Болгария: студенты, таксисты и все-все-все, или при чем тут Россия
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Году в 90-м Михаил Задорнов сказал, что трансляция по телевидению заседаний Верховного совета – эта такая пожизненная развлекательная передача, которую советская власть придумала для народа. Выпуски новостей болгарского телевидения, экстренные и регулярные, развлекают не хуже. Политические страсти в стране кипят и в стенах парламента, и за его пределами.
Депутаты-социалисты нападают на представителей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), которая до марта этого года была правящей, но проиграла последние выборы и теперь находится в оппозиции. Несколько раз с парламентской трибуны в адрес лидера ГЕРБ и его соратников звучало обидное слово «мутра», которое в переводе на русский означает что-то вроде «браток» с цепочкой и в тренировочном костюме – в Болгарии, как и у нас, разгул криминала в 90-е годы оставил по себе долгую память. Депутаты от ГЕРБ огрызаются и грозят судебными исками за нанесение личных оскорблений.
Прямо перед зданием парламента продолжаются протесты, вспыхнувшие еще в середине июня. Главный лозунг – отставка нынешнего коалиционного правительства, возглавляемого Пламеном Орешарским. В начале октября было ощущение, что они окончательно выдохлись – ежедневно протесты собирали человек двести, от силы триста. Их претензии на то, что они выражают мнение всего семимиллионного болгарского народа, уже даже перестали смешить. Софийцы ворчали, что из-за горстки упрямцев, превративших хождение на митинги в постоянную работу, по центру города невозможно проехать.
И вот в истории с протестами возник неожиданный поворот. В середине октября к протестующим присоединились студенты крупнейших ВУЗов Болгарии. Правда, вскоре в большинстве из них возобновился нормальный учебный процесс, но в Софийском университете, главном ВУЗе страны, волнения продолжились и даже переросли в оккупацию учебных аудиторий и ректората. Не отставали от своих товарищей и студенты театральной академии – они несколько раз порадовали жителей Софии флешмобом, суть которого заключалась в том, что толпа человек из 40 на протяжении четверти часа безостановочно гуляла туда-обратно по переходу на одной из главных улиц города, блокируя движение.
Протест студентов Софийского университета
Источник: http://www.razkritia.com/
У студентов, которые стали главными героями телеэфира в последние недели, своей политической программы нет. Они требуют отставки правительства и новых выборов. Те, кто настроен наиболее радикально, вообще говорят о необходимости роспуска всех политических партий – такой юношеский максимализм вызывает улыбку, но вряд ли его можно воспринимать как серьезный политический лозунг.
В последние дни манифестации следуют одна за другой. 12 ноября толпа пыталась прорваться сквозь полицейские кордоны в здание парламента. Однако полицейских в этот раз было больше, чем протестующих, поэтому последним, в конце концов, пришлось уйти ни с чем. К одному из манифестантов подошла журналистка и спросила: «А что вы будете делать внутри?». «Мы ворвемся в парламент, потому что мы народ», – завопил в ответ протестующий. «Хорошо, а что вы там будете делать?». «Мы народ, поэтому мы идем в парламент». Настойчивая журналистка раз семь задавала все тот же вопрос, но ее упорство было сломлено несгибаемым манифестантом, который всякий раз повторял свою версию наполеоновского принципа: ворвемся в парламент, а там посмотрим.
Полиция сдерживает манифестантов, пытающихся прорваться к парламенту
Источник: vesti.bg
После этого терпение двух ведущих партий правительственной коалиции лопнуло. 16 ноября социалисты и «Движение за права и свободы», представляющее интересы турецкого меньшинства, организовали в центре Софии манифестацию, которая собрала около 70 тысяч человек. На ней присутствовал и премьер Орешарски. Параллельно в Пловдиве, втором по размерам городе в стране, прошел митинг партии (ГЕРБ) под лозунгом отставки правительства.
Наконец, 20 ноября митинговая активность достигла пика: в Софии одновременно прошло четыре манифестации – студентов, выступавших против правительства; независимых профсоюзов, требовавших улучшения условий труда и подчеркивавших неполитический характер своего выступления; таксистов, солидарных с профсоюзами; и, наконец, тех, кто недоволен президентом Болгарии Росеном Плевнелиевым (он – выходец из партии ГЕРБ, соответственно, выступления против него именуются «контрпротестами»). Профсоюзы согласовали маршрут своего шествия с мэрией и, добравшись до площади, где бастовали студенты, быстро оттеснили их к университету.
Оценки митингов очень разные. Одни говорят, что продолжающиеся шестой месяц антиправительственные протесты – признак стремления всего болгарского общества к переменам. Эта точка зрения проводится и в западных СМИ. Другие указывают на то, что 70 тысяч, пришедшие на проправительственную демонстрацию, наверное, в большей степени выражают мнение населения. Конечно, можно заметить, что определенную часть протестующих на митинг доставляли из других городов автобусами, но, с другой стороны, ГЕРБ точно также привозила своих сторонников в Пловдив.
Пожалуй, самый сильный аргумент против отставки кабинета и проведения новых выборов – данные социологических опросов. Наибольшей поддержкой сейчас пользуется социалистическая партия, которой готовы отдать свои голоса почти четверть избирателей. ГЕРБ набирает лишь 17%. Из остальных пяти партий, преодолевающих 4%-ный барьер, лишь одна может вступить в коалицию с ГЕРБ. Это означает, что результатом выборов снова станет широкая правительственная коалиция, в которой главную скрипку будут играть социалисты. Кроме того, около половины опрошенных считают, что правительству Орешарского нужно дать шанс, а 70% убеждены, что проводить досрочные выборы не стоит.
Вообще, несмотря на постоянный прессинг со стороны улицы, Орешарски и его команда держатся довольно неплохо. Фракция ГЕРБ дважды пыталась вынести вотум недоверия правительству, но оба раза ей не удалось набрать необходимого количества голосов. Кабинет сумел добиться крупного успеха на переговорах с Газпромом по вопросу о строительстве «Южного потока»: российская газовая монополия согласилась пересмотреть соглашение, заключенное во времена пребывания у власти ГЕРБ. Теперь для Болгарии условия договора намного выгоднее – увеличены сроки выплаты и снижена ставка по кредиту, который Газпром предоставляет Болгарскому энергетическому холдингу, Болгария получит скидку на импортируемый ею газ, а доход Болгарии от эксплуатации газопровода в ближайшие тридцать лет составит 2,8 млрд евро.
Достижение договоренности с Газпромом вообще очень показательно. Выбор «Южного потока», а не проекта «Набукко» – вопрос не только энергетический, но и политический. Болгария еще со времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов тесно связана с Россией. В годы «холодной войны» она была самым надежным союзником СССР в Восточной Европе – здесь не было ничего похожего ни на Будапештское восстание, ни на «Пражскую весну», ни на профсоюз «Солидарность». Распад СССР, конечно, сказался на российско-болгарских отношениях. За последние четверть века Болгария успела войти в НАТО и в ЕС. Однако российский фактор во внутренней болгарской политике по-прежнему играет большую роль. По сути дела, политические силы страны делятся на пророссийские (социалисты) и прозападные (ГЕРБ). Некоторые даже усматривали «руку Кремля» в организации демонстраций, которые вынудили бывшего премьера Бойко Борисова, возглавляющего ГЕРБ, уйти в отставку в марте. Согласно этой версии, недовольство Москвы было обусловлено тем, что в январе из-за недостаточной явки провалился референдум о возведении новой АЭС в Белене, контракт на строительство которой уже был подписан с Атомстройэкспортом. Собственно, и смягчение Газпромом условий газовой сделки тоже выглядит политически обусловленным – Россия тем самым поддержала дружественные ей политические силы и укрепила свои позиции внутри страны.
Очередной раунд внутриполитической борьбы в Болгарии остался за правительственной коалицией. В конце концов, 70-тысячная манифестация, пусть проведенная всего один раз, выглядит убедительнее, чем толпа из трехсот человек, которая ежедневно дудит в вувузелы перед зданием парламента. Студенты Софийского университета отказались от полной оккупации здания ВУЗа и сейчас занимают лишь несколько помещений. Хотя протесты перед парламентом продолжатся и впредь, можно с уверенностью сказать, что Орешарски и его кабинет прошли проверку на прочность. Требования протестующих об отставке кабинета и проведении новых выборов в обозримом будущем так и останутся невыполненными.
К.и.н., внештатный эксперт Центра проблем безопасности и развития, эксперт РСМД
Блог: Южная Европа: политика, экономика, общество
Рейтинг: 0