Блог Сергея Лебедева

Психология ксенофобии

28 Июня 2019
Распечатать

Расизм по-американски

В социальной сети «Вконтакте» обосновались американские неонацисты – сообщество Daily Stormer («Ежедневный штурмовик»). Оно насчитывает примерно полторы тысячи человек, каждый день они публикуют ксенофобские и/или антисемитские материалы. К сожалению, мне не удалось добиться от администрации социальной сети удаления или блокировки этого сообщества, и оно продолжает действовать.

Мне представляется это интересным поводом поговорить о политической психологии ксенофобии и о том, как это влияет на социум и политический процесс.

Американские психологи давно разработали любопытный тест, замеряющий уровень расовой толерантности. Афроамериканским детям предлагают на выбор два вида кукол – белый и черный. В 1950-х годах дети стабильно выбирали белых кукол. Эти эксперименты повторялись несколько раз и спустя десятилетия картина начала меняться – темнокожие дети стали выбирать темных кукол. Дело в том, что детские игрушки – это, говоря психологическим языком, детское «Я-фантастическое». В 1950-х годах уровень агрессии к афроамериканцам был настолько высок, что дети, сами того не понимая, хотели быть белыми.

Как показали тесты, ситуация в некотором роде изменилась. Но это видно и невооруженным глазом. Афроамериканец может занять кресло главы государства. В публичной сфере США почти не осталось предрассудков. Но они сохраняются на бытовом уровне – как показывают тесты, люди готовы ехать в одном вагоне с темнокожим пассажиром, но до сих пор не готовы танцевать с темнокожим партнером на вечеринке. Американское общество готово позволить «чужим» действовать в публичной сфере, но не готов допустить их к своему телу.

eliminateracismday2016.jpg

Источник: thehumanion

Более того, исследования показывают, что американское общество по-прежнему связывает тип кожи и предрасположенность к насилию. Это иллюстрируется следующим экспериментом: одной группе показывают ролик, где белый толкает афроамериканца, другой группе испытуемых показывают ролик, где афроамериканец толкает белого. В первом случае большинство испытуемых решает, что речь идет о «дружеском тычке» (87% респондентов), в то время как во втором случае испытуемые усматривают акт насилия (73% респондентов). Разумеется, подобное отношение имеет серьезные импликации для практики вынесения судебных приговоров – в США темнокожего подсудимого скорее признают виновным в насильственном преступлении, чем белого.

Корни ксенофобии

Достаточно интересным представляется вопрос о социальных и психологических корнях ксенофобии, расизма и неонацизма.

Одним из очевидных социальных источников расовых предрассудков является социальное неравенство как таковое. Предрассудки оправдывают сложившийся порядок вещей и закрепляют его. Как пишет известный социальный психолог Дэвид Майерс, «скажите мне, какие экономические отношения связывают две группы, и я предскажу межгрупповые установки». Предрассудки оправдывают социальное и экономическое превосходство одной группы над другой. А афроамериканцы являются одной из самых низкооплачиваемых групп населения в США.

Говоря о психологических корнях расизма, следует перечислить такие механизмы, как социальная идентификация, категоризация и атрибуция.

Начем с социальной идентификации. Нам свойственно постоянно идентифицировать себя с какой-то социальной группой. Таким образом, мы отвечаем себе на вопрос, кто мы такие. Как пишет социальный психолог Джон Тернер, «стремление позитивно оценивать собственную группу объясняется желанием позитивно оценивать самого себя». Этот психологический феномен называется предрасположенностью в пользу своей группы. Особенно сильна эта предрасположенность у небольших социальных групп с низким социальным статусом – именно поэтому расиста скорее можно встретить среди низкоквалифицированных рабочих, нежели руководителей транснациональных компаний.

Из этого следует интересный вывод: когда человек жертвует собой во имя социальной группы, это на самом деле не совсем альтруистический поступок. Дело в том, что он жертвует собой для сохранения своей социальной идентичности. Жизнь в мире, в котором он не может ответить на вопрос «кто я?» для него невыносимее, чем смерть.

Таким образом, низкий социальный статус группы является фактором, который предрасполагает к агрессии и предрассудкам в сторону «чужих». Ученые в Вашингтонском университете в 1982 году провели любопытный эксперимент. Несколько групп мужчин смотрели интервью с женщинами. И чем ниже была самооценка мужчины, тем агрессивнее он реагировал на появление в кадре успешной женщины.

Второй психологический механизм, подпитывающий расизм и ксенофобию – это фрустрация. Этот вопрос был рассмотрен многочисленными политологами, социологами и социальными психологами. Экспериментально это идея была подтверждена следующим образом: к группе студентов, которые торопились на интересное шоу, подходил экспериментатор и спрашивал об их отношении к японцам и мексиканцам. Их ответы были намного жестче и агрессивнее по сравнению с контрольной группой (теми, кто никуда не спешил).

В-третьих, необходимо упомянуть такой психологический механизм, как категоризация. Категоризация – это упрощенное распределение любой новой для индивида информации по существующим в его сознании категориям. Эволюционно, категоризация позволяет получить максимум новых сведений при минимуме когнитивных усилий. Но достаточно часто категоризация бывает слишком общей. К примеру, так называемый механизм спонтанной категоризации по расовому признаку. Увидев выходца из Африки, мы в первую очередь думаем о цвете его кожи, и только потом – о роде занятий, образовании и т.п., хотя эти признаки намного важнее, чем цвет кожи. Следствием категоризации является эффект «однородности чужой группы», когда чужие кажутся единым конгломератом с общими целями и интересами. К примеру, я регулярно обращаю внимание, что мои студенты думают об американском политическом классе как о «едином целом», не понимая, сколь разнообразны повестки различных групп интересов.

Также следует сказать, что категоризация приводит к поиску иллюзорных взаимосвязей. Например, когда появилась информация, что Марк Чепмен, убивший Джона Леннона, лечился у психиатра, СМИ сразу стали вспоминать других стрелков с психологическими проблемами и выстраивать вокруг этого нарратив. Таким образом, если преступление совершает афроамериканец, общество начинает искать взаимосвязь между его цветом кожи и склонностью к насилию, что лишний раз подпитывает ксенофобию. Если аналогичное преступление совершает белый, то ничего подобного не происходит.

В-четвертых, следует сказать про фундаментальную ошибку атрибуции – давно исследованный механизм, имеющий огромное значение для политической психологии. Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в переоценке личностных факторов (внутренних факторов, которые движут человеком) и недооценке ситуативных факторов. Иными словами, наше внимание приковано к самим людям, а не к окружающих их условиям. Поэтому негативные поступки «чужой» социальной группы коллективная психика объясняет, ссылаясь на саму психологическую природу этой социальной группы, рассуждая о том, что ее представителям свойственна, например, излишняя агрессивность. Любопытно, что негативные действия своей социальной группы объясняются через призму обстоятельств («нам пришлось так поступить»).

Расизм и ксенофобия остаются острой проблемой для американского общества, да и для мирового сообщества в целом. Помимо очевидной аморальности, эта идеология также наносит конкретный экономический вред, когда, к примеру, талантливые представители дискриминируемых сообществ не могут получить необходимую работу, заключить бизнес-контракт и т.п.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся