Блог Олега Шакирова

В соцсетях Россотрудничества, или мой ответ Константину Косачёву

29 октября 2014
Распечатать

Глава Россотрудничества Константин Косачёв дал интервью Ленте.ру. В частности разговор коснулся использования соцсетей в работе ведомства:

 

Вы сказали, что работаете с соцсетями. У вас есть аккаунты в Facebook, Twitter?

 

Да, у Россотрудничества есть, разумеется, все необходимые для такой работы аккаунты. В настоящее время некоторые из них переводятся на иностранные языки, думаю, до конца года это будет сделано. Что касается наших представительств — центров науки и культуры за рубежом — которые действуют в 80 странах, их сайты и аккаунты, разумеется, ведутся на местных языках.

 

А вы лично соцсетями пользуетесь?

 

Когда успеваю. Я зарегистрирован и в Twitter, и в Facebook. Но, я думаю, что для людей, занимающих значимые публичные позиции, очень сложно систематически лично уделять внимание аккаунтам в соцсетях. Я, во всяком случае, не успеваю, и для того, чтобы там регулярно появлялись обновления, требуется целый штат помощников. А наше агентство не настолько большое, чтобы кого-то отвлекать от основной работы на ведение моего личного аккаунта.

 

Несколько мыслей по этому поводу.

 

Нынешнего присутствия Российских центров науки и культуры в соцсетях абсолютно недостаточно. Аккаунты в Твиттере есть у дюжины РЦНК, а активно их ведут единицы. С Фэйсбуком ситуация несколько лучше количественно, но не лучше качественно - некоторые страницы есть, но давно заброшены. Ведомство, официально занимающееся "мягкой силой", обязано более эффективно использовать соцсети. Не потому что это веяние моды или капризная выдумка исследователей цифровой дипломатии. А потому что это реальный канал общения и распространения информации. Руководители РЦНК будут приятно удивлены, насколько соцсети позволят расширить их привычную аудиторию, что можно использовать, например, при организации мероприятий или проведении конкурсов. 

 

Поскольку мы говорим об использовании соцсетей в профессиональной деятельности, относиться к ним нужно со всей серьёзностью, а не по остаточному принципу. Начать может быть непросто, поскольку любые изменения устоявшегося порядка работы всегда встречают сопротивление. В связи с этим несколько практических советов по ведению аккаунтов:

 

Во-первых, должен быть человек непосредственно ответственный за работу в соцсетях. Безусловно, это не будет его единственным заданием, но нужно знать, с кого спрашивать.

 

Во-вторых, полезно иметь план публикаций на определённый срок, например, на месяц. Это позволит распределять рабочую нагрузку по времени и регулярно делать обновления.

 

В-третьих, что касается содержания, то минимальной обязательной задачей должно быть оповещение подписчиков обо всех публичных новостях РЦНК, в том числе обновлениях на сайте. Помимо этого можно выкладывать отчёты с прошедших мероприятий, делиться интересными материалами, касающимися сферы деятельности Россотрудничества. В идеале соцсети должны быть площадкой для интерактивного общения, когда пользователи могут задавать вопросы, предлагать какой-то контент, делиться фотографиями с мероприятий и участвовать в конкурсах или викторинах. Такая работа не должна занимать больше часа в день.

 

В-четвёртых, от того, какой язык использовать в соцсетях, будет зависеть и аудитория. Если русский подойдёт для общения с соотечественниками, то для привлечения иностранцев придётся в буквальном смысле говорить на их языке.

 

В-пятых, аккаунты нужно хотя бы минимально рекламировать. Прежде всего размещать ссылки на главной странице вебсайта РЦНК. А также указывать URL на печатных материалах центра, например, на программе мероприятия или анонсе встречи, приглашая участников и гостей продолжить общение онлайн.

 

Наконец, весь процесс пойдёт быстрее, если Россотрудничество проявит инициативу и разработает краткий список рекомендаций, а также практических руководств для РЦНК с той целью, чтобы на местах не ломали голову над технической стороной вопроса, а сразу могли приступить к работе. Разумеется, полезна и обратная связь - сотрудники центров могут напрямую друг с другом или через центральный аппарат рассказывать об успешных примерах использования соцсетей в работе. Таким образом со временем удастся выработать модель, отвечающую целям агентства.

 

Причём у Россотрудничества есть наглядный пример - опыт работы МИД. Сейчас у министерства есть около 130 аккаунтов загранпредставительств в Твиттере, несколько десятков в Фэйсбуке, а также на других площадках в том числе и на некоторых "экзотических". Конечно, в случае МИД также существуют нерабочие страницы, но в целом Россотрудничество может извлечь уроки организационного характера. На местах это может выражаться в непосредственном общении между ответственными за соцсети представителями РЦНК и посольства.

 

Кроме собтвенных усилий РЦНК могут приглашать волонтёров для участия в ведении аккаунтов. Например, это могут быть молодые соотечественники или студенты, знакомые с работой центра. Они могут готовить материалы на определённые заранее темы и пересылать их сотруднику, управляющему аккаунтом, которому остаётся только опубликовать их.

 

В завершении о личном присутствии руководителей ведомств в соцсетях. На мой взгляд в большинстве случаев необходимости в этом нет. Однако в силу специфики задач Россотрудничества Константину Косачёву просто необходимо самостоятельно вести хотя бы один аккаунт. Не стоит опасаться, целого штата на это не потребуется - нескольких сообщений в неделю будет достаточно. Успешно и каждый по-своему ведут личные аккаунты Алексей Пушков, Дмитрий Рогозин, Владимир Мединский.

 

Константин Иосифович, устновите на телефон Твиттер. Ведь, как известно, пример начальника заразителен.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся