Блог экспертов РГГУ

Александр Гущин: КАРТ-БЛАНШ. Украинский кризис – осень тревоги и надежд

1 сентября 2015
Распечатать

События вокруг Украины сегодня происходят вне традиционных для политического процесса сезонных подъемов и спадов. Прошедшее лето вовсе не стало периодом затишья не только на политических площадках, но, к сожалению, и на линии фронта в Донбассе. Ключевые события последнего времени – переформатирование партийного ландшафта под местные выборы, заключение соглашения о реструктуризации суверенного долга и встреча лидеров Украины, Германии и Франции, показавшая, что позиция европейцев во многом основана на желании минимизировать негативные последствия украинского кризиса и выйти на реализацию Минских соглашений. В этом плане Европа, страдающая от проблем с миграцией и финансовой нестабильности и желающая обеспечить транзит газа через Украину, даже принимая во внимание сокращение его роли, стратегически стремится к урегулированию. При этом говорить, что она выходит из-под влияния США, неуместно, а что она готова в новом году снять с России санкции, – пока явно преждевременно.

 

Безусловно, Запад оказал серьезное давление как на президента Украины, так и на депутатов Рады с целью заставить их поддержать закон о внесении изменений в Конституцию относительно децентрализации власти. Депутатская поддержка президентского закона будет означать, что Киев сможет заявить о выполнении Минских соглашений в той части, которая касается местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Подобные заявления уже прозвучали в июле из уст замгоссекретаря США Виктории Нуланд в ходе ее визита в украинскую столицу, когда именно под ее давлением вопросу о децентрализации был наконец дан ход.

 

Сомнительно, чтобы без нажима Запада президент и Рада зафиксировали положения об особенностях местного самоуправления в Донбассе. Основной внешнеполитический ресурс Киева – поддержка Запада, и прежде всего США. Последние выступили за децентрализацию, следовательно, украинские власти, несмотря на видимое сопротивление, вынуждены принять это условие.

 

Однако само по себе это решение не снимает даже некоторой доли сомнений относительно будущего Минска-2. Запад наверняка заявит, что Киев приступил к выполнению Минских соглашений, и шар в начале осени будет на стороне РФ. В этих условиях отказ от новороссийского проекта уже не может считаться серьезной уступкой. Запад явно ждет от Москвы шагов по возвращению территорий ДНР и ЛНР в украинское правовое пространство. На этом пути много сложностей. Непонятно будущее властей ДНР и ЛНР, с которыми Киев не сядет за стол, по крайней мере на высшем уровне. Стороны по-прежнему вкладывают разный смысл в понимание будущей автономии, которая предусмотрена Минскими соглашениями, но совсем не в тех формах, которые устраивали бы руководство ДНР и ЛНР, да и Москву, заинтересованную в как можно более широкой автономии с перспективой влияния автономных единиц на внешне- и внутриполитический курс. При этом сам термин «федерализация» в Минских соглашениях вообще не упоминается. Кроме того, выборы в Донбассе, которые планируется провести через неделю после местных выборов в Украине, должны, согласно Минским соглашениям, пройти по украинскому законодательству, следовательно, Киев наверняка будет настаивать, чтобы доступ к выборному процессу получили все украинские партии.

 

Все это свидетельствует о том, что процесс урегулирования окажется долгим и трудным. Ситуация осложняется тем, что стороны продолжают взаимное прощупывание и периодически идут на повышение ставок, надеясь истощить друг друга: Запад Россию – санкциями с использованием неблагоприятной конъюнктуры с ценами на нефть, а Россия – рассчитывая на экономический крах Украины. При этом Запад после голосования в СБ ООН по вопросу о создании трибунала по малайзийскому Boeing и вето России начал и может все активнее использовать инструментарий давления в этой области. 

 

Что касается самого конфликта, то до сих пор неясно, способна ли миссия ОБСЕ эффективно обеспечить мониторинг за соблюдением режима прекращения огня в демилитаризованной зоне. Тем не менее надежда умирает последней и договоренность лидеров «нормандской четверки» о прекращении огня с 1 сентября внушает осторожный оптимизм.

 

В экономическом плане главное событие лета – соглашение о реструктуризации суверенного долга Украины. Списание основной суммы долга составит 20%. Несмотря на достаточно жесткие условия, это, видимо, максимум того, что могла выиграть сейчас Украина, однако важнейший вопрос теперь – обеспечить рост ВВП. В целом заключение соглашения с кредиторами показало, что Запад, не давая Украине больших займов, все же сделал многое для спасения экономики и по крайней мере дал Киеву серьезную передышку.

 

Политические риски в контексте местных выборов тоже существуют. Под выборы была создана новая правящая политическая сила, которая теперь включает в себя в рамках единой структуры президентскую «Солидарность» и УДАР. Кроме того, не исключено, что на выборы от новой объединенной правящей партии пойдут и отдельные представители «Народного фронта». Хотя рейтинг УДАРа очень невелик, объединение может привести к тому, что удастся избежать взаимной конкуренции в ряде регионов. Интересно, что выборы пройдут на основе совмещения мажоритарного и партийного принципов выдвижения кандидатов. Такая система способна подорвать возможности ряда местных региональных политических сил, фактически закрыв им дорогу в местные органы власти, даже если отдельные их представители и пользуются популярностью.

 

С другой стороны, власти серьезно озабочены борьбой с прямыми конкурентами, в частности с «Оппозиционным блоком», который имеет сильные позиции на востоке страны. Обращает на себя внимание, что выборы могут не состоятся на территории Донецкой и Луганской областей, подконтрольной Вооруженным силам Украины. Как заявляется – по причине невозможности обеспечения их безопасности. На самом деле причина стремления лишить граждан этих районов возможности голосовать – опасения в сочувствии значительной части их жителей ДНР и ЛНР, а также высокие показатели «Оппозиционного блока». 

 

Александр Гущин, к.и.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета.

 
http://www.ng.ru/cis/2015-09-01/3_kartblansh.html
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся