Спорт как инструмент «мягкой» силы в гуманитарном сотрудничестве Китая и Индии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Авторы:
Печищева Л.А., к.и.н., доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Цзэн Цзыи, магистрантка Института русского языка Пекинского университета иностранных языков (КНР)
В последние годы в индийских СМИ часто уделяют внимание таким концепциям, как «ценностно-ориентированная дипломатия» (Value-based Diplomacy1) и «Индо-тихоокеанская стратегия» (Indo-Pacific Strategy), которые изначально были направлены против возрастающего политического и экономического могущества КНР. Еще при Бараке Обаме американская администрация начала активно налаживать сотрудничество с Индией, вовлекая индийскую элиту в свою геополитическую игру. Несмотря на территориальные споры Индия и Китай, как две самые густонаселенные страны мира, имеющие общую границу, нацелены сохранять добрососедские отношения и следовать политике «соседи прежде всего». С учетом реальных потребностей в сотрудничестве по линии Юг-Юг, региональной стабильности и экономического развития, Китаю и Индии необходимо придерживаться прагматических и дружественных отношений, чему способствует укрепление двустороннего гуманитарного сотрудничества.
Источник: Pixabay
Начиная с 1990-х гг. Китай и Индия на правительственном уровне заключали соглашения и договоры, направленные на продвижение совместных гуманитарных проектов. Так, 28 мая 1988 г. Китай и Индия подписали «Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Республики Индии о культурном сотрудничестве»2, в рамках которого страны договорились проводить встречи каждые 2-3 года, чтобы развивать гуманитарное сотрудничество в сфере культуры, искусства, культурного наследия, спорта, молодежной политики и массовых коммуникаций и т.д. Интересно, что спорт как инструмент «мягкой силы» стал одним из неотъемлемых факторов продвижения гуманитарного сотрудничества между двумя государствами. Особое место занимает йога, приобретающая популярность среди китайцев. В древности «Шелковый путь» связывал Китай и Индию, способствовал укреплению двусторонних отношений и развитию торгово-экономического, политического, научно-технического и культурного обменов. В конце династии Западная Хань индийский буддизм и йога-сутры были представлены в Поднебесной, постепенно начали сливаться с традиционной китайской религией, этикой, метафизикой, наукой, медициной и боевыми искусствами. Очевидно, что распространение йоги в древнекитайском обществе заложило прочную историческую основу для ее популяризации уже в современном Китае.
Что же касается официальных индийско-китайских документов в области физической культуры и спорта, то можно перечислить некоторые из них. В Нью-Дели был заключен между Китаем и Индией 1 июля 2005 г. «Меморандум о взаимопонимании в области физической культуры и спорта между Главным управлением спорта Китайской Народной Республики и министерством по делам молодежи и спорта Республики Индии в 2005–2006 годах». В Меморандуме Китай и Индия анонсировали проекты, которые способствуют укреплению сотрудничества между двумя странами в области физического воспитания и спортивных мероприятий, что поможет вывести двустороннее взаимодействие в спорте на новый уровень. Согласно эту документу, обе стороны обязуются направлять спортивных функционеров для предоставления технических консультаций, приглашать экспертов, тренеров, судей, официальных лиц и менеджеров на региональные и международные научные мероприятия, а также обмениваться информацией и опытом о физическом воспитании в странах. В июле 2005 г. председатели Олимпийского комитета Китая и Индии – Лю Пэн и Суреш Калмади – подписали «Протокол спортивного обмена между Олимпийским комитетом Китайской Народной Республики и Олимпийским комитетом Республики Индии» на стадионе Джавахарлала Неру в Нью-Дели. Стороны договорились продолжить укреплять сотрудничество в международных и региональных спортивных организациях, а также обсудить детали проведения спортивных мероприятий, включая летние Олимпийские игры 2008 г. в Пекине.
По мнению тогдашнего президента Олимпийского комитета Индии Суреш Калмади, Китай уже стал спортивной державой, создав мощную спортивную инфраструктуру с передовыми технологиями, в том числе современными спортивными базами для соревнований и тренировок, и подготовив опытных тренеров и судей3.
В 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Индию подчеркнул, что китайское тайцзи и индийская йога поразительно схожи и являются квинтэссенцией восточной культуры. В 2015 г. премьер-министр Индии Нарендра Моди, впервые посетивший Китай в качестве главы государства, принял участие в массовых занятиях йоги и тайцзи в Храме Неба в Пекине. В июне 2015 года был основан Институт йоги Юньнаньского национального университета, который стал первым институтом индийской йоги в КНР.
В 2020 г. отмечались 70-летие установления дипломатических отношений между Китаем и Индией и Год китайско-индийского гуманитарного обмена, где оба государства провели встречи на высоком уровне, по итогам которых были достигнуты договоренности в области культуры и искусства, издательского дела, СМИ, кино и телевидения, развития спорта, туризма, молодежных обменов, традиционной медицины и йоги и т.д.4
Учитывая всю напряженность обстановки со стороны США и их союзников в отношении КНР, правительство Индии выразило готовность поддержать зимние Олимпийские игры в Пекине 2022 г. Такая поддержка со стороны индийского правительства только укрепит индийско-китайские отношения5.
По мнению аналитиков, Китай, без сомнения, предстает одним из сильнейших игроков в большом спорте, что сложно сказать пока об Индии. С какими трудностями сталкивается Индия на пути к лидерству в спортивной индустрии? Во-первых, индийскому правительству не хватает инвестиций в спорт и инфраструктуру. Согласно отчету Индийского Конгресса, ежегодные инвестиции правительства в спорт составляют 2,5 млрд. долл. США, а в среднем ежегодно на человека расходуется 2 долл. США. Если спортсмены хотят участвовать в Олимпийских играх, им приходится собирать денежные средства собственными силами, соответствующей поддержки на уровне федерального правительства пока недостаточно. Во-вторых, большой спорт в Индии испытывает бюрократические проволочки с коррупционными схемами, с которыми пытаются бороться. В-третьих, в отличие от Китая, который «скупает» лучших тренеров для своих спортсменов, в Индии спорт не носит массовый характер с жесткой иерархией, четко отлаженной системой тренировок и большими инвестициями. Боле того, пандемия COVID-19 нанесла урон спортивной индустрии во многих странах. Так, международные или региональные олимпийские комитеты пошли на самые жесткие меры: увольнение сотрудников, сокращение заработной платы и расходов на спорт в целом. К тому же, из-за пандемии COVID-19 пришлось отказаться от проведения спортивных соревнований по футболу, баскетболу, волейболу и другим видам спорта. К примеру, около 1/3 марафонов в Китае были отменены или отложены. Такая ситуация привела к сокращению возможностей спортивного сотрудничества, в том числе и между Китаем и Индией.
Действительно, спорт является важным компонентом китайско-индийского гуманитарного сотрудничества. Общие история и границы должны давать только преимущества обоим государствам в поддержании стабильных отношений, однако в последние годы наблюдается, в том числе и через китайские и индийские СМИ, сложность в переговорах между обеими сторонами, на которые до сих пор влияют и неразрешенные территориальные споры, и вспышки пандемии COVID-19, и геополитические игры других акторов системы международных отношений, заинтересованные в дестабилизации региона.
[2]《中印文化合作协定2013年至2015年执行计划签署》
[3]《印中体育合作新开端》