли в том, что она игнорировала просьбы сотрудников посольства об усилении безопасности. Позднее этот факт осложнился и тем, что госсекретарь Клинтон активно использовала личный адрес электронной почты для рабочей переписки. В результате специального расследования Хиллари Клинтон была обязана рассекретить личную переписку, которая была частично опубликована New York Times. Республиканцы поспешили заявить, что в рассекреченной части переписки содержатся попытки скрыть масштабы террористического акта сентября 2012 года.

Другой актуальной внешнеполитической темой, которую республиканцы, скорее всего, будут использовать для критики Хиллари Клинтон — отношения с Россией. В 2009 году именно она нажимала на кнопку «перегрузки/перезагрузки» с Сергеем Лавровым. Спустя буквально 2­–3 года многие эксперты и политические деятели как в США так и в России выразили сомнения в успешности перезагрузки, а в 2014 году в двусторонних отношениях наступил самый тяжелый кризис со времён холодной войны. Несмотря на это, из всех заметных американских политиков, Хиллари Клинтон дала, пожалуй, наиболее жёсткую оценку действиям России на Украине.

Возможно, позиция республиканцев по России в целом не сильно отличается от подобной оценки, но в предвыборной борьбе любой демократический кандидат и в особенности Хиллари Клинтон, будет раскритикован за «перезагрузку» с Россией, а тем более за подобные изменения в позиции.

Стоит сказать, что вряд ли предвыборные заявления кандидатов в президенты США по внешней политике, имеют непосредственное отношение к реальности. Кандидаты соревнуются друг с другом, в том числе в красноречии, поэтому «для красного словца» могут позволить себе перейти определённую грань, которую действующие политики перейти не могут.
Фаворит в обороне
Хиллари Клинтон вынуждена вести в основном оборонительную кампанию, что, разумеется, менее эффективно и на данный момент не обеспечит мощную поддержку населения. В последние годы внутри республиканской партии наметились определённые противоречия, которые тем не менее не мешают развитию нескольких политически сильных кандидатов.

Важно отметить, что в американской политической традиции понятие партия имеет совершенно иное значение, чем в России. В американской партийной структуре отсутствует бюрократический аппарат, номенклатура. Руководство партией осуществляется соответственно демократическим или республиканским комитетом, обладающим крайне слабым влиянием на политические позиции представителей партии в Конгрессе и исполнительной власти. Роль комитета скорее координирующая и организационная, но никак не руководящая и идеологическая. Таким образом, на данный момент Хиллари Клинтон не может вести «наступательную» агрессивную кампанию против конкретных лидеров республиканской партии.

Катастрофическое поражение демократов на прошедших выборах в Конгресс, и как следствие — потеря контроля над Сенатом, во многом следствие политики Барака Обамы, поэтому в ходе предвыборной кампании он будет действовать крайне осторожно. Судя по всему он поддерживает кандидатуру Хиллари Клинтон, о чём косвенно может свидетельствовать его шуточная переписка с Биллом Клинтоном в Twitter, хотя выражение официальной поддержки (endorsement) действующего президента сейчас сыграет скорее против неё.

Нельзя не упомянуть о роли Интернета в двух последних демократических президентских кампаниях. Во многом именно благодаря эффективному использованию интернет-ресурсов президент Барак Обама победил Джона Маккейна в 2008 г. и Митта Ромни в 2012 г. В этом плане Хиллари Клинтон продолжает традицию. Демократические кандидаты виртуозно используют интернет-кампанию для сбора средств на предвыборные нужды. Многие исследователи отмечают, что демократический избиратель молод, а соответственно гораздо более активно использует интернет, чем пожилые республиканцы. Другая категория американского электората, которая традиционно не имеет твёрдых политических убеждений — белые женщины. Очевидно, что они скорее поддержат Хиллари Клинтон.

Хиллари Клинтон — фаворит разворачивающейся в настоящее время в США президентской гонки. На данный момент у неё больше всего шансов выиграть демократическую номинацию и определённый шанс одержать победу в 2016 г., хотя всё будет зависеть от того, кто станет её оппонентом со стороны республиканцев, а эта интрига может сохраниться вплоть до результатов республиканского партийного съезда.

Берни Сандерс

Берни Сандерс

Самый пожилой кандидат
Берни Сандерс — самый пожилой участник разворачивающейся президентской кампании, в 2016 году ему будет 75 лет (в случае его избрания, первый президентский срок он закончит в возрасте 81 года). За свою долгую политическую карьеру он представлял штат Вермонт в Палате Представителей с 1991 по 2007 годы, а затем в Сенате — с 2007, его второй сенаторский срок истекает в 2019 году. Он относит себя к независимым конгрессменам, хотя в комитетах участвует как представитель демократической партии.

Строго говоря Сандерс не является членом демократической партии. Согласно американской политической традиции, которая, однако, применяется крайне редко, Сандерс договорился с демократическими лидерами в Сенате о том, что взамен на руководящие посты в комитетах он позволит называть себя демократом. Он вправе голосовать по своему разумению, однако его мнение практически всегда совпадает с позицией демократической партии. Среди прочих современных американских политиков, политические взгляды Сандерса можно назвать социалистическими. Сам он утверждает, что США должны перенять опыт скандинавских стран в области государственного регулирования.

В настоящее время Сандерс участвует в работе следующих комитетов: по защите окружающей среды, по энергетике и природным ресурсам, по здравоохранению, образованию, занятости и пенсиям, по бюджету, по делам ветеранов и по экономическим вопросам.
Наступая на пятки Клинтон
Среди всех демократических кандидатов, объявивших о своём намерении баллотироваться на должность президента США, рейтинг его популярности на втором месте после Хиллари Клинтон он медленно и уверенно увеличивается. Если в середине июля 2015 года его популярность составляла 17,7%, то к середине марта 2016 года составлял уже 40%, отставая от бывшей первой леди почти на 10 пунктов. Вскоре после «Супервторника» Сандерс остался единственным конкурентом Хиллари Клинтон в демократической президентской гонке и начал уверенно набирать популярность. В каком-то смысле его участие в предвыборной кампании напоминает положении Хиллари Клинтон в 2008 году. Тогда после «Супервторника» в демократическом лагере осталось фактически двое кандидатов, и Хиллари Клинтон «наступала на пятки» Бараку Обаме, но в итоге остановила свою кампанию, судя по всему взамен на предложение возглавить государственный департамент в случае победы демократического кандидата.

Примечательно, что Берни Сандерс за первые месяцы президентской кампании сумел собрать достаточно значительную сумму в 15 млн долл. на предвыборные цели, уступив по этому показателю из всех демократических кандидатов лишь Хиллари Клинтон. К середине марта 2016 года его предвыборный штаб распоряжался суммой почти в 100 млн долл. при том, что Сандерс демонстративно отказался принимать деньги от традиционных для американской политики организационных структур — Комитетов политического действия. Практически все собранные им деньги (70%) — мелкие пожертвования обычных избирателей, составляющие согласно американскому законодательству менее 200 долларов.
Активный и неэффективный
Будучи членом Палаты Представителей, Сандерс неоднократно открыто заявлял о несогласии с политикой Джорджа Буша-младшего. Он голосовал против вторжения в Ирак как в 1991 г., так и 2002 г. Он категорически высказывался против Патриотического Акта, а после его принятия каждый раз голосовал против его финансирования.

Сандерс также был противником политики ФРС, проводимой Аланом Гринспеном. Позднее, будучи сенатором, Сандерс предложил реформу Уолл Стрит, утверждая, что «ни одно финансовое учреждение не должно обладать настолько масштабными ресурсами, что его банкротство приводило бы к коллапсу мировой экономики. If an institution is too big to fail, it is too big to exist».

Республиканцы критиковали деятельность Сандерса в Палате Представителей, утверждая, что он самый неэффективный политик. Из 155 предложенных законопроектов законом стал лишь 1. Его часто называют социалистом, а Дональд Трамп, не стесняясь, даже не раз называл его коммунистом.

В Сенате Сандерс развернул активную деятельность в сфере реформы налогообложения, государственной поддержки коммерческих предприятий, борьбы с социальным неравенством, реформой Уолл Стрит.

Примечательно, что Сандерс — один из сенаторов, поддерживающих реформу финансирования предвыборных кампаний, предусматривающую ограничения на финансирование политиков профсоюзами и коммерческими компаниями.

Другая заметная инициатива Сандерса — предложение о реформе медиа, связанное с ограничением коммерческого владения медиа холдингами.

Согласно официальному предвыборному сайту, приоритетами его политики являются:

— борьба с социальным неравенством,
— бесплатное образование,
— развитие занятости,
— повышение прожиточного минимума,
— борьба с глобальным потеплением,
— справедливая и гуманитарная иммиграционная политика,
— уважение прав национальных меньшинств,
— уважение прав женщин,
— уважение прав гомосексуалистов,
— доступное и всеобщее здравоохранение,
— укрепление социальной безопасности,
— борьба c высокими ценами на лекарства.

Сандерс признает, что Россия — значимый игрок в мировой экономике, политике и дипломатии. Он поддерживает усиление экономических санкций против России и международного давления как альтернативу прямого военного столкновения с Россией. Сандерс убежден, что США должны предпринимать действия, обеспечивающие политическую и экономическую изоляцию Путина.
«Молодёжный» кандидат
В целом, его позиции полностью вписываются в демократическую повестку дня, поэтому на президентских выборах он в большей степени демократ, чем независимый.

Интересный факт из его биографии — в 1963 году Сандерс был арестован полицией Чикаго за сопротивление в ходе акций против сегрегации.

Социологи отмечают, что Берни Сандерс пользуется невероятной популярностью среди молодых демократических избирателей. Следует отметить, что молодежь традиционно поддерживает демократических политиков, поэтому борьба за избирателя «моложе 30» всегда разворачивается особенно ожесточенно среди демократических кандидатов в президенты. Согласно опросам общественного мнения, в возрастной группе 18–30 лет Сандерса поддерживает 84% избирателей. Во многом это связано с его социальной повесткой дня, подразумевающей заметную поддержку молодежи.

Дональд Трамп

Дональд Трамп

Бизнесмен от «Республиканцев»
Феноменальная популярность такого кандидата как Дональд Трамп на президентских выборах 2016 года обусловлена многочисленными факторами, связанными как с особенностями текущего состояния республиканской партии, общими настроениями в современном американском обществе, так и с личностью самого Дональда Трампа.

В истории США уже бывали прецеденты, когда участие в президентских выборах принимали крупные бизнесмены. Так, дважды за последнюю четверть века, за Белый дом боролся Росс Перо, сначала как независимый кандидат, а затем как представитель реформистской партии. Вместе с тем, за 2 месяца до начала голосования на первичных выборах, Дональд Трамп пользуется беспрецедентной популярностью среди всех остальных республиканских кандидатов.

Отчасти это связано с тем, что в республиканской партии наметились достаточно серьёзные внутренние противоречия. В ответ на леволиберальную политику администрации Барака Обамы, среди членов республиканской партии образовалось правоконсервативное ядро, получившее название «Движение чаепития». По крайней мере половина участников президентской гонки от республиканской партии являются участниками «Движения чаепития». В связи с отсутствием явного лидера среди республиканцев, о своих намерениях баллотироваться на должность президента заявили почти два десятка республиканских политиков. Ни один из них, однако, был не в состоянии привлечь на свою сторону значительную часть республиканского электората.

В данной ситуации Дональд Трамп, один из наиболее успешных современных американских бизнесменов, неоднократно заявлявший о своих президентских амбициях в прошлом, выдвинул свою кандидатуру от республиканской партии. Трамп никогда не занимался политикой, однако оказывал заметную финансовую поддержку как республиканским, так и демократическим политическим деятелям (в том числе, кстати, и Хиллари Клинтон, в особенности, когда она представляла его родной штат Нью-Йорк в Сенате). Участие в президентской гонке в качестве представителя республиканской партии было исключительно прагматичным решением, так как конкуренцию против Хиллари Клинтон в демократическом лагере Трамп бы скорее всего не выдержал уже на самом начальном этапе.
«Темная лошадка» в безусловных лидерах
Предвыборная кампания Трампа разворачивается более чем успешно. Всего лишь за два месяца после объявления об участии в президентской гонке его рейтинг увеличился с 5% до 31%, обеспечив ему первое место среди республиканских кандидатов. Его популярность продолжает уверенно увеличиваться и в настоящее время достигает по некоторым оценкам 40%, что делает его безусловным лидером республиканской гонки.

Большой интерес вызывают особенности финансирования его президентской кампании. В соответствии с американским законодательством, кандидат в президенты имеет право принимать практически неограниченные пожертвования для ведения своей кампании, но при этом обязан отчитываться за каждый полученный и потраченный цент.

Дональд Трамп неоднократно заявлял, что в силу существования такой системы политики попадают под влияние крупного бизнеса, поэтому он отказывается от пожертвований и финансирует свою кампанию самостоятельно. В некоторой степени это, конечно, лукавство, так как судя по официальным данным его предвыборный штаб собрал порядка 6 млн долл. Вместе с тем, эта сумма выглядит более чем скромно в сравнении с количеством собранных пожертвований Джеба Буша (почти 130 млн. долл.) или Хиллари Клинтон (почти 100 млн. долл.).

Учитывая, что Трамп не отчитывается о финансировании своей кампании — он остается «темной лошадкой» так как очевидно, что на предвыборные цели он тратит колоссальные личные средства, и по данному показателю опережает решительно всех конкурентов.
Известный и скандальный
Трамп — один из наиболее известных республиканских кандидатов. Помимо своего основного бизнеса в сфере недвижимости, Трамп был продюсером и ведущим известной телепередачи «The Apprentice» («Кандидат»), выступал в качестве ведущего популярного американского шоу «Wrestlmania», опубликовал более десятка книг, его компании принадлежат права на проведение конкурса «Мисс Вселенная». Примечательно, что Трамп появлялся в эпизодической роли самого себя в десятке теле- и кинофильмов (самым известным из которых является «Один дома 2»). Всё это свидетельствует о том, что Трамп — популярная и узнаваемая медиаперсона в современном американском обществе.

Обращает на себя внимание и характер ведения кампании Дональда Трампа. Как правило, Трамп ведет себя достаточно агрессивно, скандально, позволяет себе высказывать крайне противоречивые лозунги, которые, однако, исключительно положительно сказываются на его популярности. Идея заставить мексиканцев построить стену вдоль границы с Соединёнными Штатами принесла ему дополнительные очки, равно как и предложение не пускать на территорию США всех мусульман.

Стоит отметить, что Трамп — единственный из кандидатов, избегающий жесткой критики президента России Владимира Путина. Трамп позиционирует себя как человек, сделавший гигантское состояние благодаря своему умению заключать выгодные сделки. Этой теме даже посвящена одна из его многочисленных книг. Это качество он намерен использовать для того, чтобы «договориться с Путиным».

Существует определённая вероятность, что Трампу не удастся поддерживать высокий рейтинг исключительно скандалами, однако американская политика неоднократно преподносила неожиданные сюрпризы, и исключать возможность победы Трампа на первичных выборах и даже в финале президентской гонки нельзя.

Примечательно, что в течение осенних месяцев, следующим по популярности кандидатом от республиканской партии после Трампа был Бен Карсон — доктор медицинских наук, нейрохирург, человек, чья карьера далека от политики. Вместе с Трампом их рейтинг составлял больше половины всех республиканских кандидатов. Можно предположить, что республиканских избирателей не устраивают профессиональные политики в должности президента.
Трамп vs. «Республиканцы»?
Исходя из того, что Трамп не снимет свою кандидатуру ни в коем случае — вариантов развития событий может быть как минимум три.

Во-первых, в случае если он проиграет республиканскую номинацию — скорее всего он выдвинет свою кандидатуру как независимый кандидат. Руководство республиканской партии уже попыталось предупредить такое развитие событий. Каждый республиканский кандидат (включая Трампа) подписал соглашение, согласно которому пообещал поддержать победителя республиканских праймериз и не участвовать в выборах в качестве третьего кандидата. Вместе с тем, в последнее время Трамп заявлял, что тем не менее не исключает такого развития событий. В таком случае ему вряд ли удастся переманить на свою сторону достаточное количество избирателей. Республиканский электорат окажется расколотым, и демократический кандидат (скорее всего Хиллари Клинтон) одержит уверенную победу.

Второй вариант — Трамп выиграет праймериз, и республиканская партия номинирует его на участие в финале президентской гонки. В настоящее время, согласно опросам общественного мнения, Дональд Трамп проигрывает Хиллари Клинтон на 6–7%, хотя, конечно, за предстоящие 10 месяцев данная картина может радикально измениться.

Первым штатом, в котором начинается голосование на первичных выборах США, традиционно является Айова.

В предвыборной гонке среди республиканцев помимо Дональда Трампа остается Тэд Круз и Джон Кейсик. Круз уступает Трампу, однако пользуется достаточно большой популярностью. Кейсик уже не сможет получить голоса большинства делегатов, продолжение своей президентской кампании он объясняет необходимостью отобрать голоса у Дональда Трампа. Сохраняется вероятность, что ни Трамп ни Круз не смогут получить большинство делегатов, в таком случае выбор кандидата от республиканцев будет проходить на национальном съезде партии.

В-третьих, остаётся вероятность победы Трампа на президентских выборах. Очевидно, что Дональд Трамп находится в конфликте с истеблишментом республиканской партии, однако в сложившейся политической ситуации они вынуждены сотрудничать, в противном случае шансы проиграть президентские выборы Хиллари Клинтон заметно выше — как лично у Дональда Трампа, так и у любого кандидата, выигравшего номинацию республиканской партии.

Тед Круз

Тед Круз

Яркий представитель «Движения чаепития»
Тед Круз — действующий сенатор от штата Техас. Член комитетов по вооруженным силам, по торговле, науке и транспорту, судебного, объединённого экономического и административного комитетов. Среди других (к настоящему времени уже выбывших из гонки) кандидатов от республиканской партии, ему пришлось выдержать достаточно жесткую конкуренцию. Важным аспектом его предвыборной кампании была борьба за латиноамериканского избирателя, развернувшаяся в основном против Марко Рубио — второго республиканского кандидата-латиноамериканца. Тед Круз один из самых молодых участников президентской гонки — в декабре прошлого года ему исполнилось 45. В идеологическом разнообразии современной американской политики Круз — один из наиболее ярких представителей «Движения чаепития». В начальный период президентской гонки едва ли не половина участников республиканских праймериз принадлежала к «Движению чаепития». Примечательно, что к концу предварительных голосований из них остался именно Тед Круз. Идеологически его взгляды ближе всего к позициям Рэнда Пола, прервавшего свою предвыборную кампанию вскоре после кокуса в Айове. Кроме того, на начальном этапе незначительную, но все же заметную конкуренцию Крузу составлял губернатор Техаса Рик Перри, одним из первых завершивший свою предвыборную кампанию.

Не без участия Дональда Трампа, многие в США обратили внимание на происхождение Теда Круза, и усомнились в том, что он имеет право баллотироваться в президенты США. Согласно американской конституции, участие в предвыборной кампании могут принимать лишь лица, получившие американское гражданство по рождению. Сам Тед Круз был рожден в Канаде. Его мать американка, уроженка штата Делавэр, его отец — иммигрант с Кубы, причём легальный статус пребывания на территории США он получил, лишь попросив политического убежища после того, как закончилась студенческая виза в 1960-е годы. В 1973 г. отец будущего кандидата в президенты США от республиканской партии получил канадское гражданство. Стать американским гражданином он смог лишь в 2005 г.

Впервые Тед Круз был избран на должность сенатора в 2012 г., что означает завершение его срока в 2019 г. В отличие от других сенаторов, срок которых заканчивался в текущем году, у него не было необходимости вести двойную кампанию (за президентское и сенаторское кресла), а участие в предвыборной кампании независимо от результата позволит укрепить политические позиции. Вместе с тем, стоит отметить, что также как и Марко Рубио, Круза критиковали за то, что он слишком сильно увлекся вопросами предвыборной гонки и не исполнял в должной мере свои сенаторские обязанности. Аналогичную критику высказывали и в адрес Марко Рубио (сенатора от штата Флорида), но в отличие от Рубио, проигравшего Трампу в родном штате, Круз одержал вполне убедительную победу в Техасе.
«Долгожитель» предвыборной гонки
Особого внимания заслуживают особенности ведения предвыборной кампании Теда Круза. Он был первым из всех кандидатов, объявившим о своих намерениях баллотироваться в президенты США. Кроме того, он предусмотрительно создал заметное количество организационных структур, необходимых для финансирования компании. Учитывая, что основной кандидат от республиканцев Дональд Трамп финансирует свою компанию самостоятельно и по этой причине не отчитывается о доходах и расходах, финансовые показатели компании Теда Круза позволяют говорить о хороших перспективах. По состоянию на 1 квартал 2016 года ему удалось собрать почти 100 млн. долл. на предвыборные цели, опередив всех остальных республиканских кандидатов, продолжающих предвыборную кампанию и представляющих финансовые отчеты.

Согласно исследованиям Американского консервативного союза Тед Круз обладает наивысшим рейтингом (третье место среди всех действующих конгрессменов и первое среди участников предвыборной президентской кампании).

В настоящее время он второй по популярности кандидат от республиканцев, хотя согласно опросам общественного мнения, его поддержка стала ощутимой только к концу осени 2015 года. Это связано со снижением популярности Бена Карсона, Скота Уокера, Карли Фиорины и отчасти Джеба Буша. С февраля 2016 года график его популярности снова рванул вверх, что связано с тем, что после неудач в ходе голосования другие кандидаты снимали свои кандидатуры.

Согласно расследованию журналистов газеты New York Times, Круз собрал команду бывших участников предвыборных кампаний Ньюта Гингрича, Рика Перри, Руди Джулиани, старшего и младшего Бушей. Примечательно, что сам Круз также работал в первой предвыборной кампании Джорджа Буша младшего в 1999 году в качестве советника по внутриполитическим вопросам. В сферу его экспертизы входили проблемы права, гражданской и криминальной юстиции, конституционного законодательства, иммиграции и реформы институтов государственного управления. В ходе пересчета голосов в штате Флорида, для определения победителя между кандидатами Джорджем Бушем младшим и Альбертом Гором, Тед Круз был членом команды юристов республиканского кандидата.
Здравоохранение в приоритете
Особого внимания заслуживает его позиция по вопросу ограничения деятельности АНБ в области доступа к конфиденциальной информации граждан (вместе с Рэндом Полом), а также критика политики Обамы в области нейтральности сети и регулирования интернета.

Приоритетом его политики, судя по всему, является здравоохранение. Теда Круза называют одним из основных участников сторонников блокирования принятия бюджета в 2013 году, когда пришлось на несколько дней приостановить деятельность государственных учреждений.

В целом, судя по официальным источникам, его позиция соответствует повестке дня американских консерваторов. Среди приоритетов его кампании

— «буквальное» понимание Конституции, которое подразумевает гарантии действия второй поправки Конституции (о праве на ношение оружия), и многие другие меры,
— защита национальных границ от нелегальных иммигрантов. Его план менее амбициозен и скандален чем предложения Дональда Трампа, но предполагает принятие решительных мер в отношении нелегальных иммигрантов, прежде всего латиноамериканцев,
— обеспечение национальной безопасности. В контексте идей об американской исключительности, популярных среди современных американских консерваторов, Круз категорически не соглашается с политикой Барака Обамы. В сфере внешней политики Круз характеризует свои взгляды как «посередине между изоляционизмом Рэнда Пола и интервенционизмом Джона Маккейна». Круз не поддерживал политику администрации Обамы в Сирии, неоднократно критиковал госсекретаря Джона Керри. Круз сторонник энергетической независимости США. Он заявляет о готовности разбить ИГИЛ, оказать максимальную поддержку Израилю, продемонстрировать американское лидерство.
— Среди приоритетов его кампании — гарантия религиозной свободы, запрещение абортов и гомосексуальных браков, поддержка семей.
— Также одним из традиционных пунктов программы участников «Движения чаепития» является сокращение численности государственных служащих.

Круз не раз отмечал, что с Россией необходимо сотрудничать, в частности в борьбе с угрозой ИГ. В целом он оценивает политику В. Путина как намерение максимально восстановить Советский Союз и влияние России в нем. Тед Круз заявляет, что в случае победы на выборах, он будет вести с Россией переговоры о сокращении ядерных потенциалов.
Будьте в курсе хода президентских выборов в США
Полезные ссылки
1
Карта результатов праймериз, расписание праймериз и важных мероприятий
2
Сколько стоит предвыборная кампания
3
«Минута» с кандидатом
4
Позиции кандидатов по острым вопросам
5
Внешняя политика в программах кандидатов
6
Будущее выборов в США. Влияние демографии до 2032 г.
7
Хроника кампании 2016 в комментариях
8
Тема кибербезопасности в программах кандидатов
9
Будущее США как «обычного государства»

Авторы
К.полит.н., руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД
К.полит.н., программный менеджер РСМД
Над проектом работали: Дарья Хаспекова,Мария Гурова, Мария Смекалова, Ирина Сорокина и Александр Тесля.
© 2016 Российский совет по международным делам, russiancouncil.ru