Блог Валентины Дьяковой

Россия – Латинская Америка: состояние внешнеэкономического сотрудничества в 2022-2024 гг.

30 июля 2024
Распечатать

На современном этапе, начиная с 2022 г., происходят значительные изменения, как в сложившемся миропорядке, так и в географической структуре внешнеэкономических и политических партнеров Российской Федерации. В связи с этим, российские официальные и деловые круги переориентируются на новые страны и регионы, в том числе страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Однако следует отметить, что данное направление не является новым ввиду торгово-экономических связей в период существования СССР.

eva-blue-ppuYl-1noKc-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Положение стран Латинской Америки и Карибского бассейна в концепции внешней политики Российской Федерации на современном этапе

Ключевая роль в определении вектора торгово-экономического взаимодействия с Латинской Америкой, как и с другими странами, отводится концепции внешней политики России. С момента распада СССР  были опубликованы следующие версии: 1993 г., 2000 г., 2008 г., 2013 г., 2016 г. и 2023 г. (текущая). Очевидно, что обновление концепций внешней политики Российской Федерации связано как с конъюнктурой на международной экономической и политической арене, так и состоянием национальной экономики.  

До 2023 г. в разделе региональных приоритетов позиции стран Латинской Америки и Карибского бассейна были достаточно низкие, традиционно - в конце списка. Это объясняется тем, что историческими партнерами российских деловых и официальных кругов выступали США и государства Европы. Ввиду введенных с их стороны антироссийских санкций, текущая версия концепции внешней политики Российской Федерации от 31.03.2023 г. кардинально отличается от предшествующих в контексте региональных приоритетов – страны Латинской Америки впервые расположены выше европейских государств и США. Изменилась также и качественная составляющая предпочтительных направлений российско-латиноамериканского внешнеэкономического взаимодействия: от закупки столь необходимых для России продовольственных товаров в 1990-х гг. до прагматичного торгово-экономического сотрудничества с акцентом на товары с более высокой добавленной стоимостью. На современном этапе основными партнерами Российской Федерации с точки зрения приоритетности для расширения сотрудничества по различным направлениям, согласно упомянутому выше документу, выступают Бразилия, Куба, Никарагуа и Венесуэла.

Таким образом, ввиду введения антироссийских санкций в отношении России со стороны стран Европы и США, произошло укрепление позиций стран Латинской Америки и Карибского бассейна в контексте региональных приоритетов российских официальных кругов. Следует также отметить, что несмотря на тесные экономические и политические связи многих латиноамериканских стран с США, они не поддержали введение ограничительных мер в отношении Российской Федерации.

Безусловно, расширению и углублению взаимодействия России с Латинской Америкой по различным направлениям способствовал ряд факторов, таких, как: советское наследие, отсутствие серьезных споров и разногласий политического и экономического характера, а также отнесение обеих сторон взаимодействия к так называемому «Глобальному Югу». Российско-латиноамериканское внешнеэкономическое сотрудничество также может быть рассмотрено как один из способов решения накопившихся в последние годы экономических и социальных проблем в ряде латиноамериканских стран.

Проблемы и угрозы для внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна

Традиционными и исторически сложившимися препятствиями для развития торгово-экономического взаимодействия России со странами региона выступают следующие аспекты. Прежде всего, географическая удаленность друг от друга, которая в значительной степени ограничивает возможности расширения внешнеэкономического сотрудничества[1]. Кроме того, традиционными игроками на рынке Латинской Америки исторически выступали США и страны Европы, что привело к монополизации значительного числа секторов экономики латиноамериканских государств.

В качестве современных препятствий, сдерживающих и усложняющих процесс развития торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна, следует отметить следующие. Прежде всего, значительное число представителей российских и латиноамериканских официальных и деловых кругов по-прежнему воспринимают друг друга преимущественно как «второстепенный рынок» ввиду незнания имеющихся на практике возможностей и выгод налаживания российско-латиноамериканской кооперации. Негативную роль в данном контексте во многом играют как ограниченные и поверхностные знания о политической, социально-экономической и культурной жизни региона, так и нехватка соответствующих профессиональных кадров – специалистов-регионоведов.  Кроме того, на современном этапе одним из ключевых игроков в ряде стран Латинской Америки и Карибского бассейна стал Китай, осуществляющий поставки товаров широкой номенклатуры и инвестиции. Россия, в свою очередь, во многом ограничена в возможностях углубления внешнеэкономического взаимодействия с регионом ввиду остаточного принципа выделения ресурсов. Серьезным препятствием для осуществления поставок товаров выступает также усложнение и удорожание логистики в рамках маршрута «Россия-Латинская Америка», что обуславливается введенными антироссийскими санкциями со стороны Европы и США.

Некоторые тенденции в товарообороте России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна в 2022-2024 гг.

В качестве позитивного примера влияния ограничений, введенных в отношении России со стороны стран Европы и США, на реализацию потенциала российско-латиноамериканского товарооборота следует привести некоторые цифры. На современном этапе Бразилия выступает ключевым партнером российских официальных и деловых кругов в регионе, согласно стоимостным объемам взаимной торговли. На протяжении 2022 и 2023 г. наблюдается поддержание рекордных показателей российско-бразильского товарооборота. В 2023 г. они таковы: 8,4 млрд долл. США (по данным российской статистики) и 11,3 млрд долл. США (согласно данным Бразилии). Как было отмечено выше, согласно текущей версии концепции внешней политики Российской Федерации, углубление партнерства предполагается, помимо Бразилии, с Кубой, Никарагуа и Венесуэлой. Ввиду отсутствия официально опубликованной полноценной статистики российского товарооборота за 2022-2024 гг., необходимо обратиться к ряду заявлений официальных лиц Российской Федерации, подтверждающих развитие торговых отношений с упомянутыми выше странами.   Венесуэла, как и Никарагуа, выступает одним из главных политических союзников Российской Федерации в регионе, что является одним из факторов, позитивно влияющих на рост взаимной торговли между странами. Российско-венесуэльский товарооборот за период «январь-июль 2023 г.» продемонстрировал увеличение на 70% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. Для российско-никарагуанского товарооборота по итогам 2023 г. характерен рост в более чем 1,5 раза. Наиболее высокий прирост отмечен в товарообороте России с ключевым политическим союзником в регионе – с Кубой: всего за несколько месяцев 2023 г., за период с января по апрель, объем взаимной российско-кубинской торговли увеличился в 9 раз по отношению к соответствующему периоду 2022 г. Положительная динамика характерна в том числе для товарооборота России и Мексики, который достиг своего наибольшего значения в 324 млн долл. США в июне 2023 г.

Структура российско-латиноамериканского товарооборота в 2022-2024 гг.

Основу российского экспорта в страны Латинской Америки традиционно составляют минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, железо и сталь. Важно подчеркнуть, что товарное наполнение экспортируемой в латиноамериканские государства продукции не претерпевает значительных изменений на фоне антироссийских санкций со стороны США и Европы, усложняющих ведение торгово-экономической деятельности российских компаний как с традиционными, так и с новыми партнерами. Стоимостные и физические объемы российского экспорта в Латинскую Америку и импорта из нее не являются постоянными, а характеризуются колебаниями. Их причиной выступают разного рода факторы: сложности с логистикой, нестабильность цен сырьевых товаров на мировых рынках, сокращение или увеличение объема поставляемой продукции, обусловленное состоянием национальной экономики или природными явлениями (например, засуха или наводнения) и т.д. Однако несмотря на значительные сложности организации поставок товаров и их оплаты, имеет место в том числе волатильность положительного характера. К примеру, по итогам 2023 г. Российская Федерация осуществила рекордные поставки дизельного топлива в Бразилию. По сравнению с 2022 г. произошло увеличение физических объемов с 101 тыс. до 6,1 млн тонн - в 60 раз, России таким образом удалось опередить остальных поставщиков данной продукции.

Основная доля импорта Россией из латиноамериканских стран приходится на сельскохозяйственную продукцию: фрукты, орехи, мясо и мясопродукты, рыба и морепродукты. Как и российский экспорт, товарное наполнение импорта из Латинской Америки не претерпевает значительных изменений ввиду специализации латиноамериканских стран на перечисленных выше товарах.

Важно подчеркнуть, что развитие внешнеэкономического взаимодействия России с Латинской Америкой и государствами Карибского бассейна не ограничивается только взаимной поставкой товаров. Регулярный характер носят встречи представителей официальных и деловых кругов. В рамках пресс-конференций упоминаются в том числе перспективные инвестиционные проекты, носящие долгосрочный характер, что особенно важно для обеих сторон. Для стран Латинской Америки взаимодействие, к примеру, с госкорпорацией «Росатом», способствуют развитию инфраструктуры и обеспечению энергетической независимости.  Также в Боливии «Росатом» продолжает строительство самого высокогорного в мире Центра ядерных исследований и технологий. Не менее важное значение имеет сотрудничество в сфере мирного применения атома, используемого, в первую очередь, в медицине ряда государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Для России инвестиционные проекты на территории латиноамериканских стран являются в том числе проявлением «мягкой силы».

Необходимо также отметить некоторые положительные факторы, выходящие за рамки внешнеэкономического сотрудничества, но во многом укрепляющие российско-латиноамериканские связи как в сфере экономики, так и политики. В 2023 г. было вновь открыто торгпредство России в Мексике, возобновлено авиасообщение между Российской Федерацией и Кубой, где возможно пользование российской платежной системой «Мир» (как и в Венесуэле).  Продолжается также научное взаимодействие России и Никарагуа.

Одной из ключевых площадок сотрудничества является Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2024 г. состоялось несколько бизнес-сессий с участием латиноамериканских государств. Кроме того, в рамках форума произошла встреча на самом высоком уровне – между президентами России и Боливии.

Таким образом, эффект от введения антироссийских санкций со стороны стран Европы и США на развитие внешнеэкономического взаимодействия России со странами Латинской Америки неоднозначен. С одной стороны, опираясь на текст обновленной концепции внешней политики Российской Федерации (2023 г.), можно прийти к выводу о том, что разрыв торговых и политических связей с Европой и США является положительным фактором для увеличения товарооборота и инвестиционной деятельности России в Латинской Америке. Однако на практике российские и латиноамериканские деловые круги сталкиваются с разного рода препятствиями: усложнение и удорожание поставок товаров, сложности с осуществлением оплаты, опасение введения санкций и т.д. Ряд препятствий для развития внешнеэкономического сотрудничества России с латиноамериканскими странами следует использовать как стимул к его качественному изменению, а не только количественному росту.

 

[1] Мягков В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного социально-экономического развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе. Часть I: Монография. - 2-е изд. – М.: ВАВТ, 2015. – 186 с. (Модульная серия «Экономист-международник»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся