Блог Чжэн Цзелань

Китайская традиционная культура в концепции «Сообщества единой судьбы человечества»

17 июня 2021
Распечатать

В настоящее время концепция «сообщества с единой судьбой человечества» определяет основное направление внешней политики Китая и переходит из стадии идеи к применению на практике. В данной статье рассматривается концепция «сообщества с единой судьбой человечества» с точки зрения китайской традиционной куль­туры.

confucius_1124611_1920.jpg

Pixabay

В марте 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время выступления с докладом в Московском институте международных отношений впервые представил концепцию «сообщества с единой судьбой человечества». В дальнейшем Си Цзиньпин многократно на различных площадках в своих выступлениях упоминал данную концепцию. Идея формирования человеческого сообщества с единой судьбой была включена в Устав Коммунистической партии Китая на 19-м Всекитайском съезде КПК в 2017 г., также она была закреплена в поправках Конституции КНР в 2018 г. В настоящее время эта концепция определяет основное направление внешней политики Китая и постепенно переходит из идеи к применению на практике.

Концепция «сообщества с единой судьбой человечества» уходит корнями в древнюю китайскую традиционную культуру и нацелена на развитие человечества и благополучное будущее всего мира, а также направлена ​​на достижение общего процветания всех стран. В отличие от «игры с нулевой суммой», эта концепция полна восточной мудрости и ценит сохранение мира и совместное развитие. Китай твердо выступает за мирное сосуществование и постоянно расширяет дружественное сотрудничество со всеми странами. В условиях пандемии Китай также активно оказывает гуманитарную помощь другим странам. В связи с вышеуказанным, концепция, предлагаемая Китаем, находит все более широкую поддержку и одобрение на мировой арене. Концепция была вписана в резолюции Комиссии социального развития ООН, Совета безопасности ООН и Совета по правам человека ООН в 2017 году. Включение данной концепции в резолюцию ООН свидетельствует о вкладе Китая в глобальное управление.

Суть концепции «сообщества с единой судьбой человечества» - «создание мира, в котором существует прочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и толерантность, чистота и красота»1, т.е, реализация концепции осуществляется с разных сторон - в политике, безопасности, экономике, культуре и экологии. В аспекте политики необходимо отказаться от холодной войны, начать уважать друг друга и вести равноправные консультации на основе взаимного понимания. Страны, будь то великие державы или небольшие государства, должны руководствоваться принципами равноправия в отношениях друг с другом, исключая любую неискренность. В рамках обеспечения безопасности требуется совместно реагировать на традиционные и нетрадиционные угрозы, в т.ч. на фоне распространения коронавируса во всем мире. В рамках поддержания экономики необходимо упростить торговые отношения, стимулировать инвестиции, продвигать развитие экономической глобализации в сторону большей открытости. В рамках сохранения культуры следует уважать разнообразие мировых культур, укреплять дружбу между народами всех стран. В рамках сохранения экологии необходимо уважать природу, охранять окружающую среду и совместно реагировать на изменения климата.

Богатство содержания концепции уходит корнями в традиционную культуру тысячелетней давности. Си Цзиньпин также обратил особое внимание на традиционную культуру Китая на международной научной конференции в сентябре 2014 г., посвященной 2565-й годовщине со дня рождения Конфуция, где он выступил с речью о том, что «Лишь помня прошлое, можно увидеть будущее; лишь бережно храня старое, можно создать новое. Мы должны идти в будущее, черпая силы с прошлого, только таким образом мы сможем решить сегодняшние задачи». Рассматривая ценность китайской традиционной культуры, мы находим источник философии внешней политики Китая.

В традиционной культуре Китая одно важное понятие «Хэ (和)», которое обозначает мир, гармонию и согласие. Понятие «Хэ (和)» также представляет собой основу конфуцианства. По словам Конфуция в книге «Лунь Юй (论语)», благородные люди находятся в согласии с другими людьми, имея разные взгляды(君子和而不同). Данная идея сильно повлияла на китайскую культуру. Это не только важный критерий поведения людей в мире, но и принцип совместного развития различных культур человеческого общества. Это толерантный дух уважения и понимания различных культур, к которому нужно стремитья, чтобы различные культуры могли достичь идеального и совершенного состояния при равном общении и интеграции. В Китае есть и известные выражения: «Только один вид цветов не создаст весны. Весна будет в самом разгаре, когда зацветут все цветы». Мир многокрасочен. Цивилизация одного государства и одной нации как коллективная память государства и нации требует уважения своих особенностей другими государствами, а также – уважения религиозных верований, социальных систем и идеологий. «Гармония при наличии различий» обозначает признание культурных различий и индивидуальностей, подтверждение характеристик и ценностей разных наций, регионов и национальных культур на основе взаимного понимания. Придерживаясь такого принципа, Китай осуществляет дружеский диалог между разными цивилизациями, поддерживает и продвигает культурное разнообразие, содействует различным культурам в достижении необходимых уровней сотрудничества.

Другой тезис конфуцианства «Шан Шу(尚书)» гласит: «гармонизировать десять тысяч соседних стран (协和万邦)». Что означает, что с древних времен Китай уделял особое внимание урегулированию отношений между народами мирным путем. Добрососедская дружба и гармония являются важными понятиями в традиционной китайской стратегической культуре. В классике «Лунь Юй (论语)», «Чжоу Ли (周礼)» древние философы также выступили за гармонию с соседями и против войны. Мэн-Цзы продолжил эту идею и выдвинул идею «покорить других добродетелью». Представитель даосизма Лао-Цзы в своей книге подчеркнул негативные последствия войны. Такая идея отличается от «борьбы» в западной философии. В истории Китай всегда придерживался мирного принципа в процессе обмена с другими народами. Знаменитые исторические события, такие как путешествие Чжан Цяна в западные регионы при династии Хань, путешествие Сюаньцзана на запад при династии Тан и путешествия Чжэн Хэ при династии Мин - все это доказательства мирных культурных процессов в древнем Китае. После провозглашения КНР, китайское правительство выдвинуло основные нормы международных отношений – такие как уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности, взаимное невмешательство во внутренние дела и пр., такие нормы были приняты и международным сообществом. На сегодняшний день идея Си Цзиньпина о построении сообщества единой судьбы человечества берет свое начало с китайской традиционной культуры и представляет собой продолжение мудрости предшественников.

В китайской древней культуре в понятии «Хэ» ценили не только гармонию между людьми и обществом, но и гармонию между людьми и природой. Идея о «гармонии между человеком и природой» очень влиятельна в китайской традиционной культуре. Конфуцианство подчеркивало «добродетель» и обращает внимание на то, что следует любить других, природу, а даосизм обратил внимание на необходимость уважать законы природы. Древние философы подчеркивали важность гармонии человека и природы. В концепции «сообщества единой судьбы человечества» также выражается мысль о сохранении окружающей среды. У человечества есть только одна планета Земля, все нации сосуществует в одном мире, перед всеми государствами общие задачи и вызовы, например, изменение климата, и т.д. Если одна страна преследует краткосрочные экономические выгоды за счет потребления большего количества экологических ресурсов, то неизбежно нанесет ущерб интересам других соседних стран. Лишь все вместе государства смогут урегулировать политические вопросы, а также вопросы в сфере экологии и смогут создать международную правовую систему для «зеленого» непрерывного развития, только так человечество сможет разрешить существующие проблемы в сфере экологии.

В китайской традиционной культуре существует свое мнение на отстаивание интересов. Конфуций полагал, что необходимо добиваться всего законным путем и выступал против незаконного получения выгоды. В классике конфуцианства «Лунь Юй» написано: «Благородный человек думает о морали, низкий человек думает о выгоде», «благородный человек зарабатывает честным путем». Все высказывания подчеркивают, что необходимо действовать только в рамках закона, честно и справедливо. Такое мышление постепенно стало нормой морали и поведения китайской нации на протяжении тысячелетий, которая не только бессознательно влияет на образ мышления китайского народа и его поведение, но и влияет на отношения между Китаем и другими странами. В древности в обмене с другими странами Китай придавал значение благородству и справедливости. Принцип «правильного взгляда на выгоду и справедливость» также служит одним из основных компонентов внешнеполитической парадигмы товарища Си Цзиньпина. Он на разных мероприятиях подчеркивал, что надо исходить из интересов не отдельных стран, а всего мирового сообщества, т.е в политическом плане придерживаться принципа справедливости, равенства и приоритета высокой морали; в экономическом плане придерживаться принципа взаимной выгоды и совместного развития.

В классике конфуцианства «Лунь Юй» также сообщается: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Эти слова раскрывают важный принцип отношений: поставить себя на место другого и заботиться о других. В середине XIX века феодальный Китай превратился в полуколонию западных держав и сильно пострадал. На международной арене Китай также не делает другим того, чего не желает себе. Председатель Си Цзиньпин много раз подчеркивал, что Китай не соглашается с логикой устаревшего взгляда, утверждающей, что сильная страна обязательно претендует на гегемонию. Стремлением китайской нации всегда является мир и со­вместное развитие, а не гегемония.

У Китая длинная история и древняя культура. Влияние китайской традиционной культуры на концепции внешней политики всегда ощутимо. Инициатива Китая о создании сообщества единой судьбы человечества отвечает культурно-цивилизационной идентичности китайского народа. В концепции «сообщества единой судьбы человечества» показаны лучшие ценности традиционной китайской культуры, такие, как мирное сосуществование, «гармония при наличии различия», жизнь в согласии с природой, и т.д, также в концепции сосредоточены общие культурные идеалы человечества.

Литература

1. 习近平在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 (Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК.) http://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/content_5234876.htm

2. 钱穆,《 中国文化十二讲》, 九州出版社, 2011年, 173页 (Цзянь Му, 12 лекций по Китайской культурой, Дючжоу изд-во 2011~<173 с.)


1 - Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК. Сайт правительства Китая. http://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/content_5234876.htm

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся