Актуальные тенденции международного развития в материалах зарубежных экспертно-аналитических центров

Мониторинг публикаций зарубежных экспертно-аналитических центров (июль 2016 г.)

3 августа 2016
Распечатать

Обзор подготовлен в рамках проекта кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики  Факультета международных отношений и зарубежного ИАИ РГГУ.


Руководитель проекта и главный редактор: О.В. Павленко, авторы: Е.В. Васильев, И.А. Баскакова РГГУ.

 

В июле объектами экспертного анализа стали проблемы роста присутствия НАТО в Восточной Европе, евразийская интеграция, проблемы самоопределения на постсоветском пространстве, террористическая угроза, рост радикализма, религиозные и информационные войны, сирийский конфликт и Pokemon Go.

Евразийский экономический союз

В докладе «ЕАЭС: власть, политика, торговля» экспертов Международной кризисной группы (International Crisis Group, Бельгия) говорится о том, что пока союз не достиг заявленных целей, так как у стран-членов «нет политической воли для проведения реформ». При этом не нужно считать проект провалившимся — лидеры много вложили в него. Авторы называют 5 условий для успеха ЕАЭС:

 

- большая независимость стран-членов, вовлеченность во взаимодействие с другими объединениями;

 

- Россия должна перестать рассматривать ЕАЭС как инструмент геополитики;

 

- сделать акцент на эффективное управление и борьбу с коррупцией;

 

- улучшение условий работы и жизни миллионов трудовых мигрантов — это поможет ЕАЭС завоевать поддержку среди населения;

 

- улучшение институтов, которые могли бы бороться с тарифными барьерами, а также следить за исполнением решений ЕАЭС.

 

Эксперты высказывают надежду, что «подобная модель регионального развития может внести вклад в стабильность и содействовать процветанию» региона.

Саммит НАТО

Эксперт Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign relations, ЕС) Густав Грессель в статье «Перекладывание ответственности? Берлин и саммит НАТО 2016» подчеркивают необходимость новых подходов и стратегий в свете изменившейся ситуации: «Россия вторглась в Украину, незаконно аннексировала Крым… Это все были события, на которые НАТО необходимо было найти ответ». Вызовом является и миграционный кризис. Разногласия стран-членов также осложняют повестку: несмотря на свою агрессивную риторику в отношении Москвы для польской элиты немецкая угроза не менее важна, чем российская. Есть проблемы и во взаимодействии с Турцией. В тоже время, принятые военные меры по сдерживанию России — это первый шаг по направлению перестройки военных возможностей блока. Дополняет картину близость выборов в Бундестаг. Но «мир не будет ждать», поэтому требуются энергичные и эффективные меры.

 

В материале Владимира Вуячича (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение» (Республика Беларусь) «Европейская семья» толкает Беларусь в объятия «агрессивной России» анализируется тенденция увеличения военного присутствия НАТО в странах Восточной Европы.

 

Как отмечает автор, Альянс, не скрывая, демонстрирует, что нацелен на Восток и сосредотачивает свои войска под прикрытием учений вблизи границ с Беларусью и Россией.

 

Кратчайший путь «на Москву» проходит через Минск. Скорее всего, в случае возникновения такой ситуации, военные силы Беларуси не смогут самостоятельно противостоять силам НАТО. Сам факт размещения военной инфраструктуры блока вблизи границ Беларуси дает российской стороне основания для активизации обсуждения вопроса о размещении в Беларуси своей авиабазы или наращивания военного присутствия в другой форме для обеспечения безопасности в регионе.

 

Сергей Острына (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение» (Республика Беларусь) в публикации «Ереван вынужден «изменять» ОДКБ с НАТО» анализирует распространенное мнение экспертного сообщества о том, что ОДКБ не способна к принятию активных мер по обеспечению безопасности в регионе.

 

Очередным подтверждением несостоятельности организации как инструмента обеспечения мира и стабильности стали апрельские события в Нагорном Карабахе. ОДКБ полностью абстрагировалась от разрешения конфликта, сославшись на то, что карабахский вопрос остается вне ее компетенции. При этом Организация отказалась и от участия в переговорном процессе, мотивируя это тем, что урегулированием данной ситуации на протяжении многих лет занимается Минская группа ОБСЕ, а в создании нового механизма решения проблемы в качестве альтернативы миссии ОБСЕ нет необходимости.

 

Политолог полагает, что это выступило причиной утраты для Армении актуальности ОДКБ как инструмента обеспечения мира и стабильности. Так и не получив поддержки от союзников по блоку, президент Армении Серж Саргсян поехал обсуждать вопрос урегулирования карабахского конфликта на саммит НАТО в Варшаву.

 

Таким образом, — констатирует автор, — ОДКБ с задачей обеспечения безопасности и мира в регионе не справляется и как институт безопасности перспектив не имеет.

Европа

В статье «Атака в Ницце и ограниченность мер безопасности» Биби Ван Гинкель из Нидерландского института международных отношений (Netherlands Institute of International Relations, Нидерланды) напоминает, что нередко террористами-одиночками становятся люди с криминальным прошлым, с отклонениями в психике. Предотвращение терактов в этом случае крайне затруднено: человек не связан с террористическим подпольем, радикализуется в крайне сжатые сроки. Решение автор видит в большем вовлечении служб психиатрической помощи, в реинтеграции в общество маргиналов и правонарушителей. Эти меры «будут значительно более таргетированы, чем случайные или репрессивные меры безопасности, которые применялись до настоящего времени».

 

Дмитрий Чубашенко в материале «Падающая башня Евросоюза», размещенном на сайте газеты «Панорама» (Молдова), рассуждает о проблемах Евросоюза, и в этом контексте — о перспективах Молдовы, «оказавшейся между российским молотом и европейской наковальней».

 

ЕС, как отмечает автор, столкнулся с пределами своего расширения и углубления и «напоминает очередную Вавилонскую башню». Отмечается неравное положение 28 государств-членов ЕС и, в частности, «разноскоростная интеграция крепкого, жизнеспособного имперского ядра и более слабой колониальной периферии». Констатируется неготовность ЕС к реальностям «эпохи финансового и миграционного кризисов, «Арабской весны», ИГИЛ, Украины, Сирии и Brexit».

 

С этой позиции перспектива евроинтеграции Молдовы представляется весьма сомнительной, а продолжение проевропейского курса эксперт называет «смешным и нелепым».

 

Молдову нельзя заставлять выбирать между Европой и Россией, «как между знанием и верой», — резюмирует политолог.

 

Эксперты центра «Брейгель» (Bruegel, Бельгия) Алисия Гарсиа Херрроро и Дзянь Вей Ксю подготовили доклад «Российско-китайские торговые отношения и их влияние на Европу».

 

Если экспорт из России и стран ЕС на рынок Китая является взаимодополняющим, то номенклатура товаров, импортируемых в Россию из Китая и Европы во многом совпадает. Соответственно, рост товарооборота между Россией и Китаем будет иметь негативные последствия для Европы. В докладе был проанализирован сценарий, при котором КНР и РФ договариваются о снятии тарифных ограничений, чтобы снизить импорт из ЕС в Россию.

 

Также в докладе детально рассмотрено, какие европейские сектора наиболее пострадают от растущего российско-китайского сотрудничества. КНР наращивает свои позиции важного экспортера различного оборудования, техники и т.п. ЕС жизненно важно сохранять топовые позиции в этой сфере, чтобы успешно конкурировать с КНР.

Турция

В публикации Арона Штейна из Атлантического Совета (Atlantic Council, США) рассматривается существующая «Разобщенность в турецкой армии». Турция, союзник США по НАТО с 1952 г., всегда была сложным партнером. Однако, учитывая, что Турция граничит со странами Ближнего Востока, она имеет большое значение для американских военных операций, проводимых в регионе с 1991 г.: сначала в рамках войны в Персидском заливе, сейчас — для борьбы с ИГИЛ. США крайне заинтересованы в политической стабильности Турции, особенно учитывая, затянувшуюся гражданскую войну в Сирия и в Ираке, нестабильную ситуацию в некоторых других странах Ближнего Востока.

 

Произошедший переворот продемонстрировал отсутствие единства в турецких политических институтах. Следствием чего безусловно станет еще большая дестабилизация. У военных есть очень разные концепции турецкого государства, отличается понимание идеи верховенства закона и общественного договора. Это будет причиной нестабильности не только в армии, но и других государственных институтах. Ситуация, с учетом приводящихся властями чисток, будет только ухудшаться.

Конфликты

Проблеме проектируемых религиозных войн посвящена статья Вардана Багдасаряна (портал «Иравунк» (Армения) «Религиозные войны вчера и сегодня: программируем ли конфликт религий в XXI веке?» 

 

Автор приводит ряд аргументов для утверждения, что межрелигиозная война, переживаемая современным обществом, является проектируемой, и что современные межрелигиозные столкновения можно назвать не войной религий, а войной против всех религий — наступлением воинствующего секуляризма на каждую из религиозных традиций.

 

Эта война, как отмечает автор, проектируется не только как межстрановое столкновение. Поскольку сегодня в мире нет ни одной моноконфессиональной страны, война получит и внутринациональное преломление.

 

Политолог упоминает такую известную политическую практику, как столкновение двух сторон, в результате которого выигрывает третья сторона. С этой позиции он обращает внимание, что военные операции США и сил НАТО в Ираке, Югославии, Афганистане, Ливии вели счет на дни, а с квазигосударством ИГИЛ — уже годы. «Не вызывает никакого сомнения, что будь у США желание победить ИГИЛ, оно уже давно было бы уничтожено», — отмечает он.

 

Эксперт обращает внимание, что эскалация напряженности не ограничивается исключительно отношением к исламу. Это подтверждается тем, что, в частности, карикатуры «Charlie Hebdo» не только антиисламские — они в равной мере и антихристианские, и антииудейские.

Эксперт доказывает, что опыт религиозных войн не является единственной моделью цивилизационогенеза. Существует и позитивный опыт религиозного сосуществования. Провоцирование же религиозных войн является проектом не антирелигиозным, а античеловеческим.

 

В статье Гагика Арутюняна (Научно-образовательный фонд «Нораванк», Армения) «Цветные революции» анализируется проблема «Цветных революций» — заранее спланированных серийных протестов, обычно заканчивающихся свержением правительства или ослаблением государства.

 

Эксперт приходит к выводу, что «Цветные революции» являются продолжением политики некоторых сверхдержав средствами так называемой «мягкой силы».

 

Рассматривая предпосылки, подходы и методы организации «Цветных революций», особое внимание автор уделяет технологиям Джина Шарпа, представившего 198 методов политической борьбы.

 

В результате политолог резюмирует, что технологии Шарпа сегодня широко используются и в политических «цветных революциях», и в процессе протестных шествий и митингов. Более того, иногда эти технологии применяются технологами стран, в которых происходят подобные протесты с целью «разгрузить» накопленное в обществе напряжение без серьезных последствий.

 

Материал Зары Гeворкян (Научно-образовательный фонд «Нораванк», Армения) Война другими методами посвящен итогам научной конференции «Новые методы информационного воздействия», прошедшей в НОФ «НОРАВАНК» 25 июля.

 

В своем выступлении директор фонда «Нораванк» Гагик Арутюнян, адаптировав к современным реалиям классическое определение войны Карла фон Клаузевица «Война есть продолжение политики другими средствами», заявил, что сегодня политика является продолжением информационных войн другими средствами.

 

Он выделил такие цели современных информационных войн, как снижение уровня информационной безопасности правительств, побуждение и вдохновение на неверные решения в сфере управления; дискредитация международного авторитета государств; нанесение вреда жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и прочих областях; внедрение противником собственного культурного кода в сознание общества и т.д. Он отмечает и такой важнейший вектор победителя в информационной войне, как стремление лишить народ его ценностей, истории и национальной памяти, сформировав новые мифологемы, где акценты расставляются с выгодной для победившей стороны точки зрения.

 

Также участники отметили важную роль в деле обеспечения информационной безопасности грамотных законов, четко определяющих границы деятельности общественных организаций, зачастую несущих роль «иностранных агентов», а также особое значение социальных сетей в контексте информационных войн.

Центральная Азия

В опубликованном на аналитическом ресурсе «Регион.kg» (Кыргызстан) материале Трудовая миграция из Кыргызстана в Россию будет только расти представлено мнение политолога Игоря Шестакова по поводу роста уровня трудовой миграции из Кыргызстана в Россию.

 

Усиление миграции в Россию граждан Кыргызстана обусловлено облегчением въезда в Россию для граждан ЕАЭС, а также проблемой безработицы в республике. Как считает эксперт, пока в Кыргызстане не произойдет роста промышленного производства и не появится достаточное количество рабочих мест с приемлемым размером зарплат, говорить о сокращении миграции не приходится. «Не стоит также забывать о том, что переводы трудовых мигрантов способствовали развитию банковского сектора КР, а регулярные поездки в Россию развивают транспортную сферу республики», — отметил он.

 

На аналитическом ресурсе «Регион.kg» (Кыргызстан) в публикации «Причина радикализации в Казахстане заключается в проблеме маргинализации молодежи»представлена экспертная оценка директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ерлана Карина по поводу трагических событий, произошедших в Алматы 18 июля.

 

Эксперт подчеркивает, что у терроризма в Казахстане нет серьезной институциональной и идеологической основы, речь идет о разрозненных радикальных ячейках, чаще всего представляющих собой криминализированные религиозные сообщества.

 

Причина радикализации в Казахстане, по мнению эксперта, заключается в проблеме маргинализации, особенно в молодежной среде. Как показал недавний теракт в Ницце, радикализация террориста-одиночки произошла очень быстро. Таким образом, это не только проблема Казахстана - это общая проблема.

Израиль

Эксперт «РЭНД Корпорейшн» (RAND Corporation, США) Ларри Ханауер в статье «Интересы и возможности Израиля в Сирии» рассказывает об угрозах Израилю, исходящих от гражданской войны в Сирии. В результате гражданской войны в Сирию получили доступ иранские формирования, вдоль границ активны суннитские джихадисты. Автор считает необходимым сохранение политики проактивной обороны: ответ на обстрелы, поддержка дружественных формирований в сирийском конфликте, согласование своих действий с Москвой.

 

При этом все варианты прямого вмешательства несут неоправданные риски. Л. Ханауер отмечает, что любое вмешательство «не может дать ничего лучше, чем статус кво». «Пока насилие из Сирии не перелилось через границы — у Израиля нет ни нужды, ни желания фокусировать внимание и ресурсы на Сирийском конфликте».

Pokemon Go

Кати Хирш-Пасек и Роберт Мичник Голинкофф из Института Брукингса (Brookings Institute, США) уверены, что «Pokemon Go — окно в мир обучающих возможностей». Эта игра в полной мере задействует возможности цифровых устройств. Она вовлекает детей и их родителей исследовать родные места в поисках покемонов. Это может стать основой революции в сфере образования. Современный мир требует от человека «многофункциональности, понимание учебного материала, включенного в широкий контекст как в школе, так и вне ее стен… познание длиною в жизнь» — именно это является перспективным направлением для современных цифровых обучающих технологий.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся