Блог Сергея Лебедева

Пропаганда и контрпропаганда терроризма

14 Октября 2019
Распечатать

По настоящий день остается актуальной проблема вербовки молодежи в ряды террористических организаций. По данным «Российского фонда мира», обычно объектами вербовки становятся юноши и девушки в возрасте от 22 до 25 лет.

17840967.jpg

Источник: moderndiplomacy.eu

Подробный анализ психологических оснований террористической пропаганды является императивом общественной безопасности, т.к. позволяет выработать адекватные контрмеры.

За пропаганду в ДАИШ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) отвечает медиа-центр Аль-Хайят, который специализируется на выпуске пропагандистской продукции на разных языках, включая русский. Отдельно следует отметить журнал Dabiq, выдержанный в современном стиле, в нем пытаются выставить жизнь в ДАИШ в светлых тонах.

Психологически и социологически, есть несколько концепций, позволяющих объяснить, почему пропаганда ДАИШ оказывается эффективной.

Социальная депривация и сверхнормальные стимулы

В социальной психологии достаточно прочно утвердилась концепция рядового террориста, как человека, испытывающего острую социальную депривацию. Сканирование мозга в Университетском колледже Лондона показало[1], что именно социальная изоляция ведет к радикализации. Исследователи предлагали представителям мусульманской молодежи, выражавшим симпатию к радикальному исламу, сыграть в виртуальную игру, в которой искусственно создавалась ситуация социальной изоляции. После этого их мозг сканировался, и исследование показало, что ценности, раньше не являвшиеся для них фундаментальными, становились таковыми в результате переживания социальной изоляции. К примеру, они начинали активнее выступать за преподавание ислама в школах и за неконтролируемое строительство мечетей.

Достаточно категорично о психологии рядовых террористов высказался Борис Джонсон, тогда занимавший пост мэра Лондона, он сказал, что они представляют собой «помешанных на порно неудачников». При этом он основывался на психологических профилях, которые ему предоставили спецслужбы.

В общем и целом, можно сказать, что рядовые террористы – обычно не очень успешны социально, не могут выстроить успешные отношения и т.п.

С этой точки зрения террористическую пропаганду можно рассматривать как конгломерат «сверхнормальных стимулов». Концепция «сверхнормальных стимулов» разработана эволюционным психологом Дейдре Баррет[2]. Стимулы вызывают у живых объектов определенные поведенческие реакции. Если гипертрофировать эти стимулы – то есть сделать их сверхнормальными – то можно наблюдать усиление поведенческой реакции. К примеру, есть определенная порода рыб, запрограммированная атаковать других рыб – хищников с красным окрасом. Если в аквариум опустить кусок дерева, выкрашенный в густой красный цвет – эти рыбы начнут ее атаковать, не учитывая, что кусок дерева совсем не похож на рыбу. Густой красный цвет выступает в качестве сверхнормального стимула.

На сверхнормальных стимулах основывается вся современная массовая культура, максимизирующая определенные стимулы. Важным моментом является тот факт, что архаические пласты психики не умеют различать «абстрактное/виртуальное» и «конкретное/реальное» - именно поэтому, к примеру, во время виртуального выслеживания врага в компьютерной игре в организме вырабатывается адреналин.

Вербовщики террористических организаций обещают молодым людям героические подвиги (репликация героического мифа) и гедонистический образ жизни в Раю в случае смерти за веру, где их будут окружать 72 прекрасные гурии. Говоря языком эволюционной психологии, это сверхнормальные стимулы, особенно с учетом того, что объекты вербовки обычно находятся в состоянии социальной депривации. Проще говоря, возможная смерть в обмен на райскую жизнь кажется им выгодной сделкой, т.к. для них стирается грань между абстрактным и реальным.

С этой точкой зрения отчасти солидарен американский исследователь Э. Круглански, который считает, что, к примеру, ДАИШ в своей пропаганде делает акцент на естественных желаниях человека[3].

Если говорить конкретно о российской ситуации, то в срезе до 29 лет мужчин больше, чем женщин, вопреки устоявшимся стереотипам. Жертвами вербовки становятся молодые люди с возможно неустоявшейся личной жизнью. Достаточно любопытным каналом вербовки могут быть онлайн-игры, т.к. игроки более восприимчивы к сверхнормальным стимулам.

Проект бессмертия

Достаточно убедительной представляется идея, что к террористической пропаганде особенно восприимчивы люди, живущие в условиях социальной аномии, возникающей из-за столкновения культур. Результатом этой аномии становится экзистенциальная тревога и глубинный страх смерти. Вербовщики террористических организаций предлагают реализовать «личный проект бессмертия» через реализацию «героического мифа». Эта гипотеза согласуется с высказанной в 1970 годах антропологом Эрнестом Беккером идеи, что культура является защитным механизмом, не позволяющим столкнуться психике с осознанием своей смертности (см. terror management theory)[4]. В этой парадигме ксенофобия и фанатизм в целом могут рассматриваться как невротическое желание утвердить свои ценности.

Непотизм и парохиальный альтруизм

Ведущий российский эксперт по исламу Ильшат Мухаметзарипов считает, что террористические группы эксплуатируют психологическую склонность к непотизму, а просветитель Александр Марков говорить о парохиальном альтруизме. Речь идет о склонности жертвовать собой во имя родственников, которая, с одной стороны, снижает вероятность прямой передачи генов, но повышает вероятность косвенной передачи генов кровными родственниками[5]. Так как подобные общества более устойчивы, то склонность к самопожертвованию закрепляется в ходе естественного отбора.

Ильшат Мухаметзарипов отмечает, что пропаганда ДАИШ стремится представить террористов как «братьев и сестер», чтобы актуализировать склонность к непотизму. Таким образом, получается, что ДАИШ извращает в каком-то смысле изначально альтруистические мотивы людей.

Контр-пропаганда и блокировка контента

Следует рекомендовать СМИ не демонстрировать пропаганду ДАИШ и других террористических организаций (что формально не запрещено). Соответственно, необходимо оперативным образом блокировать контент, размещаемый террористами в Интернете и ограничивать к нему доступ. Необходимо понимать, что эта пропаганда может воздействовать не только на мусульман, но и на психически нездоровых людей, не имеющих отношения к исламу. Чем меньше пропаганда ДАИШ представлена в информационном пространстве, тем в меньшей степени деятельность ДАИШ будет восприниматься как «норма». При этом следует избегать широкой публичной огласки, чтобы избежать «эффекта Стрейзанд», когда у общества появится нездоровый интерес к заблокированному контенту. Также важно бороться с «группой поддержки»- лицами, которые симпатизируют ДАИШ и распространяют их контент. Но здесь всегда важно доказывать наличие умысла на распространение террористической идеологии.

Можно идентифицировать три группы молодежи – 1) прямые сторонники ДАИШ, 2) симпатизирующие ДАИШ, 3) широкие слои молодежи[6]. Работа с первой группой должна строится с опорой на мнение авторитетных исламских теологов, разоблачающих идеологию ДАИШ. Работа со второй группой, которая может условно называться «группой риска» должна строится вокруг контр-нарративов и сатиры. Например, можно отметить деятельность известного сатирического паблика «ТВ Джихад», который регулярно высмеивает особенности террористического мировоззрения (см, например стихотворение «Злой кафир пьет кефир…»). Сатира не подействует на убежденных сторонников, но вполне может разубедить колеблющихся. Сатира деконструирует и десакрализует террористический нарратив, переводя его в разряд обыденного и даже нелепого. Например, сатиру против террористов активно используют в Бельгии. Негативным моментом, однако, является тот факт, что сатира на радикальный ислам также может затрагивать и ислам не-радикальный. Наконец, с третьей группой работа должна строится по принципу развития критического мышления.

Также важно предавать максимально широкой огласке данные, порочащие репутацию террористических лидеров и движения в целом. И вовсе необязательно допускать диффамацию, достаточно реальных фактов. Например, ЦРУ нашло на личном компьютере бин Ладена обширную коллекцию порнографии, а также тест на грин-карту (то есть возможность жить в США). Другой пример – переписка французской журналистки с одним из приближенных Абу Бакра аль Багдади, в ходе которой ее сначала позвали замуж, а потом начали угрожать.

Наконец, важно отметить, что активные военные действия против ДАИШ производят необходимый демонстрационный эффект и снижают эффективность пропаганды. Иными словами, благодаря вмешательству Российской Федерации им стало намного сложнее хвалиться какими либо успехами.



1. Brain scans show social exclusion creates jihadists, say researchers. The Guardian. https://www.theguardian.com/uk-news/2019/jan/06/social-exclusion-radicalisation-brain-scans

2. Supernormal Stimuli: How Primal Urges Overran Their Evolutionary Purpose. Front Cover. Deirdre Barrett. W. W. Norton, Feb 22, 2010

3. Kruglanski A.W. Psychology Not Theology: Overcoming ISIS’ Secret Appeal. 28 October 2014. – Режим доступа: http://www.e-ir.info/2014/10/28/psychology-not-theology-overcoming-isis-secret-appeal

4.Becker, Ernest. The Denial of Death. — New York : Simon & Schuster, 197

5. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. Greenwood Publishing Group, 1987. – 301 p.

6. Saltman E.M., Smith M. ‘Till Martyrdom Do Us Part’ Gender and the ISIS Phenomenon. London: Institute for Strategic Dialogue. 2015. – 75 p

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся