Блог Вадима Юркова

Папа открытых дверей

6 октября 2017
Распечатать

На вопрос о том, кто он, Франциск I ответил: «Я грешник, за которым присматривает Бог».

Хорхе Мария Бергольо (Франциск I) стал иезуитом из-за приверженности к дисциплине, духу миссионерства, любви к общинной жизни. Одна из важнейших характерных для него черт — проницательность, поскольку Игнатий Лойола использовал ее для познания Бога и уединения в нем. «Великое в малом» — лозунг Лойолы.

Это помогает Франциску преуспевать в делах день за днем. Необходимо применять проницательность день за днем в зависимости от места, времени и людей: «Видеть все, не замечать многого, исправлять мало». Большие свершения достигаются наблюдением за вещами, изучением знаков времени. Большое влияние на Франциска I оказали отцы-основатели иезуитского ордена — Игнатий Лойола и Франциск Ксавье. Помимо них, папе импонирует и Петр Фабер Савойский, который жил вместе с Лойолой и Ксавье в одной комнате. Принципом Петра Савойского был диалог со всеми, в том числе и с недоброжелателями. Он был человеком, который был способен на великие и серьезные деяния и в то же время был мягким и любящим. Петр Савойский увлекался мистицизмом, Франциск I близок к мистическому течению иезуитского ордена Луи Лальемана и Жана-Жозефа Сурина. Франциска I считают ультраконсерватором. По словам понтифика, это лишь стиль управления, сам папа не считает себя ультра-правым. Достигнув почтенного возраста можно придерживаться совершенно иных принципов коллегиальности принятия решений, поэтому он имеет при себе совет из восьми куриальных кардиналов, так называемую консультационную группу.

Папа является также почитателем св. Матвея, его любимое произведение Караваджо — фреска «Призвание св. Матвея» в церкви св. Людовика Французского в Риме. Матвей был сборщиком подати, грешником, которому Иисус сказал: «Следуй за мной», и он встал и пошел за ним. Это особенно впечатляет Франциска I. Франциск I и в своей работе руководствуется этим: необходимо действие, а не пустое размышление. Призвание Матвея так повлияло на Франциска I, что он стал священником.

По словам Антония Спадаро, автора книги «My Door is Always Open», Франциск I неразрывно связывает себя с иезуитским орденом: где бы папа ни заговаривал об иезуитах, он имеет в виду себя. Возвращаясь к Петру Савойскому, последователем которого является понтифик, необходимо сказать, что тот настолько отдал всего себя церкви и ордену, что, будучи призван на собор в Риме папой Павлом III, умер от истощения. Франциск I так же предан своему делу.

Папа — активный сторонник экуменического диалога с православной церковью, он готов перенимать опыт православных, касающийся синодальной традиции и епископальной коллегиальности. Он хочет идти путем диалога с православными.

Франциск I считает, что есть возможность сближения и объединения, несмотря на различия: это подход в стиле Петра Савойского. Впервые после схизмы православный патриарх Варфоломей принял участие в инаугурации папы римского. В своем послании к представителям церквей, евангелистских братств и других религий, вышедшем 20 марта 2013 года, папа назвал Варфоломея «мой брат Андрей». Как известно, римский патриарх считается преемником апостола Петра, а православный — преемником апостола Андрея, брата Петра. Папа пространно намекнул, что это может быть основой для объединения церквей и верующих на основе экуменического диалога. Однако, что за этим стоит, не вполне ясно, поскольку этого он не раскрывает четко.

Бергольо является сторонником светского государства, в котором при соблюдении независимости друг от друга существуют равные права и обязанности между церковью и государством, что по возможности могло бы облегчить взвешенное решение религиозных и политических проблем. Франциск I считает себя папой собора, поскольку причастен к современному миру, адаптирует для него христианские, евангельские понятия, действуя в духе «аджиорнаменто» или возрождения и обновления церкви.

Франциск, отзываясь о христианстве как о религии, указал, что было бы наивно сравнивать культуру и идеологию. Те, кто хотят идеологизировать христианство, не понимают, что это может оттолкнуть человека от церкви, поскольку «нет Христа в идеологии». Необходим процесс «инкультурации» Евангелия во все формы жизни — культурную, социальную, политическую.

Существует триада, которую папа озвучил в своей речи в Римском зале 14 июня 2013 года для иезуитов, которая звучит так: «Диалог, проницательность и объективный опыт». Дословно: «Присутствие на границе». Что касается «присутствия на острие», то иезуит должен быть везде на острие проблемы, на гребне волны и уметь приспособиться к ней, исходя из конкретного момента.

Папа является поклонником Хосе Фернандеса и Уолта Уитмана. В своих произведениях они выдвигают концепцию об обществе, где есть место всем и все равны. Жизнь на границе для проповедника — это мастерство уловить социальные потребности общества и индивида. Однако церковь должна представать свидетельством, живым примером для праведных. Конфликтности и индивидуализму необходимо противопоставлять религиозное братство. Единение всех конфессий — один из основных принципов Франциска I.

Новый понтифик — очень авторитетный архиерей неслучайно. Это первый папа, который выбрал имя Франциска в честь Франциска Ассизского, который воспринимался католиками как образец евангельской бедности, смирения.

По словам папского нунция в России, И. Юрковича, личность понтифика оказывает огромное влияние на церковь, и его деятельность оставляет отпечаток и на самой церкви. Он также изумился быстроте избрания Франциска I, заявил, что тот способен руководить в эпоху культурных и социальных перемен.

Энциклика «Lumen Fidei» — «Свет веры» — издана в июне 2013 года, это первая энциклика папы Франциска I. В ней затронута тема жизни человека и веры в Бога. Вера открывает человеку свет и сопровождает его. Для этого надо следовать вере, тогда можно понять, что есть вера. Те, кто верят, открыты Божественной любви, в современной культуре мы не должны забывать о вере. Эта сила любви проникает в человеческое сознание. Каждый из нас должен идти путем любви, дабы получить свет.

Вера и истина приводят к смирению и покою, мирному сосуществованию с другими. Свет веры освещает тех, кто стремится к диалогу между религиями. Вера есть свет от Бога и любовь к истине. Передача веры идет во время крещения. «Сакраментальный характер веры находит свое выражение в Евхаристии». Оплот веры — исповедь, таинства, соблюдение десяти заповедей и молитва. Благодаря попечительству Церкви, верующий приобщается к воле Божьей, получая радость от сопричастия. Твердость веры есть град Божий для человека. Через Христа и его страдания Бог поделился с людьми светом веры. В союзе с верой и истиной ищущий человек идет в будущее, преодолевая соблазны этого материального мира.

Энциклика обращает внимание на кризис постсекулярного общества, призывает людей вспомнить свои религиозные корни, обрести идентичность. Ни для кого не секрет, что в сегодняшнем обществе нарастает кризис европейской капиталистической цивилизации. Нет связи христианства с реалиями современного постсекулярного общества, которое характеризуется утратой идеологии веры. Теперь перед человеком есть некий набор различных мировоззрений «на один день», сделать выбор в чью- либо пользу трудно. Актуальность возрождения христианского духа и укрепления веры Христовой достаточно велика, что и отразилось в энциклике Франциска I, призывающего соблюдать все обряды и принимать крещение. На данном этапе деятельность понтифика можно рассматривать как мессианскую, с точки зрения сохранения христианской идентичности Европы и всего мира, поскольку в межцивилизационном диалоге Европа и не только она нуждается в базовой доктрине, и именно христианство претендует на эту роль.

Смотрите также: Ватикан и СССР

Список использованной литературы:

1. A. Spadaro. My door is always open. London, 2013.

2. См. интервью И. Юрковича // http://rbcdaily.ru/world/562949988795024

3. Франциск I. «Lumen Fidei». Пункт 44, «Таинство и передача веры» // http://www.vatican.va/holy_father/francesco/encyclicals/documents/papa-francesco_20130629_enciclica-lumen-fidei_en.html

4. См.: «Если у нас одни отцы, то почему мы не можем быть братьями?» // http://www.agnuz.info/Articles/open

5. См.: «Вызовы нового Папы» // http://www.agnuz.info/Articles/open
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся