Блог Томского Международного Дискуссионного Клуба

Феномен лоббизма и его место в политической системе США

18 Февраля 2017
Распечатать

На сегодняшний день политика администрации США подвержена влиянию множества факторов, среди которых одним из основных является воздействие различных групп частных интересов, а именно – деятельность лоббистских структур. Без детального изучения феномена лоббизма невозможно полностью понять процесс принятия тех или иных решений в сфере внутренней или внешней политики США.

 

Исходя из этого, считаю целесообразным осветить следующие вопросы: что такое лоббизм и благодаря чему он получил столь широкое распространение, как функционируют лоббистские организации в Америке и какова история их возникновения.

 

 

Профессиональный словарь лоббистской деятельности дает нам следующее определение: лоббизм – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц или корпоративных структур в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

 

Если обращаться к этимологии слова, термин «лобби» имеет англоязычное происхождение: от английского lobby – кулуары. Первоначально так называли узкий проход для священнослужителей в монастырях. Позднее так стали называть место для прогулок в палате общин Англии.

 

В обывательском смысле, лобби – это место для ожидания, встречи или переговоров. В узком, профессиональном смысле, лоббизм – способ продвижения своих интересов заинтересованными группами через государственные институты, посредством влияния на процесс принятия внутре- и внешнеполитических решений.

 

Лоббизм можно разделить на несколько видов: в зависимости от субъекта воздействия – этнический, корпоративный и индивидуальный; в зависимости от объекта воздействия – внутриполитический и внешнеполитический; в зависимости от характера воздействия – прямой и опосредованный.

 

Инструментами лоббинга могут служить как неформальная коммуникация, экономические рычаги, так и агенты влияния в «коридорах власти».

 

Основные отличительные черты лоббистской деятельности: продвижение интересов, оказание влияния и стратегическая направленность.

 

Первый этап лоббинга – сбор информации и выработка рекомендаций по той или иной тематике. Работа по данному направлению ведется целыми коллективами экспертов.

 

Второй этап – продвижение интересов. На этом этапе основная цель групп влияния – донести свои рекомендации до субъектов, участвующих в принятии политических решений. С этой целью лоббисты пускают в ход свои связи, а также методы убеждения.

 

Кроме того, не последнее место в арсенале лоббистов занимает работа с общественностью. Манипулирование мнением людей – важный инструмент продвижения интересов. Для этого используются СМИ и прочие агенты влияния.

 

Также большую роль в этом деле играют личные связи и неформальные контакты. Верный способ заставить кого-то подчиниться твоей воле – сделать его союзником, с помощью личной симпатии. Лоббисты могут что-то предложить взамен за оказанную им лояльность. Эта тактика мягкой силы почти всегда работает безотказно.

 

Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода. В конечном итоге, при удачном стечении обстоятельств, нужный законопроект проходит.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инструментарий современных лоббистов весьма широк, а их деятельность зачастую крайне эффективна, о чем можно убедиться из множества примеров.

 

Для лучшего понимания ситуации, предлагаю обратиться к исторической ретроспективе и изучить генезис феномена лоббизма.

 

Хотя зарождение данного феномена происходит еще в период развития английского парламентаризма, политический оттенок термин «лоббизм» приобретает только в конце XVIII века, в период формирования государственности США. Связано это с тем, что именно американская политическая модель сделала возможным имплементацию лоббизма в процессы функционирования государственных механизмов.

 

Так, в современной юриспруденции США, общепризнанным является тот факт, что лоббизм законодательно закреплен в первой поправке к Конституции, которая гарантирует гражданам право на мирные собрания, с целью обращения к правительству с петициями для удовлетворения своих жалоб. На данный момент, это единственный прецедент правового закрепления лоббистской деятельности.

 

В основе первой поправки лежит теория фракций Джеймса Мэдисона. Согласно этой теории, с целью недопущения дискриминации меньшинства большинством, необходимо предотвратить ситуацию, в которой у большинства мог бы появиться общий интерес или же появились способы действовать согласованно для реализации своих интересов. Для этого и была разработана система сдержек и противовесов, а также двухпартийная система. Американская политическая культура сама по себе предполагает существование лоббизма, как инструмента для поддержания баланса между неорганизованным большинством и организованным меньшинством.

 

На сегодняшний день, в экспертной среде не существует единого мнения о соотношении лоббизма и национальных интересов. Одни утверждают, что эти понятия могут быть комплементарны. Другие отрицают это, будучи убежденными, что лоббизм всегда идет вразрез с национальными интересами.

 

С одной стороны, лоббизм является показателем демократичности режима и политического плюрализма в государстве. С другой стороны, различные группы влияния, лоббируя интересы меньшинств, зачастую вредят политической ситуации в стране.

 

Такие именитые ученые как Збигнев Бжезинский и Самюэль Хантингтон в своих работах выдвигают тезис о том, что лоббизм напрямую вредит национальным интересам США. В то время как их оппоненты утверждают, что национальные интересы, находясь под защитой государства, неподвластны влиянию лоббистских структур, поэтому лобби может действовать эффективно только в том случае, если его интересы не противоречат интересам США.

 

Так или иначе, вопрос о соотношении лоббизма и национальных интересов остается открытым.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся