Международное научное сотрудничество

Интернет-лицо российской науки

19 августа 2020
Распечатать

Российский совет по международным делам (РСМД) с 2015 г. ежегодно выпускает доклад «Электронная интернационализация российских университетов». В нём содержатся рекомендации для развития англоязычных интернет-порталов и продвижения университетов в социальных сетях. В 2020 году в этой независимой внешней оценке участвовали 67 российских вуза. Перед ними стоят задачи привлечения иностранных студентов, сформулированные в том числе в рамках нацпроекта «Экспорт образования».

Понятно, что международная конкуренция за рынок образовательных услуг, который в 2019 году превысил 90 млрд долл. США и почти догнал рынок вооружений, высока. Пандемия COVID-19 и резкий транзит образования в он-лайн только обострили эту конкуренцию в условиях падения академической мобильности и университетских доходов по всему миру.

Отрадно отметить, что лидеры университетского образования в России из года в год прогрессируют в рейтинге РСМД, планомерно улучшая свои англоязычные каналы коммуникации. Сокращается и разрыв между лидерами, представляющими в основном проект «5-100», и вузами «отстающей группы». Если несколько лет назад мало кто из вузов имел работоспособный англоязычный эккаунт в facebook или канал в youtube, которые профессионально ведут нанятые университетами экспаты-носители языка, то сегодня самые продвинутые запускают собственные микроблоги на китайском языке на Weibo или Q Zone, экспериментируют с различными каналами продвижения на арабском, испанском, португальском и вьетнамском языках.

Лично для меня было удивительным, что ректора, первые лица ведущих вузов лично принимают участие в круглых столах, организованных РСМД по этой теме. Ведь обычно интернет-сайт, тем более его иноязычный вариант в операционных процессах многих российских университетов - типичный представитель back-office, support, предмет чаяний на уровне отдела информационных технологий, международного отдела или отдела общественных коммуникаций с соответствующими ресурсами в распоряжении и вниманием руководства.

На этом фоне разрыв усилий отечественных университетов с институтами Российской академии наук выглядит весьма примечательно. Хотя перед последними стоит равнозначно нетривиальная задача из другого нацпроекта – «Наука» - по привлечению зарубежных учёных и высококвалифицированных специалистов для проведения прорывных исследований в России и обеспечения технологического лидерства страны. Механизмы для подобной работы в стране созданы. Так, все без исключения грантовые программы Российского научного фонда (РНФ) доступны для различных категорий иностранных учёных и представителей российской научной диаспоры – от талантливых молодых постдоков до высококлассных «звёзд», от уровня руководителя проекта до обычного исполнителя-студента. Кроме того, с 2010 года российское правительство предлагает зарубежным учёным работать в рамках программы мегагрантов. Победителями стали 272 ведущих ученых из 35 стран. Около 40% получателей этих грантов – представители российской научной диаспоры.

Однако масштабы привлекаемого потока иностранных специалистов пока ограничены. Например, за всё время работы РНФ (с 2014 года) были поддержаны около 200 руководителей проектов с иностранным гражданством, порядка 700 основных исполнителей проектов. Это сравнимо со штатом нескольких научных институтов. Даже если добавить возвращающуюся из-за рубежа российскую научную диаспору, для решения амбициозных задач по развитию науки в России этого явно недостаточно.

Помимо создания привлекательных финансовых, организационных и карьерных условий для проведения исследовательской работы на территории России необходимо совершенствовать и продвигать «цифровые портреты» организаций, в которых проводятся исследования. Особенное внимание при этом требуется объектам научной инфраструктуры, уникальным научным установкам, коллекциям, архивам и другим центрам коллективного пользования, к работе на которых зачастую приглашают учёных из-за рубежа. Так, нет англоязычного сайта у Федерального исследовательского центра Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР), который располагает уникальной в мировом масштабе коллекцией генетических ресурсов растений и включает многие исчезнувшие сорта и популяции. Другие академические институты, в том числе из числа лидеров российской науки, если и имеют порталы на английском языке, то зачастую весьма фрагментарные, без актуальных новостей и другой необходимой информации, характерной для мировых научных центров. То же самое касается отдельных научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) – флагманского проекта национального проекта "Наука". Это не идёт на пользу новым международным проектам и коллаборациям, не способствует продуктивным контактам организаций и учёных.

Вузы уже де-факто выиграли у РАН гонку за конкурсные гранты на проведение исследований. Если посмотреть на топ-10 организаций по количеству грантов РНФ, то академические институты ухудшают свой результат со счёта 3:7 (в 2015 г.) до разгромного поражения 1:9 (в 2019 г.). Институтам академии наук, а также их учредителям, стоит обратить внимание на лучшие практики, которые сегодня внедряются в вузах и демонстрируют свою эффективность. Это касается цифровой трансформации и продвижения своих интересов в англоязычной среде не только в форме научных публикаций, к которым институты худо-бедно привыкают и приспосабливаются, но и в электронных каналах коммуникации через интернет-сайты и соцсети. Сейчас самое подходящее время, чтобы экспериментировать в диджитале, совершить цифровой рывок и развить или получить новые компетенции.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся