Политическая жизнь Турции

Почему Турция остается вне переговоров по Сирии?

19 августа 2015
Распечатать

Череда дипломатических инициатив по урегулированию сирийского кризиса показывает, что не только глобальные, но и региональные игроки демонстрируют готовность к диалогу и обмену мнений по сирийской проблеме. Турция, несмотря на свой политический вес в регионе, остается вне данных процессов. Причина такой обособленности кроется не только в позиции правящей партии Турции в сирийском конфликте, а так же и во внутриполитических проблемах страны, имеющих имеют важное региональное измерение.

 

Первая половина августа была насыщена дипломатическими встречами представителей стран, играющих важную роль в сирийском кризисе. В частности, Россия активизировала встречи с представителями Дамаска и сирийских оппозиционных сил. Министр иностранных дел и Председатель совета министров страны Валид Муаллем посетил Москву 29 июля, 4 августе в Тегеране прошла встреча Муаллема с специальным представителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем Министра иностранных дел России М.Л.Богдановым.

 

Представители России, США, Саудовской Аравии во время встречи в столице Катара, Дохе, 2-3 августа 2015

 

Днем ранее 2-3 августа Министр иностранных дел РФ Лавров участвовал в многосторонней встречи в Дохе с коллегами из Катара, Саудовской Аравии и США. В рамках встречи стороны в очередной раз пытались прощупать почву на наличие точек соприкосновения между сторонами, так или иначе оказывающих влияние на ход развития событий в Сирии. 11 августа Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр посетил Москву, где пытался в очередной раз убедить российскую сторону отказаться от поддержки официального Дамаска. 13 августа в России прибыли представители сирийской оппозиции – Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии во главе с Халедом аль-Ходжей.

 

Анализ встреч и прозвучавших дипломатических инициатив показывает, что стороны проявляют склонность к диалогу и обмену мнениями. Главным посланием Москвы было заверение, что поддержка Ассада не абсолютна. Изменение режима должно происходить в постоянном диалоге всех политических сил страны. Главной неожиданностью стало изменение внешнеполитической линии Саудовской Аравии: с приходом нового правителя Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд королевство пытается наладить позитивные отношения со странами, поддерживающих сирийской правительство. По мнению министра обороны страны Мухаммеда ибн Сальмана, стороны должны стремиться к реализации огромного потенциала отношений там, где их интересы совпадают. Кроме того, стремление к диалогу демонстрируют также США и Иран, недавно заключившие важный договор по ядерной программе Тегерана.

 

Стороны сходятся и в оценке активности террористической организации «Исламское государство». Обвинения в предполагаемом применении химического оружия против курдов, привлечение и обучение иностранных боевиков, уничтожение объектов исторического наследия, а также систематизированное убийство противников организации, - все это заставляет Россию, США, Саудовскую Аравию, Катар и Иран признать исходящую от «Исламского государства» опасность не только для всего Ближневосточного региона, но и для собственной национальной безопасности.

 

Фото: jamestown.org

Террористическая организация "Исламское государство" представляет угрозу для всего региона

 

Дипломатические встречи также показали и то, что между странами существуют серьезные разногласия, мешающие окончательно разрешить сирийскую драму в кратчайшие сроки. Несмотря на то, что стороны диалога отмечают необходимость борьбы с «Исламским государством», страны демонстрируют различие подходов в данной борьбе. Россия и Иран настаивают на создании широкого «антитеррористического фронта» из сил армий Ирака, Сирии и вооруженной сирийской оппозиции, при поддержке международной коалиции. Фактически союзники Сирии настаивают на кооперации все без исключения политических сил в борьбе с «Исламским государством», после которой должно последовать политическое разрешение сирийского конфликта: создание переходного правительства и проведение референдума, который и должен определить судьбу сирийского президента.

 

Блок монархий Персидского залива настаивает на немедленном уходе Ассада, политические изменения должны произойти, по мнению главных спонсоров вооруженной политической оппозиции Сирии, даже в условиях вполне вероятной угрозы захвата всей страны «Исламским государством». Как заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии аль-Джубейр во время визита в Москву, Ассад несет прямую ответственность за появление террористической группировки. В глазах вооруженной оппозиции Ассад является частью нынешних проблем страны.

 

Стоит признать, что серьезные разногласия между действующими игроками в сирийском кризисе существуют и достаточно глубоки. Проблемы есть, и, возможно, международные инициативы не увенчаются скорым успехом, однако любопытно, что Турция остается вне данного переговорного процесса, будучи важным региональным игроком. В этой связи логично задаться вопросом, почему столь важный игрок не вносит свой вклад в существующие дипломатические проекты и планы? Очевидно, что Турция под руководством нынешней правящей Партии справедливости и развития не может способствовать реализации национальных интересов в силу целого комплекса причин.

 

Во-первых, страны, участвующие в переговорах, так или иначе, имеют доступ к и влияние на основные политические силы в сирийском кризисе. Данное обстоятельство особенно важно при рассмотрении роли Катара и Саудовской Аравии в спонсировании умеренных исламистов. Турция в свою очередь оказывает лишь логистическую помощь. Совместные турецко-американские инициативы по созданию и обучению боевых отрядов умеренных оппозиционных сил пока что не имеют сколько-нибудь заметного масштаба, а действующие отряды проявили низкую эффективность не только в борьбе с правительственными войсками, но так же и с отрядами исламистов.

 

Во-вторых, как показывает анализ последних событий, Турция все же не видит в «Исламском государстве» первоочередную угрозу для национальной безопасности. После длительного периода игнорирования деятельности представителей этой террористической организации на своей территории Анкара так и не начала вести активную борьбу с ней. Несмотря на громкие заявления, сделанные внутри страны и на международной арене после совершенного 20 июля теракта в приграничном городе Суруч, руководство страны предпочитает направлять ресурсы государства на борьбу с курдскими сепаратистами и правительством Сирии, что свидетельствует о бескомпромиссности позиций Анкары в сирийском кризисе.

 

Фото: t24.com.tr

В Турции возобновились столкновения между вооруженными силами страны и нелегальной Рабочей партией Курдистана

 

В-третьих, Турции уже на протяжении долго периода времени  не удается разрешить конфликт с террористической Рабочей партией Курдистана. Несмотря на обещания правящей Партии справедливости и развития добиться окончательного разрешения конфликта, сделанные на политической заре ПСР более 10 лет назад, столкновения между РПК и представителями органов  безопасности продолжаются по сей день. Особый интерес вызывает манипулирование правящей партией данным конфликтом и использование пропаганды в политических целях. Преднамеренное размораживание конфликта, направленное на дискретитацию и ослабление легальной курдской партии и тем самым на завоевание большего количества голосов в пользу ПСР на предстоящих досрочных выборах, оказывает губительное влияние на отношения Турции с сирийскими курдами, которые уже без того не испытывают особого доверия к Анкаре.

 

Таким образом, видно, что на фоне активизации политического диалога между главными внешнеполитическими игроками, влияющими на ход сирийского кризиса, политическое руководство Турции демонстрируют отсутствие желания вести какой-либо диалог с партнерами официального Дамаска. Негибкость турков проявляется и в борьбе с «Исламским государством»: несмотря на заверения начать активную борьбу с организацией, Анкары, в силу внутриполитических обстоятельств, вынуждена игнорировать призыва своих западных партнеров. Более того, Турция рассматривается одной из главнейших сирийских оппозиционных сил, сирийскими курдами, в качестве ненадежного собеседника. Все это демонстрирует справедливость тезиса о том, что бескомпромиссность руководства, пребывающего в плену идеологий и отдаленного от реальности,  в условиях кризиса может привести не только к урону национальной безопасности в текущем времени, но так же и к вреду национальным интересам в долгосрочной перспективе.

 

Автор: Ахметов Тимур

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся