Политическая жизнь Турции

Выборы в Турции: анализ и прогнозы

10 ноября 2015
Распечатать

Ноябрьские выборы в Турции положили конец политической неопределенности в стране. Правящая с 2002 года Партия справедливости и развития по итогам голосования получила 316 из 550 мест в парламенте, таким образом, вернув себе абсолютное большинство. Наблюдатели едины во мнении, что растущее социальное напряжение и раскол общества способствовал успеху правящей партии. Разные оценки вызывает, однако, то, как партия будет решать текущие социально-политические проблемы и действовать на международной арене. Примечательно, что в основе всех существующих прогнозов лежит анализ того, как влияние турецкого президента отразится на политическом процессе страны.

 

Период с июня по ноябрь 2015 года для Турции был отмечен целым рядом негативных трендов. После того, как Партия справедливости и развития потеряла парламентское большинство по результатам июньских выборов, руководство партии решило изменить рамочные условия политического процесса в сторону большего давления на оппозиционные силы, включая СМИ.

 

Фото: www.thetimes.co.uk

Полиция совершает рейд в Холдинг Коза Ипек (Koza Ipek) 28 октября с целью прекращения вещания каналов Bugün и Kanaltürk

 

Кроме того, общая поляризация общества на фоне возобновившегося конфликта между правительством и террористической организацией Рабочая партия Курдистана (РПК) способствовало тому, что избиратели не особо присматривались к программам партий, а делали выбор в пользу той партии, которая могла бы обеспечить хоть какую-то стабильность. В данном случае речь шла о ПСР, которая находится у власти более десяти лет. Череда террористических актов, жертвами которых стали в основном сторонники левого движения и курдского национализма, лишь подлила масло в огонь. Партия справедливости и развития, которая возглавляла временное правительство, была обвинена оппозицией, прежде всего курдской Партией демократии народов в намеренном нагнетании конфронтации, тем самым намереваясь повлиять на результаты выборов.

 

Подобное стремление повлиять на поведение избирателей было вполне обоснованным. Прогнозы результатов голосования, сделанные ведущими турецкими аналитическими кампаниями до выборов, одинаково показывали повторение июньского сценария. Максимальный показатель для ПСР был на уровне 47%, т.е. партии пришлось бы в очередной раз вести переговоры с оппозицией по созданию коалиционного правительства, тем самым лишаясь свободы действий в вопросе принятия новой конституции. Кроме того, представители самой ПСР накануне выборов указывали на то, что не ожидают значительных изменений в результатах.

 

Свет на причины успеха ПСР может пролить оценка международного сообщества относительно событий предшествовавших ноябрьским выборам. Так, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе по завершению голосования опубликовала доклад, где отметила, что из-за конфликта с РПК была ограничена избирательная кампания некоторых кандидатов. Также в докладе говорится о возросшем числе случаев нападений на активистов, сторонников и политиков из курдской Партии демократии народов. В сфере свободы слова и печати ОБСЕ отметила попытки государственных контролирующих органов ограничить деятельность оппозиционных СМИ под предлогом борьбы с пропагандой терроризма.

 

Фото: www.theguardian.com

Глава делегации ПАСЕ Андрес Гросс охарактеризовал избирательную кампанию в Турции как "несправедливую"

 

Оценка другого важного европейского института так же содержит критику прошедших выборов и действий временного правительства под руководством ПСР. Так, Анреас Гросс, глава делегации наблюдателей от Парламентской Ассамблеи Совета Европы, заявил, “что избирательная кампания в целом была несправедливой и сопровождалась значительным уровнем насилия и страха”. Представители Белого Дома и ЕС в отдельных заявлениях отметили также попытки правительства оказать влияние на ряд оппозиционно настроенных СМИ.

 

Очевидно, что, именно сочетая давление на оппозицию и способствуя поляризации общества, ПСР удалось изменить баланс сил в свою сторону. Значительное количество избирателей из националистической Партии национального движения и курдской Партии демократии народов, желающих увидеть у власти партию, способную вновь принести стабильность, проголосовали именно за ПСР. В то же время ПНД, потерявшая 40 мест по сравнению с результатами июньских выборов, и ПДН, потерявшая 21 место, стали главными проигравшими политическим силами.

 

Вновь приобретенное парламентское большинство позволяет ПСР возобновить дебаты о необходимости принятия новой конституции. В своем первом после выборов выступлении премьер-министр Ахмет Давутоглу назвал работу по разработке и принятию новой конституции в качестве приоритетов будущего правительства. Подобные заявления прозвучали и от президента страны, ярого сторонника идеи принятия не только нового основного закона, но и трансформации политической системы страны в президентскую республику. Амбиции президента пока что ограничены общественным мнением. Согласно результатам опроса компании Ipsos, 63% турков считают, что новая конституция необходима, при этом 57% опрошенных респондентов полагают, что страна должна и далее иметь парламентскую систему.  

 

Фото: Associated Press

Главный победитель выборов - турецкий президент, основатель правящей партии

 

Другим немаловажным направлением работы предстоящего правительства является разрешение курдского вопроса, по крайней мере, снижение текущего уровня напряженности на востоке страны. Затягивание конфликта может негативно повлиять не только на политическую ситуацию внутри страны, но и на ее способность действовать в рамках Ближнего Востока.

 

Представители правящей ПСР, однако, посылают противоречивые сигналы касательно инициатив по возможному выходу из кризиса. Президент Турции объявил о скором возобновлении переговорного процесса наряду с созданием и реализацией дорожной карты, к разработке которой “ни РПК, ни курдская ПДН не будут допущены”. Одновременно с политическими заявления руководство Турции продолжает военную операцию на востоке страны. Спустя три дня после оглашения результатов голосования, турецкие ВВС нанесли удары по позициям РПК в северном Ираке, тем самым демонстрируя намерение правительства продолжить борьбу с курдскими террористами.

 

Курдский вопрос Турции сковывает действия страны на Ближнем Востоке. Наблюдатели полагают, что, располагая уверенным большинством в парламенте, Анкара могла бы снизить интенсивность конфликта с турецкими курдами. Это в свою очередь позволило бы ей изменить позицию по отношению к сирийским курдам, которые на данный момент сражаются с силами «Исламского государства» в рамках военного сотрудничества с США. Министр иностранных дел Турции заявил 5 ноября, что правительство планирует начать военную кампанию против ИГ в “ближайшем будущем”. Однако все же остается непонятно, как Турция намерена бороться с террористами из ИГ, имея серьезные политические проблемы и угрозы в пределах собственной территории.

 

Учитывая критику западных партнеров Турции касательно действий временного правительства ПСР и надежды, которые возложили на данную партию избиратели, новому кабинету предстоит проделать огромную работу. Успех действия правительства зависит от политической воли и желания идти на компромиссы. Характер развития политического процесса последних лет показывает, что партия находится под влиянием политически сильного президента Турции. В этой связи возникает вопрос, готов ли сам Эрдоган идти на диалог с ним несогласными политическими силами ради общественной стабильности?

 

Автор: Тимур Ахметов

www.facebook.com/timurakhmetoff

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся