Южная Европа: политика, экономика, общество

Португалия: вперед в прошлое?

23 октября 2013
Распечатать

Португалия и до 2008 года не блистала экономическими достижениями. Вялый рост 2000-х годов окончательно прекратился с началом кризиса, который принес с собой разрастание бюджетного дефицита, безработицы и государственного долга. В конце концов, оказавшись на грани дефолта, в апреле 2011 года Португалия обратилась за помощью к «тройке», которая согласилась выделить кредит в размере 78 млрд. евро в обмен на стандартный набор драконовских мер: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, приватизация государственной собственности.

 

С тех пор кабинет консерваторов (они в Португалии выступают в обличии социал-демократической партии) послушно применяет рецепты «людей в черном», или представителей «тройки». Попытки добиться смягчения условий жестко пресекаются, даже несмотря на то, что экономика страны стала немного оживать – во втором квартале этого года рост составил 1,1% (больше, чем в любой другой стране ЕС), экспорт увеличился на 11%. Ничего не поделаешь, говорит вице-премьер Паулу Порташ, «мы живем под своего рода протекторатом».

 

Периодически правительство перегибает палку. Например, в сентябре прошлого года было принято решение об увеличении социальных взносов для трудящихся и сокращении их для предпринимателей – фактически это означало, что миллионы португальцев будут получать на одну зарплату в год меньше. Это при том, что доход на душу населения в Португалии в 2012 году и так составлял лишь три четверти от среднего показателя по Европейскому союзу. Перспектива лишиться двенадцатой части доходов вывела на улицы Лиссабона сотни тысяч людей под лозунгом «Да пошла эта тройка...» – таких демонстраций Португалия не видела со времен «Революции гвоздик» 1974 года, которая покончила с авторитарным режимом. Сегодня история повторяется – «тройка», одобрив выделение новых траншей кредита, требует очередного сокращения бюджета министерств образования и здравоохранения, правительство берет под козырек, народ выходит на улицы.

 

В конце 2012 года в Португалии была выпущена настольная игра "И приходит тройка". Суть ее такова: игроки пытаются сохранить нажитое нечестным путем богатство и выиграть выборы, но затем выпадает карта с изображением "тройки", которая рушит их планы и захватывает все, что они успели выиграть.

Источник: http://www.presseurop.eu/en/content/article/3188301-how-troika-stole-christmas

 

Впрочем, ситуация в Португалии имеет один любопытный нюанс. В драме вокруг сокращения бюджетных расходов, помимо «тройки», правительства и народа, участвует еще одно действующее лицо – Конституционный суд. Высшее судебное учреждение страны уже не раз выступало против политики правительства, объявляя неконституционными решения о сокращении выплат госслужащим и пенсионерам – в прошлом году из-за этого чуть было не провалился проект бюджета. Правительству и лично премьер-министру Педру Пассошу Коэльу не позавидуешь – с одной стороны, на них давит «тройка», с другой – народ и Конституционный суд.

 

Цели, декларируемые «тройкой», просты и понятны. Страна жила не по средствам, а значит, государственные расходы надо сокращать и делать экономику более конкурентоспособной на мировом рынке. Если бы у Португалии сегодня был старый добрый эскудо, то проблему можно было бы решить за счет девальвации. Но раз страна уже давно перешла на евро, то нужно провести внутреннюю девальвацию – в переводе с экономического языка на человеческий, надо резать зарплаты. Такие рецепты Брюссель предлагает не только Португалии – например, в сентябре этого года еврокомиссар по финансовым вопросам Олли Рен огорошил испанцев заявлением о том, что для повышения конкурентоспособности испанской экономики надо всем урезать зарплаты на 10%. Бравый финский экономист добился невозможного – объединил все политические силы страны, профсоюзы и даже бизнес, которые единогласно выступили против таких экстравагантных мер.

 

На самом деле, если обратиться к истории, то в Португалии на протяжении многих лет проводилась такая экономическая политика, от которой и Олли Рен, и прочие брюссельские бюрократы, судя по всему, были бы в восторге. Долгое время в стране был полный порядок и с госдолгом, и с дефицитом бюджета, и с уровнем зарплат.

 

Все это – благодаря доктору Антониу Салазару, творцу «Нового государства». Будучи сам экономистом по профессии, он с большим неодобрением наблюдал за тем, что происходило в Португалии после свержения монархии и установления республики в 1910 году. Он считал, что во всем должен быть порядок, а вокруг царил хаос: бастовали рабочие, финансы были расстроены, вместо правительства была «кувырк-коллегия» – за неполных 16 лет сменилось 39 кабинетов. В 1926 году власть взяли военные и через два года предложили Салазару возглавить министерство финансов. Тот потребовал широких полномочий. Военные согласились – так было положено начало одной из самых долговечных в истории Европы диктатур.

 

Пропагандистская открытка "Урок Салазара": "Наведение порядка в финансах, начавшееся в 1928 году, обеспечило государственные ценные бумаги и португальскую валюту идеальным управлением и золотыми резервами, благодаря чему сегодня они являются одними из самых надежных в мире" (1938)

Источник: http://historiaaospedacos.blogspot.com/2008/02/blog-post.html

 

Салазар, ставший вскоре еще и премьер-министром страны, задался целью добиться стабилизации как в экономике, так и в политике. Он отменил демократические свободы, установил крайне правый авторитарный режим, а в области экономики сосредоточился на нормализации макроэкономических показателей. И действительно, если принимать во внимание только их, то результаты правления Салазара не могут не впечатлять. Государственный долг, который в начале 20-х годов достигал почти 70% от ВВП, к началу 60-х сократился до 15%. Экономический рост в 50-е годы составлял в среднем 4,3% в год, а в 60-е – почти 7%. Инфляция не поднималась выше 7% до середины 60-х  годов, что более или менее соответствовало показателям развитых стран. В общем, макроэкономическая стабильность, столь дорогая сердцу любого неолиберала, в салазаровской Португалии была действительно впечатляющей.

 

Пропагандистская открытка "Урок Салазара": "Новое корпоративистское государство открыла эру достойного труда и социальной справедливости" (1938)

Источник: http://historiaaospedacos.blogspot.com/2008/02/blog-post.html

 

Однако у медали всегда две стороны, и если проанализировать ситуацию в Португалии 50-60-х годов немного глубже, то «Новое государство» предстает в намного менее благоприятном свете.

 

Во-первых, в условиях экономической конъюнктуры «тридцати славных лет» (1945-1975) португальские показатели роста выглядят не такими уж блестящими на фоне стран, проводивших кейнсианскую политику в том или ином виде – например, в Италии в 50-е годы экономика росла в среднем на 5,8% ежегодно, а в 60-е – на 5,1%, во Франции – на 4,8 и 5,6%, а в ФРГ – на 6,5 и 4,5% соответственно.

 

Во-вторых, за пределами макроэкономической сферы достижения доктора Салазара были, мягко говоря, более чем скромными. Доход на душу населения в 1960 году составлял 25% от уровня стран ОЭСР, а в 1973 – 48%. Вот несколько цифр, дающих представление о повседневной жизни в стране в 1960 году: водопроводная вода имелась в 28% домов; канализация – в 38%; а электричество – в 41%. Экономический рост 50-60-х годов во многом обеспечивался за счет бурного развития туризма и денежных переводов из-за рубежа – формально режим запрещал своим гражданам эмигрировать, но на деле извлекал немалую выгоду из валютных переводов португальцев, перебравшихся во Францию, Германию, США или Канаду. В 60-е годы на здравоохранение и образование уходило не более 1,5% от ВВП, зато государство тратило половину бюджетных расходов на колониальные войны в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Биссау. Неудивительно, что даже в 1981 году, через 7 лет после падения диктатуры, каждый пятый португалец старше 14 лет был неграмотным.

 

Сегодня Португалии, как и другим странам Европы, по которым кризис ударил сильнее всего, навязывается экспортноориентированная модель. Для этого зарплаты должны быть низкими, т.е. должен упасть жизненный уровень населения, а бюджет – сбалансированным, т.е. нужно увеличивать налоги и сокращать социальные обязательства государства, в том числе в области здравоохранения, образования и науки – насколько может быть конкурентоспособной страна с низкими расходами в этих сферах, остается только гадать. По сути, Олли Рен и иже с ним предлагают Португалии вернуться лет на 50 назад. Тогда она была островом макроэкономической стабильности, на котором пресловутая «внутренняя девальвация» была законом жизни. За глаза этот остров называли «атлантической Албанией». Сомнительно только, чтобы португальцы мечтали туда вернуться.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся