Политическая жизнь Турции

Дебаты о президентской мечте Эрдогана

10 февраля 2015
Распечатать

В Турции в очередной раз разгорелись споры о последствиях, угрозах и перспективах перехода страны к президентской системе. Правящая партия Справедливости и Развития (ПСР) из-зо всех сил пытается убедить политическую оппозицию и избирателей страны в преимуществах предлагаемой системы, которая после принятия новой конституции смогла бы по заявлениям ее представителей обеспечить необходимую политическую стабильность и продолжение экономического процветания Турции. В тоже время главные оппозиционные партии предупреждают, что изменение существующей парламентской системы приведет лишь к укреплению и юридическому оформлению авторитарного правления одного человека, нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdoğan), уже более десяти лет проводящего жестких курс в борьбе с оппозицией.

 

Мнения сторон относительно преимуществ и недостатков введение президентской системы по-своему убедительны. ПСР во главе с бывшим министром иностранных дел, а теперь и главой кабинета Ахметом Давутоглу (Ahmet Davutoğlu) сделала изменение действующей системы органов власти одним из пунктов программы, с которой она будет выступать на парламентских выборах в июне этого года. Намеченная реформа системы управления страны должна состоятся в рамках принятия новой конституции. Член ПСР и один из главных идеологов проекта перехода к президентской системе Мустафа Шентоп (Mustafa Şentop) заявил, что правящая партия вот уже более 2-х лет ведет сотрудничество с оппозицией по вопросу принятия нового основного закона страны в рамках межфракционной конституционной комиссии. По его словам, система правления с сильным президентом обеспечила бы эффективную работу исполнительной ветви власти.

 

Действующий президент Турции Эрдоган также активно выступает с поддержкой изменения действующей формы правления. В недавнем открытом телевизионном интервью политик заявил, что президентская система позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и эффективно решать вопросы, возникающие перед правительством. Поддержка населения, выраженная в процентах голосов, отданных за ПСР, а также за кандидатуру самого Эрдогана на президентских выборах в прошлом году, свидетельствуют, по словам политика, о позитивном отношении избирателей к идеи перехода к президентской системе. Главный мотив для проведения подобной реформы политик видит в необходимости продолжения повышения уровня благосостояния населения и реализация заявленных в амбициозной программе «Видение 2023» целей, среди которых в частности достижение уровня подушевого дохода в стране до 25 тыс.долларов и вхождение Турции в первую десятку крупнейших экономик мира.

 

Несмотря на заявленные преимущества перехода к президентской системы все основные оппозиционные партии, представленные в парламенте страны, заявляют об опасностях и угрозах предлагаемой ПСР конституционных изменениях. Лидер оппозиционной Республиканской Народной Партии (РНП) Кемаль Кылычдароглу (Kemal Kılıçdaroğlu) в одном из интервью заявил, что страна несмотря на все существующие недостатки существующей системы недолжна отказываться от 150-ти летнего опыта парламентаризма ради воли одного человека. Глава парламентской фракции РНП Акиф Хамзачеби (Akid Hamzaçebi) в свою очередь заявил, что стремление правящей партии превратить Турцию в президентскую республику несет риск сползания страны в диктатуру, а предлагаемая система, по словам парламентария, будет создана под одного человека – Эрдогана, который подобно лидеру военного переворота 1980 года Кенану Эврену (Kenan Evren) пытается скроить по себя новую конституцию, предусматривающую широкие полномочия главы государства.

 

Турецкая Партия Национального Движения (ПНД) также недовольна планами правящей партии. Как заявил лидер ПНД Девлет Бахчели (Devlet Bahçeli), президент страны Эрдоган пытается уничтожить национальную идентичность, свободу и демократию. ПНД рассматривает планы по установлению президентской системы как угрозу целостности государства, т.к. действующие власти активно пытаются склонить курдских избирателей к одобрению планов ПСР в обмен на предоставления большего объема культурных и политических свобод в рамках возможного федеративного государства. Критике подверглась также и политическая деятельность самого Эрдогана, который, по словам руководителя ПНД, используя имеющиеся административные ресурсы поста президента, активно агитирует избирателей голосовать за правящую партию. Нарушение закрепленного в Основном законе страны положения о нейтральности и беспристрастности президента Девлет Бахчели охарактеризовал как «правовую травму». На фоне критики действий президента со стороны двух крупнейших партий Верховный Избирательный Совет Турции (YSK) постановил отклонить прошение депутата от ПНД Хасана Хусеина Тюркоглу (Hasan Hüseyin Türkoğlu) ограничить действия президента Турции положениями Закона о выборах.

 

Достойной отдельного внимания является позиция оппозиционной курдской Демократической Партии Народов (ДПН). С одной стороны, курдские политики солидарны с другими оппозиционными партиями в парламенте в критике намерений Эрдогана построить президентскую систему в стране. Так сопредседатель ДПН Селахаттин Демирташ (Selahattin Demirtaş), выступая на днях на партийном собрании, осудил предложенный кабинетом пакет реформ в области внутренней безопасности и заявил, что предложенные законопроекты будут использованы в будущем для дальнейшего подавления протестного движения и в купе с планируемым увеличением полномочий президента приведет установлению «халифата, о котором так мечтает Эрдоган».

 

С другой стороны, представители ДПН и Национальной Разведывательной Службы Турции возобновили переговоры с заключенным под стражей лидером курдской террористической организации Рабочая Партия Курдистана (РПК) Абдуллой Оджаланом (Abdullah Öcalan). По словам советника турцекого премьер-миинстра Хатемом Эте (Hatem Ete) целью переговоров является полное разоружение РПК до середины 2015 года. Правящая партия стремится использовать успех в переговорах с курдскими боевиками в свою пользу, тем самым желая завоевать больше голосов на предстоящих парламентских выборах в первых числах июня этого года. Пока неизвестно, что переговоры должны принести самим курдам, однако по заявлениям представителей правящей ПСР, не о каком торге относительно создания федеративного государства не может быть и речи.

 

Ряд экспертов обращают внимание на то, что принятие новой коснитутции с сильной фигурой президента юридически оформит процесс, продолжающийся уже не менее 5-ти лет. Во-первых, с избранием Эрдогана на пост президента в стране уже фактически сложилась президентская система: исполнительная власть сосредоточена в руках теневого кабинета, состоящего из ближайших соратников Эрдогана. Во-вторых, несмотря на заверения турецкого премьер-министра о том, что никого столкновения полномочий ветвей власти не происходит, Эрдоган продемонстрировал на недавнем заседании правительстве, где он сам председательствовал, что намерен использовать имеющиеся согласно конституции полномочия президента для полного контроля формального кабинета. В-третьих, нахождение на посту главы правительства человека, открыто поддерживающего планы Эрдогана принять новую конституцию, где нет места сильному премьер-министру, говорит о фактическом раскладе сил между ветвями власти в стране. Наконец, Эрдоган показал, что его не останавливает действующее законодательство, регулирующее деятельность президента страны, президент Турции безнаказанно нарушает принцип надпартийности и нейтральности данного поста и активно противостоит судебной системе власти в случаях, если ее действия ограничивают его в реализации своего амбициозного проекта.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся