Блог Олега Шакирова

Конвент ISA: о дипломатии XXI-го века, или кто идёт работать в Госдепартамент

5 апреля 2013
Распечатать

Часть 1

Часть 3

 

Необычайная концентрация международников от мала до велика! В просторном лобби, во всех лифтах, вокруг отеля - люди с бейджами ISA. Наверно, общую фотографию пяти с половиной тысяч участников не получится сделать.

 

Этот день в моей программе был посвящён дипломатии в XXI веке. На панельных дискуссиях секции дипломатических исследований обсуждалось, как меняется дипломатия на современном этапе и в чём проявляется преемственность.

 

Некоторые из тем представленных работ:

 

- Дипломатия второго трека (Track II Diplomacy) - в сущности, неправительственное посредничество в решении межгосударственных вопросов, в особенности таких, которые в силу их чувствительного характера на официальном уровне не удаётся разрешить; роль в этом процессе аналитических центров (think tanks) и национальных институтов международных отношений.

Главная особенность диалогов второго трека - наличие каналов связи их участников с лицами, определяющими политику государств, то есть возможность оказать на неё определённое влияние (профессиональное общение между представителями разных стран, не имеющих доступа к руководству, автор работы Melissa Conley Tyler называет Track III). Эффективность второго трека - спорный вопрос, поскольку далеко не все подобные диалоги приводят непосредственно к изменению во внешней политике. Автор предлагает потенциальные критерии для оценки Track II, когда их результат неочевиден: появление полезных или новых идей; привлечение внимания кругов, принимающих политические решения; интерес среди осведомлённой аудитории; влияние на язык, используемый в политических дискуссиях (например, появление внедрение новых терминов);

 

- Использование риторики во внешней политике (эта тема прямо или косвенно затрагивалась сразу в нескольких работах). В частности, её направленность как вовне, так и внутрь страны, оправданность и пр. Предлагались разные термины, такие как diplomatic spin (spin в контексте массовых коммуникаций переводится как “предвзятость, смещение акцента, подтасовка фактов”) или (применительно к политике США в отношении конфликта в Дарфуре) американский разговорный BSing (впрочем, автора поправили, что это слово не совсем корректно и изначально имеет негативную коннотацию);

 

- Интернет и социальные медиа. Если обобщить, то информационные технологии открывают широкие возможности (кстати, в Сан-Франциско не все с этим согласны, см. фото), но не стоит их переоценивать. Например, использование во внешней политике социальных медиа заставляет дипломатов быть более эффективными в сфере коммуникаций, но в основном не касается самой политики. Последовательность самих США в электронной/цифровой дипломатии также под вопросом: как соотносится американский курс на продвижение свободы интернета и давление на WikiLeaks?

 

Во время перерыва на обед (ланч?) на конвенте открылась выставка, с которой не хочется уходить. Я помню правило не покупать книги до последнего дня, но всё равно ходил почти час между стендов и присматривался. Найти можно всё, что угодно, представлены книги и журналы от крупных издательств (Routledge, Wiley, Sage и др.), издательских подразделений университетов (Columbia, John Hopkins, Stanford), международных организаций, например, ООН, исследовательских центров и т.п. Свои стенды есть также у ЦРУ и Государственного департамента, публикаций у них нет, зато есть брошюры о карьерных возможностях (а у ЦРУ ещё фирменные сумки).

 

Госдепартамент также провёл круглый стол “Recruiting for Diplomacy in the 21st Century”, который оказался весьма интересным. Речь шла о том, как изменилась американская дипломатия и, соответственно, подход к набору на службу. Основной его особенностью, по словам дипломатов, является стремление создать равные возможности для всех групп населения, независимо от пола, расы, места проживания, физических способностей и пр. С целью донести информацию до широкой аудитории (особенно - до недостаточно представленных групп) проводятся специальные мероприятия (собственно, как этот круглый стол). Интересно, как для этих целей (то есть для внутреннего пользования) используются ресурсы электронной дипломатии: мобильное приложение “DOSCareers” для подготовки к вступительному тестированию, программа “Virtual Student Foreign Service”, которая позволяет студентам в качестве стажёров удалённо участвовать в работе подразделений Госдепартамента или зарубежных представительств. Как неоднократно подчёркивали выступающие, в настоящее время для дипломатической службы ищут людей с разносторонними знаниями, адаптивных, обладающих лидерскими и менеджерскими навыками - любопытно, что среди критериев нет ни знания иностранных языков (учитывается, но не является обязательным), ни образования в сфере международных отношений. В общем, новый американский дипломат (кстати, средний возраст поступления на службу - 31 год) должен быть специалистом во всём понемногу, чтобы легко приспосабливаться к требованиям на каждом месте работы.
 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся