Блог «Курса молодого мудреца»

История становления концепции «русский мир»

24 апреля 2023
Распечатать

Автор: Коваленко Софья, студентка 2 курса Дипломатической академии МИД России

«Удел России — удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять, не угнетать, а освобождать и восстановлять»

Николай Данилевский

gallerix.jpg

Источник: Gallerix, Константин Александрович Трутовский – Хоровод в Курской губернии

«Русский мир»: какая история скрывается за концепцией, объединяющей миллионы людей, так или иначе причастных к России, ее истории и культуре?

История зарождения «русской идеи» уходит корнями в 19 век. В этот период многие мыслители и философы пытались дать оценку прошлому России и обозначить принципы, на которых будет создаваться ее будущее. Славянофилы строили свою теорию на апологии православия и резкой критике заимствования «западных ценностей», Данилевский исследовал особенность развития славянского культурно-исторического типа, подчеркивая «терпимость» России в противовес «насилию», присущему Западу, Соловьев отвергал идеи искусственного патриотизма и призывал остерегаться подмены всемирной идеи идеей националистической.

После Октябрьской революции идеология национализма развивалась преимущественно русской эмиграцией. Ряд авторов, таких как Л.Карсавин, Н.Бердяев, Н.Устрялов, внёс как апологетический, так и критический вклад в понимание русской национальной идеи. И.Ильин, рассматривая последствия Февральской и Октябрьской революций как катастрофу для советской государственности, говорил о необходимости возрождения консерватизма, русского патриотизма и национализма, необходимых для культурного и духовного развития русского общества. Одним из самых значимых философов, на чьи идеи опирается современный «русский мир», стал русский князь Н.С. Трубецкой. Он подчеркивал, что после падения Константинополя именно Россия выступает полюсом самобытной и самостоятельной православной цивилизации.

«Русская идея» приобрела особую значимость и актуальность в конце 20 века после распада Советского Союза. Многие философы пытались заполнить образовавшийся идеологический вакуум идеей консолидации разобщенных русскоязычных соотечественников. Концепция служила неким инструментом, с помощью которого идеологи пытались осмыслить реалии, в которых новое государство выступает как особое историко-культурное пространство со своими традициями и правилами. Некоторые ученые высказывают мнение, что концепт «русского мира» дополнял и помогал раскрыть идею политического суверенитета России. Хотя потребность в идеологии «русского мира» на официальном государственном уровне казалась очевидной, в Конституции 1993 года было четко прописано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»1. В 90-е годы у истоков нового взгляда на «русскую идею» стояли так называемые «методологи» - члены Московского методического кружка: Г.Павловский, Г.Щедровицкий, Ю.Крупнов. Среди знаковых работ политтехнологов можно отметить манифест «1111 знаков 1111 дней до тысячелетия», где подчеркивалось, что «Россия замерла лишь на мгновение, а сейчас начала новое стремление». Сам русский мир понимался методологами как «сетевая структура», которая базировалась на знании русского языка и использовалась для интеграции новой России в глобальный мир.

В начале 2000-х термин «русский мир» прочно вошёл в политический дискурс. То, что на идею «русского мира» возлагаются большие надежды, и продвижение концепции становится одной из первостепенных задач государственной политики, стало особо заметно во время первого и второго сроков президентства В.Путина. Это подтверждается заявлением, сделанным на открытии Всемирного координационного совета российских соотечественников, когда впервые была озвучена необходимость «консолидации и структурирования» «единого русского мира». В 2006 году Президент заявил: «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — „русский мир“». В 2007 году по указу Владимира Путина был создан «Фонд русский мир», который занимается содействием распространению объективной информации о современной России, российских соотечественниках и формированием на этой основе благоприятного по отношению к России общественного мнения. Помимо фонда, нельзя не отметить важнейшую роль церкви в продвижении концепции. Большую работу в этом направлении проводит международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор». В 2008 году «Русская идея» была отражена в концепции внешней политики РФ, где многомиллионную русскую диаспору — Русский мир — рассматривается в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры. В 2009 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил: «Российская Федерация в ее современных границах — это один из центров «Русского мира». Ядром «Русского мира» сегодня можно назвать Россию, Украину и Белоруссию. Одновременно Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь». Однако ни одна из вышеперечисленных стран, кроме самой России, идею «русского мира» не поддерживает, видя в ней имперскую направленность и стремление к угнетению своих народов, что совсем не соответствует действительности.

Нельзя не заметить, что популярность идеологии среди народных масс имеет определенную периодичность. Это особенно проявляется во времена принятия сложных внешнеполитических решений. В 2014 году, когда Россия вернула Крым в состав государства, концепт помогал народу донести для общества значимость и важность долгожданного возвращения исконно русских территорий. Именно «русская идея», которая звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного роста России, помогла россиянам осознать всю масштабность исторического момента для нашей страны, а крымчанам быстрее интегрироваться по возвращении домой. То же самое происходит и сейчас, когда Россия вновь взяла на себя миссию спасения русского народа, что осуществляется в рамках СВО. Именно здесь хотелось бы обратиться к эпиграфу, чтобы в очередной раз убедиться, что Россия всегда созидала и освобождала, такова ее историческая, духовная и нравственная миссия.

В настоящее время значительное влияние на «русский мир» оказывает философ А.Дугин, благодаря которому концепция приобретает новые формы и направления. Именно он составил текущий каркас концепции «русского мира», где Россия сегодня выступает как «собиратель империи», однако империей нового типа: демократической, полицентричной, многополярной, не претендующей на единственность, допускающей другие империи — китайскую, исламскую, европейскую, африканскую, латино-американскую.

При дальнейшей популяризации этой мысли, важно помнить, что сама суть «русского мира» не должна быть трансформирована в радикальную: важно не превратить идеологию, направленную на сплочение русского народа в националистическую неконтролируемую идею. Осознавая всю многонациональность, многоконфесиональность и масштабность «русского мира», нужно делать упор именно на самобытных русских ценностях, на которых основывается наше государство, его политика и мировоззрение его граждан. Более того, важно обратить внимание на факт борьбы с фальсификацией истории и последствиями эпохи постправды. Общая тенденция переоценки исторического прошлого постсоветских стран, обусловленная «травмированным историческим сознанием», и процесс постепенного замещения коллективной памяти новыми идеологическими конструктами, навязанными извне, превращает историческое прошлое в политическую технологию, инструмент управления коллективным сознанием. Поэтому необходимо пресекать любые попытки переделать великое прошлое России, чтобы построить ещё более великое будущее.

Несмотря на разнообразие подходов к трактованию пути и роли России, суть «мира» как трансгосударственного и трансконтинентального сообщества, которое объединено своей причастностью к определенному государству и своей лояльностью к его культуре, оставалась почти неизменной. В последнее время наиболее ярко выражаются тенденции к разрушению устоявшихся семейных ценностей, навязыванию недопустимых форм поведения, мышления, образа жизни, что идёт вразрез с многовековыми традициями России. Наше общество, всегда отличавшееся высокоморальностью и глубокой духовностью стоит апологетом своих высоконравственных принципов и идей, что находит отражение в продвижении концепта «русский мир». На протяжении всей своей истории, Россия всегда платила высокую цену за отстаивания правды, своей веры, своих убеждений и своих взглядов, но именно это делало наше общество ещё сильнее и сплоченнее. Так происходит и сегодня, мы снова вынуждены бороться за правое дело и именно сейчас концепция «русского мира» может помочь нашему государству вновь выстоять и преодолеть все трудности, став ещё могущественнее.     





1 - Конституция Российской Федерации // URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (Дата обращения: 15.03.2023)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся