Блог Виктории Кольтиновой

Климатическая политика стран мира: ЕС, США, Япония, Австралия, Канада

7 декабря 2021
Распечатать

Авторы:

Виктория Кольтинова, студентка 4 курса бакалавриата МГИМО МИД России

Руслан Алиев, к.экон.н заведующий кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России, директор Центра устойчивого развития МГИМО МИД России

C 1 по 12 ноября 2021 г. в Глазго прошла конференция Рамочной конвенции ООН по изменению климата. По мнению группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), промышленно развитые государства несут основную ответственность за возникновение данной проблемы, в то время как беднейшие страны больше всего страдают от ее последствий. Как правило, именно они принимают на себя главный удар сильных наводнений, засух, бурь и других непредсказуемых явлений, а средств на восстановление после природных катастроф у них не хватает. По сути, из-за изменения климата, оставляющего многих людей в нищете, можно потерять то, чего удалось добиться в сфере мирового развития. На сегодняшний день мировое сообщество признает, что изменение климата негативно скажется на беднейших слоях населения. Ученые и политики пытаются решить данную проблему, действуя сразу в нескольких направлениях.

pollution_g91cef8499_1920.jpg

Источник: Pixabay

На климатическом саммите лидеров 40 государств, прошедшем 22–23 апреля 2021 г. в формате видеоконференции, ряд стран представили новые цели по сокращению выбросов СО2. Стоит отметить, что встреча состоялась по инициативе президента США, поскольку Джо Байден хочет вернуть своей стране лидерство в климатической повестке. Саммит предоставил ценную возможность получить информацию о климатических обязательствах некоторых основных стран-эмитентов выбросов парниковых газов. Он также подготовил мировое сообщество к 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго. Согласно докладу BP «Statistical Review of World Energy 2020, в число крупнейших эмитентов углекислого газа входят: Китай (9825,8 млн тонн/год), США (4964,7 млн т/г), Индия (2480,4 млн т/г), Россия (1532,6 млн т/г), Япония (1123,1 млн т/г) и Германия (683,8 млн т/г). Доли от общей эмиссии углекислого газа Китая и США составляют 28,8% и 14,5% соответственно. В данной работе были проанализированы политики крупнейших экономик мира, которые по совместительству — крупнейшие эмитенты или страны с наиболее прогрессивной климатической политикой.

Климатическая политика США

Главная задача американской климатической дипломатии — убедить другие страны в необходимости взять на себя амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов до 2030 г. Соединённые Штаты подтвердили свою заинтересованность и выдвинули довольно основательные обязательства по отношению к себе— к 2030 г. сократить выбросы парниковых газов на 50–52% по сравнению с уровнем выбросов 2005 г. Таким образом, амбиции по сокращению выросли почти в два раза, по сравнению с тем, что было обещано президентом Бараком Обамой к 2025 г. Эта цель в сочетании с Американским планом занятости, который презентовал Джо Байден в апреле 2021 г., поможет стимулировать инновации, бизнес и укрепить экономику. Новый анализ, проведенный Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (International Renewable Energy Agency, IRENA), показывает, что количество рабочих мест в сфере чистой энергии уже превышает количество рабочих мест в сфере ископаемого топлива в четырех из пяти сельских округов США. Вероятно, что установление таких высоких показателей сокращения выбросов вызвано желанием США вернуть лидерские позиции в сфере борьбы с изменением климата, которые были потеряны из-за выхода США из Парижского соглашения в период президентского срока Дональда Трампа. По предварительным оценкам, Соединенные Штаты выполнили и превзошли свою цель на 2020 г. по чистому сокращению выбросов в масштабах всей экономики на 17% ниже уровней 2005 г. и в целом находятся на пути к сокращению выбросов на 26–28% ниже уровня 2005 г. к 2025 г. Цель на 2030 г. представляет собой рост амбиций, ставший возможным отчасти благодаря достижениям в технологиях и соответствующей реакции рынка. При разработке ОНУВ (Определенных на национальном уровне вкладов) Соединенные Штаты рассматривали пути сокращения выбросов по секторам. Каждая из стратегий, направленных на сокращение выбросов, также дает возможность сохранить рабочие места и поддержать высокий уровень занятости в Соединенных Штатах. США декарбонизируют энергетический сектор за счет сокращения потерь энергии. Американцы имеют амбициозные планы на переход к экологически чистой электроэнергии посредством повышения энергоэффективности транспортных средств, зданий и различных отраслей промышленности. Например, одно из перспективных направлений — расширение масштабов использования новых источников энергии и носителей, таких как водород. Администрация Дж. Байдена настроена вывести страну в лидеры в области климатической политики. Согласно Climate Action Tracker (CAT), новая цель США — к 2030 г. сократить выбросы по крайней мере на 57–63% по сравнению с уровнями 2005 г. Кроме того, США пообещали прекратить финансирование проектов, связанных с ископаемым топливом.

Стоит отметить, что на конференции в Глазго США и Китай выпустили совместное заявление о сотрудничестве по сокращению выбросов парниковых газов, в том числе за счёт устранения утечек метана и нелегальной вырубки лесов. На полях данной конференции Джо Байден также заявил о первом в мире масштабном плане по сохранению лесов на планете, который «объединит в себе весь набор инструментов правительства США (дипломатических, экономических и политических), чтобы остановить исчезновение лесов, восстановить жизненно важные поглотители углерода и улучшить землеустройство». По словам американского президента, план позволит восстановить около 2 млн гектаров леса к 2030 г.

Климатическая политика Японии

Япония взяла на себя обязательство к 2030 г. сократить выбросы на 46% по сравнению с уровнем 2013 г. Эта цель выглядит более радикальной в сравнении с той, что была поставлена этой страной в 2020 г. — сократить выбросы всего на 26% по сравнению с уровнями 2013 г. Коалиция из 174 японских компаний поддерживает цели сокращения выбросов на 50%, отметив, что амбициозные меры по борьбе с изменением климата могут создать больше рабочих мест и обеспечить устойчивый экономический рост. Почему в прошлом году показатель сокращения выбросов был почти в два раза меньше? Возможно, были сделаны поправки с учетом кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Полагаем, что дальнейшее повышение уровня декарбонизации было вызвано стремлением не отставать от других развитых стран и все же постараться следовать целям Парижского соглашения. Договорённость о прекращении финансирования проектов по ископаемому топливу, которая не носит обязательного характера, не поддержала Япония, так как промышленность и энергетика страны зависят от угля, который преимущественно импортируется из Австралии. Более того, на конференции в Глазго Япония обозначила, что для достижения углеродной нейтральности она будет участвовать в покупке углеродных единиц вместо прямого сокращения выбросов парниковых газов.

Европейский союз

В Европейском законе о климате (The European Climate Law) ЕС обозначил цель — к концу текущего десятилетия сократить выбросы на 55% по сравнению с показателями 1990 г. Этого плана придерживаются все государства-члены. Однако в ряде стран Евросоюза есть свои особенности, например, в Германии и Франции. Данные станы отличаются крайней активностью в решении вопросов, связанных с изменением климата. Они во многом отказались от развития «грязных» отраслей экономики, включив решение климатических проблем в свои национальные приоритеты. Так, ранее Германия сильно зависела от тяжелого машиностроения, химической и сталелитейной промышленности, а также от угля, который на протяжении десятилетий обеспечивал половину электроэнергии страны. Даже по состоянию на 2020 г. на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения. Именно лоббирование этих отраслей часто мешало сменяющим друг друга федеральным правительствам принимать меры, необходимые для установления надежного курса на безуглеродное развитие. Фактически Германия не выполнила свои целевые показатели по сокращению выбросов на 2005 г. Была вероятность, что она может не достичь своей цели и к 2020 г. (сокращения выбросов на 40% по сравнению с показателями 1990 г.). Однако в связи с пандемией COVID-19 и благодаря успешной реформе ЕС по системе торговли квотами на выбросы (ETS), Германия всё же выполнила обязательства. Реформа привела к резкому скачку цен на углерод и сделала сжигание каменного угля непривлекательным. Стоит отметить, что правительство Германии приняло целый пакет мер, призванных уменьшить эмиссию парниковых газов, вызывающих глобальное потепление на планете. Согласно взятым на себя международным обязательствам ФРГ должна к 2030 г. сократить выбросы СО2 на 55% по сравнению с 1990 г. Более того, на COP26 канцлер Германии А. Меркель выступила за установление глобальной цены на выбросы СО2.

В 2018 г. Франция выделила 5,08 млрд евро на климатическое финансирование. Эта цифра соответствует целям, которые она поставила в 2015 г. (достигнув не менее 5 млрд евро в 2020 г.). Франция также вносит вклад в климатические фонды Всемирного банка, Фонд адаптации к изменению климата, Фонд для наименее развитых стран (ФНРС), Многосторонний фонд для осуществления Монреальского протокола, а также в многочисленные инициативы (Международный альянс по солнечной энергии, инициатива CREWS по системам раннего оповещения и др.). Она также взяла на себя обязательство пополнить Зеленый климатический фонд, удвоив свой взнос до 2 млрд евро и позволив 28 странам мобилизовать средства для достижения исторического пополнения фонда в размере 9,8 млрд долл. на конференции по пополнению Зеленого климатического фонда, проведенной в октябре 2019 г. в Париже.

Франция выделяет для себя несколько приоритетов по климатической политике:

  1. окончательная доработка правил осуществления Парижского соглашения благодаря консенсусу, уважающих экологическую целостность механизмов углеродного рынка;
  2. решительное заявление международного сообщества о приверженности достижению углеродной нейтральности к 2050 г.;
  3. готовность увеличить определяемый на национальном уровне вклад (НУВ) Европейского союза и основных стран-источников выбросов;
  4. решение проблем биоразнообразия;
  5. выполнение всех обещаний, взятых в рамках Парижского соглашения.

По итогам COP26 практически все европейские страны присоединились к отказу от финансирования зарубежных проектов по ископаемому топливу. Соглашение подразумевает дальнейшее сокращение финансовых потоков в нефть, газ и уголь.

Климатическая политика Великобритании

На данный момент Великобритания — лидер в борьбе с изменениями климата. С 2000 г. она показывает самые высокие темпы сокращения выбросов и декарбонизации. Соединенное Королевство — это первое государство, принявшее закон о достижении нулевых нетто-показателей углеродных выбросов к 2050 г., а также крупнейший производитель морской ветровой энергии в мире. Британцы намерены прекратить прямую государственную поддержку сектора ископаемого топлива за рубежом, удвоить международное финансирование борьбы с изменением климата, чтобы помочь развивающимся странам на сумму 11,6 млрд фунтов стерлингов в течение следующих пяти лет до 2025–2026 гг. Премьер-министр Борис Джонсон сделал заявление о прекращении продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей в Великобритании к 2030 г., что позволит Великобритании стать самой быстрой страной «Группы семи» по декарбонизации автомобилей и фургонов. Соответствующее заявление было сделано в статье, написанной Б. Джонсоном для Financial Times. План включает ряд областей: улавливание и хранение углерода, производство низкоуглеродного водорода, развитие морской ветроэнергетики и ядерной энергетики. В ближайшие 5 лет Великобритания намерена потратить не менее 3 млрд фунтов стерлингов из средств на международное финансирование борьбы с изменением климата на природоохранные решения, а к 2025 г. планируется сажать деревья на 30 тыс. га земли в год. Уже обозначено намерение сделать обязательным раскрытие нефинансовой информации к 2025 г., в частности связанной с изменением климата и климатическими рисками, при этом большинство требований будет выполнено к 2023 г. Низкоуглеродный сектор и цепочка поставок уже обеспечивают более 460 тыс. рабочих мест в стране, а к 2030 г. поставлена цель увеличить их до 2 млн.

Мировое лидерство в борьбе с изменением климата и адаптации к нему — это основная экономическая возможность для Великобритании, которая создаст новые квалифицированные рабочие места по всей стране, а также расширит возможности экспорта для британских фирм. На конференции в Глазго Соединённое Королевство закрепило за собой лидерские позиции в борьбе с изменением климата, пообещав сократить выбросы парниковых газов на 78% к 2035 г. В рамках COP26 Великобритания вошла в число стран, которые пообещали прекратить финансирование зарубежных проектов по ископаемому топливу.

Климатическая политика Канады

Правительство Канады принимает срочные меры по преодолению климатического кризиса и использованию экономических возможностей, которые оно предоставляет в стране и за рубежом. С 2015 г. страна инвестировала более 100 млрд долл. в «чистый» рост и выдвинула ряд других мер (разработка ведущей системы ценообразования и скидок, а также правила для ускорения поэтапного отказа от традиционной угольной электроэнергии к 2030 г.). Канада поставила цель к 2030 г. сократить выбросы на 40–45% по сравнению с уровнями 2005 г. Это важное улучшение по сравнению с предыдущим целевым показателем сокращения на 30%, но оно отстает от более амбициозных обязательств со стороны коллег, таких как Великобритания, Европейский cоюз, США и Япония.

Финансирование проектов по борьбе с изменением климата, в частности, обязательство богатых стран предоставлять 100 млрд долл. в год на климатическое финансирование, стало основной темой обсуждения на COP26. Канада вместе с Германией возглавляет разработку международного плана действий по финансированию климата, что, по мнению правительств этих стран, поможет государствам с низкими доходами справиться с проблемами изменения климата. Канада также вошла в число государств, которые поддержали отказ от финансирования проектов, связанных с ископаемым топливом.

Климатическая политика Австралии

Премьер-министр Скотт Моррисон практически подтвердил новость о том, что Австралия оказала давление на Великобританию по вопросу отказа от ключевых обязательств по климату в двустороннем торговом соглашении. Следует заметить, что австралийский министр ресурсов Кит Питт заявил о планах Австралии продолжать добычу угля до и после 2030 г., в то время как большая часть развитого мира уже находится на пути к постепенному отказу от ископаемого топлива.

Австралия становится все более изолированной от остального мира страной из-за своего категоричного подхода к климатической повестке. Канберра превратилась в настоящего изгоя переговоров COP26, так как не поддержала соглашение об отказе от угля.

Выводы

Большинство стран представило свои планы по сокращению выбросов еще до начала саммита в Глазго. Ожидалось, что переговоры будут чисто формальными. Однако появились темы, которые имеют перспективу включения в национальные планы государств:

● ускоренный переход на электромобили;

● ускоренный отказ от угольной энергетики;

● сокращение объемов и темпов вырубки деревьев и лесовосстановление;

● защита населения от воздействия изменения климата.

В процессе переговоров почти 50 стран объявили о намерении полностью отказаться от использования угля в ближайшем будущем. Об этом говорится в заявлении о переходе к чистой энергии, которое было подписано в рамках COP26. Организаторы обращают внимание на то, что новые обязательства по отказу от угольной энергетики взяли на себя страны, входящие в двадцатку лидеров данной отрасли, а именно — Южная Корея, Индонезия, Вьетнам, Польша и Украина, но инициативу не поддержали крупнейшие потребители и экспортеры энергетического угля (Китай, Индия, Австралия, Россия, США).

В ходе COP26 более 100 стран взяли на себя обязательство усилить борьбу против глобального уничтожения лесов и полностью остановить незаконную вырубку к 2030 г. Декларацию поддержали государства, на долю которых приходится свыше 85% мировых лесов (Россия, Канада и Бразилия), а США выдвинули свой уникальный план по сохранению лесов.

В преддверии переговоров ожидалось обсуждение климатической справедливости, так как развивающимся странам требуется финансирование для того, чтобы сократить выбросы и справиться с последствиями изменения климата. Богатые страны ранее обещали 100 млрд долл. (72 млрд фунтов стерлингов) в год, чтобы помочь более бедным странам к 2020 г. В прошлом году оценка ООН показала, что цель, вероятно, будет не достигнута, поэтому более богатым странам рекомендуется усилить финансирование. В ходе COP26 развитые страны согласились с активным процессом разработки новой, более крупной цели финансирования борьбы с изменением климата, которая вступит в силу после 2025 г. Они определили широкий спектр вариантов для обеспечения инклюзивного и надежного технического процесса для разработки новой цели и учредили специальную программу, которая соберет экспертов и представителей государств для уточнения деталей. Развитые страны также согласились как минимум удвоить финансирование для адаптации к последствиям изменения климата к 2025 г., что составит не менее 40 млрд долл. Это важная веха в устранении сохраняющегося дисбаланса между финансированием усилий по смягчению последствий изменения климата.

В ближайшее время ожидается внедрение взятых на себя обязательств в рамках COP26 в национальные планы развития. Ключевыми темами должны стать планы по сокращения использования и финансирования добычи ископаемого топлива, лесовосстановительные мероприятия и борьба с нелегальными вырубками, а также модернизация промышленности и энергетики. Определяемые на национальном уровне вклады будут представлены в ближайшем будущем. Ожидается, что они будут сильно преобразованы, так как на конференции в Глазго удалось завершить разработку правил реализации Парижского соглашения по климату, отразив временные сроки для определяемых на национальном уровне вкладов, механизмов статьи 6 и транспарентности.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся