Феномен лоббизма и его место в политической системе США
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На сегодняшний день политика администрации США подвержена влиянию множества факторов, среди которых одним из основных является воздействие различных групп частных интересов, а именно – деятельность лоббистских структур. Без детального изучения феномена лоббизма невозможно полностью понять процесс принятия тех или иных решений в сфере внутренней или внешней политики США.
Исходя из этого, считаю целесообразным осветить следующие вопросы: что такое лоббизм и благодаря чему он получил столь широкое распространение, как функционируют лоббистские организации в Америке и какова история их возникновения.
Профессиональный словарь лоббистской деятельности дает нам следующее определение: лоббизм – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц или корпоративных структур в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Если обращаться к этимологии слова, термин «лобби» имеет англоязычное происхождение: от английского lobby – кулуары. Первоначально так называли узкий проход для священнослужителей в монастырях. Позднее так стали называть место для прогулок в палате общин Англии.
В обывательском смысле, лобби – это место для ожидания, встречи или переговоров. В узком, профессиональном смысле, лоббизм – способ продвижения своих интересов заинтересованными группами через государственные институты, посредством влияния на процесс принятия внутре- и внешнеполитических решений.
Лоббизм можно разделить на несколько видов: в зависимости от субъекта воздействия – этнический, корпоративный и индивидуальный; в зависимости от объекта воздействия – внутриполитический и внешнеполитический; в зависимости от характера воздействия – прямой и опосредованный.
Инструментами лоббинга могут служить как неформальная коммуникация, экономические рычаги, так и агенты влияния в «коридорах власти».
Основные отличительные черты лоббистской деятельности: продвижение интересов, оказание влияния и стратегическая направленность.
Первый этап лоббинга – сбор информации и выработка рекомендаций по той или иной тематике. Работа по данному направлению ведется целыми коллективами экспертов.
Второй этап – продвижение интересов. На этом этапе основная цель групп влияния – донести свои рекомендации до субъектов, участвующих в принятии политических решений. С этой целью лоббисты пускают в ход свои связи, а также методы убеждения.
Кроме того, не последнее место в арсенале лоббистов занимает работа с общественностью. Манипулирование мнением людей – важный инструмент продвижения интересов. Для этого используются СМИ и прочие агенты влияния.
Также большую роль в этом деле играют личные связи и неформальные контакты. Верный способ заставить кого-то подчиниться твоей воле – сделать его союзником, с помощью личной симпатии. Лоббисты могут что-то предложить взамен за оказанную им лояльность. Эта тактика мягкой силы почти всегда работает безотказно.
Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода. В конечном итоге, при удачном стечении обстоятельств, нужный законопроект проходит.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инструментарий современных лоббистов весьма широк, а их деятельность зачастую крайне эффективна, о чем можно убедиться из множества примеров.
Для лучшего понимания ситуации, предлагаю обратиться к исторической ретроспективе и изучить генезис феномена лоббизма.
Хотя зарождение данного феномена происходит еще в период развития английского парламентаризма, политический оттенок термин «лоббизм» приобретает только в конце XVIII века, в период формирования государственности США. Связано это с тем, что именно американская политическая модель сделала возможным имплементацию лоббизма в процессы функционирования государственных механизмов.
Так, в современной юриспруденции США, общепризнанным является тот факт, что лоббизм законодательно закреплен в первой поправке к Конституции, которая гарантирует гражданам право на мирные собрания, с целью обращения к правительству с петициями для удовлетворения своих жалоб. На данный момент, это единственный прецедент правового закрепления лоббистской деятельности.
В основе первой поправки лежит теория фракций Джеймса Мэдисона. Согласно этой теории, с целью недопущения дискриминации меньшинства большинством, необходимо предотвратить ситуацию, в которой у большинства мог бы появиться общий интерес или же появились способы действовать согласованно для реализации своих интересов. Для этого и была разработана система сдержек и противовесов, а также двухпартийная система. Американская политическая культура сама по себе предполагает существование лоббизма, как инструмента для поддержания баланса между неорганизованным большинством и организованным меньшинством.
На сегодняшний день, в экспертной среде не существует единого мнения о соотношении лоббизма и национальных интересов. Одни утверждают, что эти понятия могут быть комплементарны. Другие отрицают это, будучи убежденными, что лоббизм всегда идет вразрез с национальными интересами.
С одной стороны, лоббизм является показателем демократичности режима и политического плюрализма в государстве. С другой стороны, различные группы влияния, лоббируя интересы меньшинств, зачастую вредят политической ситуации в стране.
Такие именитые ученые как Збигнев Бжезинский и Самюэль Хантингтон в своих работах выдвигают тезис о том, что лоббизм напрямую вредит национальным интересам США. В то время как их оппоненты утверждают, что национальные интересы, находясь под защитой государства, неподвластны влиянию лоббистских структур, поэтому лобби может действовать эффективно только в том случае, если его интересы не противоречат интересам США.
Так или иначе, вопрос о соотношении лоббизма и национальных интересов остается открытым.
Policy Analyst at the Russian Public Affairs Committee (Ru-PAC)
Блог: Блог Томского Международного Дискуссионного Клуба
Рейтинг: 0