Политическая жизнь Турции

Анкара выбрала неудачное время для заискивания с Москвой

18 июня 2016
Распечатать

С уходом Давутоглу и приходом нового правительства многие эксперты стали говорить, что во внешней политике Турции может быть сделана корректировка. Одним из возможных направлений изменений многие отмечали отношения с Россией. Предпринимаемые с середины мая попытки выйти на нормализацию отношений в настоящее время не могут принести каких-либо результатов, т.к. контекст таких шагов неудачен, и к тому же турецкое руководство не учитывает истинных интересов и мотивов России относительно восстановления отношений.

 

С приходом нового премьер-министра мнения экспертов по вопросу скорых изменений в отношениях Турции и Россией разделились надвое. Были те, кто говорил, что единственное лицо, принимающее внешнеполитические решения, Эрдоган, остается на месте, поэтому не стоит ожидать каких-либо серьезных изменений, с другой стороны были и те, кто отмечал, что ряд позитивных сигналов, которые турецкое руководство на протяжение послежних месяцев шлет Кремлю, свидетельствует о желании вернуться к прежнему формату отношений.

 

Первым свидетельством существования в правительстве отчетливого желания изменений было выступление 26 мая нового премьера-министра страны Бинали Йылдырыма, в ходе которого он описал внешнеполитический подход нового кабинета – «уменьшить число врагов, увеличить число друзей». Столь позитивный сигнал был усилен конкретными действиями - 28 мая мэр Стамбула Кадир Топбаш посетил в Казань, где принял участие в празднованиях Сабантуя.

 

Конкретные предложения технократов правительства были озвучены 30 мая, МИД Турции Мевлют Чавушоглу предложил компромиссное решение существующего кризиса между Анкарой и Москвой. Министр указал на возможность создания совместной комиссии по установлению фактов инцидента 24 ноября, когда был сбит российский военный самолет. Предложение все же осталось без ответа Кремля, который настаивает на том, что любой нормализации отношений должны предшествовать официальные извинения Турции, судебное преследование ответственных за трагедию лиц и выплата компенсации.

 

Erdo%C4%9Fan+Rusya%E2%80%99yla+ya%C5%9Fanan+krizin+bitece%C4%9Fi+sinyalini+verdi

 

Однако самым значимым сигналом для Москвы стало заявления самого президента Турции Эрдогана. В рамках выступления 12 июня Эрдоган отметил, что «обеим сторонам необходимо вернуться к прежнему формату сотрудничеству». По словам Президента, «Турция устала от затянувшегося кризиса». В тот день заявления руководства были подкреплены дипломатическими шагами – президент и премьер-министр Турции отправили своим российским коллегам  официальные письма с поздравлениями в связи с национальным праздником, днем России.

 

Интересно, что за две недели до этого турецкое руководство в лице Эрдогана в резких тонах обвинило Москву в прямой поддержке Рабочей партии Курдистана, бойцы которого 13 мая (впервые за несколько лет) сбили турецкий военный самолет, предположительно используя вооружение российскогосоветского производства. Двусмысленность позиции турецкой стороны была продемонстрирована и в выступлении министра экономики Турции, участвовавшего в телевизионной программе 16 июня. Тогда министр Нихат Зейбекчи заявил, что «Турция опечалена возникшим кризисом, но не все-таки не сожалеет, что самолет был сбит».

 

Неудивительно, что Кремль предпочитает не давать расширенных комментариев на посылаемые Анкарой сигналы, и раз за разом отмечает, что отношения могут быть восстановлены только в случае выполнения ранее указанных Москвой требований.

 

Очевидно, что турецкое руководство рассчитывает на нормализацию отношений. Составление турецким руководством «дорожных карт» процесса предполагаемой нормализации отношений свидетельствует, что Анкара серьезно рассчитывает на то, что Москва пойдет навстречу. Выступление самого президента Турции в столь позитивном ключе предполагает, что Анкара действительно хочет вернуть все, как было раньше.

 

Однако стоит тут же отметить, что контекст сделанных заявлений говорит о том, что Турция  просто вынуждена заигрывать с Россией. Отношения Турции со своими традиционными парнтерами переживают нелучшие времена, а политика Анкары в северной Сирии подвергается ревизии.

 

Главный удар по позициям Турции в Сирии было нанесено сотрудничеством США и Партией демократического союза, имеющей, как утверждает Анкара, тесные связи с террористической организацией РПК. Несмотря на возражения Анкары и многочисленные угрозы применить военную силу, отряды под руководством ПДС рамках начатой в конце мая военной операции, минуя Ефрат 6 июня, стали теснить ИГИЛ (запрещенной в России организации) и успешно окружили важный стратегический узел Манджиль, связывающий Ракку с турецкой границей. Другим направлением сотрудничества между США и сирийскими курдами является их совместное наступление на саму столицу самопровазглашенного халифата.

 

 

Турция, которая, как оказыватся, не располагает эффективными союзниками на земле, опасается распространения влияния ПДС на оставшуюся территорию входящей в т.н. Манбижский карман. По сообщениям Аль-Монитор, про-турецкая сирийская оппозиция в попытках 14 апреля выбить отряды ИГИЛ из указанной территории и занять позиции на стратегически важном участке, вынуждена была отступить, сами представители оппозиции признались, «что без ПДС, очистить приграничные территории от исламистов вряд ли удастся».

 

Наконец, неприятным сюрпризом для Анкары стало и недавнее решение иракского Курдистана от 14 июня открыть пограничный пункт с сирийским кантоном Джазира. По словам представителей иракского Курдистана, давнего регионального союзника Анкары, открытие пункта должно способствовать торговле сельскохозяйственными продуктами, одним из важных источников поступлений в бюджет Роджавы, находящейся под контролем ПДС.

 

Кризис дипломатических отношений Турции с ее традиционными партнерами не ограничивается США и иракскими курдами. На фоне усиление авторитарных тенденций в самой стране напряжение растет и в отношениях Анкары с европейскими странами.

 

Одним из самых значительных событий за последний месяц стало принятие 2 июня Парламентом Германии резолюции о Геноциде армян в Османской империи 1915 года. Сразу после практически единогласного принятия документа, определяющий события того времени как геноцид, Эрдоган заявил, что «решение Бундестага серьезным образом скажется на отношениях между Турцией и Германией».

 

Резкая критика в адрес европейских партнеров из уст турецкого президента прозвучали также 7 июня, когда Эрдоган сравнил сотрудничество западных стран с сирийскими курдами с «попытками завершить то, что когда-то начали крестоносцы». Кроме того неделю спустя 13 июня в рамках своего другого выступления Эрдоган напрямую обвинил Европу в помощи террористическим организациям, которые угрожают национальной безопасности Турции. Напряжение между Европой и Турцией стало столь сильным, что посол ЕС в Турции 14 июня вынужден был уйти со своего поста, в качестве причины ухода назвав политические разногласия с турецким руководством по ряду вопросов.

 

Становится очевидным, что, несмотря на свои истинные намерения, турецкое руководство выбрало крайне неудачное время для сближения с Россией. Переживая кризис отношений с западными партнерами, Турция, посылая сигналы России, может невольно создать у Москвы впечатление того, Турция отчаянна и пытается найти поддержку у региональных игроков. Учитывая вынужденностью подобных шагов,  намерения Анкары, тем самым, могут показаться не искренними.

 

Причины, почему такой неудачный шаг сделан, кроются также в непонимании или игнорировании Анкарой истинных целей Москвы.

  1. После уничтожение турецкими ВВС российского самолета, Россия успешно использовала разразившийся кризис, чтобы дискретировать Турцию и исключить ее из механизма урегулирования сирийского конфликта. Москва будет пытаться превращать любую ошибку Анкару в свое преимущество, и нет оснований тому, что такой подход в скором времени изменится;
  2. Не стоит думать, что Москва ограничится только формальными требованиями для нормализации отношений. Главный мотив Москвы - добиться от Анкары уступок по Сирии, т.к. именно Сирии поссорила Анкару и Москву. Следовательно, Турции ради нормализации отношений придется пересмотреть всю ее сирийскую политику, на чем и непременно споткнется процесс нормализации отношений;
  3. Разногласия США и Турции выгодны России, отчаянная Турция более восприимчива к обидам от действий Запада по ряду политических вопросов, поэтому Россия может быть заинтересована в том, чтобы не давать моральную поддержку Турции;
  4. Россия прекрасно себя чувствует в Сирии, добившись серьезных уступок от США особенно в вопросе режима перемирия на севере Сирии, где у про-турецких групп оппозиции оказались связаны руки;
  5. Учитывая особенности политических процессов внутри России и информационную войну, развязанную против турецкого руководства, трудно представить, что Кремлю в скором времени удастся вывести отношения на позитивный лад;

Россия дипломатически находится в лучшем положении, чем Анкара, и поэтому вряд ли можно говорить о том, что сигнал о сближении, усиленный в последние две недели символичными шагами, является удачным. Решение,  послать сигнал о собственном желании нормализовать отношения с Россией, было принято в неудачное время и едва ли принесет плоды, т.к. подобный шаг явно не учитывает ни внешнеполитического контекста, ни реальные мотивы и интересы России.

Автор: Ахметов Тимур

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся