Блог Романа Романова

Внешнеполитические подходы администрации Байдена: команда и постулаты

1 Февраля 2021
Распечатать

Джозеф Байден – официально 46-й президент Соединенных Штатов. Новая администрация будет уделять больше времени внутриполитическим вопросам: борьба с экономическими последствиями пандемии, минимизация рисков, сопровождающих политическую поляризацию общества. Однако это не означает, что Вашингтон на время оставит международную арену – наоборот. Еще будучи кандидатом, Байден говорил о необходимости «возвращения Америки» как лидера свободного мира.

static.reuters.jpg

REUTERS/Kevin Lamarque

Некоторые представители экспертно-аналитического сообщества полагали, что его президентство будет продолжением доктрины Обамы. Несмотря на относительные сходства в подходах двух политиков, оба кардинально отличаются друг от друга. Байден будет первым президентом после Джорджа Буша старшего, имеющим за собой опыт работы во внешнеполитической сфере. Еще до тандема с Бараком Обамой Байден сотрудничал как с демократическими, так и с республиканскими администрациями по вопросам выработки международной стратегии США. Позже он стал председателем сенатского комитета по иностранным делам. За весь период работы в верхней палате (1973-2009 гг.) будущий президент был автором и соавтором 558 законопроектов, связанных с внешней политикой. Будучи вице-президентом, он посетил 57 стран с дипломатическими миссиями. Проводил встречи с представителями правительств этих государств, излагал позицию Вашингтона по ключевым аспектам партнерства и представлял ряд возможных путей расширения диалога.

Тем не менее, несмотря на определяющую роль президента как главного делателя американской внешней политики, необходимо помнить, что процесс принятия решений в США представляет многоступенчатую систему. Совет по национальной безопасности – это один из основных центров силы в этой системе и самый приближенный к первому лицу. Нет официальных предписаний по составу и количеству членов этого органа, все зависит от хозяина Овального кабинета. Традиционно, туда входят вице-президент, советник по национальной безопасности, государственный секретарь, министр обороны, директор ЦРУ и глава разведывательного сообщества.

Начнем разбирать. Вице-президент – есть связующее звено между Капитолием и Белым домом. Человек, занимающий эту должность может служить инструментом продвижения повестки администрации в сенате, а также в профильных комитетах и в конгрессе в целом. Важность законодательного органа заключается в том, что он есть «кошелек» для внешнеполитических инициатив Белого дома. Эффективных вице-президентов было немало: Ричард Никсон, Джордж Буш старший, Дик Чейни и сам Байден. Выбор Камалы Харрис связан скорее с сезоном выборов, так как она сравнительно недолгое время являлась сенатором – с 2017 г. – и не имеет опыта работы на внешнеполитическом поле. Ее взгляды совпадают с убеждениями Байдена: борьба с изменением климата и демократические ценности должны быть стержнем американского влияния в мире.

Советник по национальной безопасности ответственен за ежедневные брифинги президента, именно он собирает и обрабатывает аналитические данные, предоставленные как государственными ведомствами, так и неправительственными организациями, например, фабриками мысли. Эту должность займет Джейк Салливан. Опыт работы с Байденом имеется. Салливан уже был его советником по национальной безопасности в период правления Обамы. Сотрудничал с институтом Брукингса, работал в первом избирательном штабе Хиллари Клинтон, а затем и в администрации Барака Обамы. Позиция Салливана основана на понимании многостороннего сотрудничества как гаранта укрепления позиций Соединенных Штатов в мире. Он считает, что влияние Америки, в первую очередь, зависит от ее политэкономического присутствия в мире.

Приверженность к либеральным ценностям не отменяет прагматики в решении глобальных вопросов. Именно поэтому Салливан утверждает, что хоть Россия и является соперником, у двух держав есть возможность оптимизировать сотрудничество в следующих областях: разоружение, предотвращение распространения ядерного оружия и борьба с терроризмом.

Государственным секретарем стал Энтони Блинкен. Познакомился с Байденом во время работы последнего в качестве главы сенатского комитета по иностранным делам. Блинкен служил в администрации Клинтона, а затем работал в Центре Стратегических и Международных Исследований (лево-центричный аналитический центр). Занимал пост советника по национальной безопасности вице-президента до Салливана, после чего стал заместителем СНБ президента Обамы, а затем и заместителем госсекретаря вплоть до января 2017 г. Блинкена нельзя отнести к разряду идеологических ястребов, однако именно он был одним из основных сподвижников идеи расширение американской операции в Сирии. Тем не менее, его кандидатура более приемлема, чем Сюзан Райс, которой тоже прочили место главного дипломата. Она является классическим представителем ястребов ценностного подхода типа Саманты Пауэр. Убеждения Блинкена близки Байдену: он считает необходимым углубление вовлеченности США в международные дела и видит дипломатию как основу диалога, в то же самое время и рычаги давления (экономические санкции) остаются во внешнеполитическом инструментарии.

Пентагона будет возглавлять отставной генерал Ллойд Остин. Он тоже познакомился с Байденом задолго до того, как последний решил бороться за президентское кресло. Старший сын президента (Бо Байден) служил в Ираке под командованием Остина. Генерал не раз шел против конвенциональных принципов внешней политики США. Он критиковал расширение операции в Афганистане при президенте Обамы, а также выступал против действий Саудовской Аравии – один из ключевых союзников Вашингтона на Ближнем Востоке – в Йемене.

Китай и Россия – основные противники в космосе и в Арктическом регионе. Главным приоритетом будет КНР, однако сам Остин является сторонником «стратегического терпения» в отношении Поднебесной. Как в случае с госдепартаментом, пентагон возглавит более умеренный чиновник, чем ожидали некоторые эксперты. Предполагалось, что Мишель Флорни займет это место, так как она поддерживает двухпартийный антикитайский консенсус, укрепившийся в результате пандемии, и является сторонником жестких мер в отношении Пекина. Что касается РФ, то Остин признает угрозу со стороны Москвы, но призывает сотрудничать по ключевым вопросам международной безопасности.

ЦРУ впервые за все время существования ведомства возглавит профессиональный дипломат – Уильям Бернс. Имеет за собой больше 30 лет работы в госдепартамент, Бернс служил послом США в Иордании (1998-2001 гг.) и в России (2005-2008 гг.). Он был одним из представителей Вашингтона во время переговоров с иранцами по согласованию условий ядерной сделки. Бернс – реалист, он не призывает к полному восстановлению американо-российских отношений, однако учитывает возможномть взаимодействия США и РФ в контексте увеличения китайского влияния1. Он является сторонником укрепления НАТО в нынешней форме, считая дальнейшее расширение нерентабельным как с финансовой, так и со стратегической точки зрения2.

Главой разведывательного сообщества была утверждена Эврил Хэйнз. Как и Блинкен с Салливаном, она работала под руководством Байдена в сенатском комитете по иностранным делам. Во время слушаний в январе 2021 г. она указала основные пункты своей будущей деятельности. Заявила, что будет укреплять лидерство Вашингтона в сфере цифровой безопасности, а также способствовать ограничению возможностей китайских спецслужб.

Байдену предстоит столкнуться с несколькими вызовами: отсутствие современной системы разоружения и нераспространения ОМУ3, социально-экономические последствия пандемии для мировой финансовой системы и соперничество великих держав, в первую очередь США и Китая. Во-первых, новый президент уже договорился с Москвой о продлении СНВ-III и выбрал посланника для возобновления переговоров с Ираном. Однако механизм контроля, предусмотренный соглашением, не сможет полноценно функционировать без фундаментального обновления условий документа, а также расширения сферы его юрисдикции. В вопросе с ядерной сделкой администрация ограничена во времени, летом в Иране пройдут президентские выборы и нет никакой гарантии, что победит такой же умеренный кандидат, каким в свое время был Рухани. Во-вторых, Джейк Салливан – будущий советник Байдена по национальной безопасности – заявлял, что Белый дом сконцентрируется на создании системы предупреждения и предотвращения подобных пандемии коронавируса эпидемиологических кризисов. В-третьих, противостояние с Поднебесной продолжится. Конфронтация будет носить более мягкий характер (по сравнения с политикой Трампа), администрация сосредоточится на решении торгово-экономических противоречий и на вопросах соблюдения прав человека на территории КНР.

Полного отказа от трамповского подхода не произойдет – некоторые тарифные ограничения будут действовать – но тактика Байдена будет более последовательной и менее жесткой с точки зрения военно-стратегического сдерживания Пекина. Это объясняется несколькими факторами: Байдену требуется время для решения внутриполитических проблем, Китай и Америка могут сотрудничать по таким вопросам, как афганский конфликт, борьба с международным терроризмом и с изменением климата, также новый президент понимает необходимость вовлечения КНР в систему ограничения вооружений. России тоже не следует ожидать особого улучшения отношений, Байден рассматривает Москву как главную угрозу, но продолжится совместная работа по решению глобальных проблем.

Союзникам Соединенных Штатов, в первую очередь, странам-членам НАТО следует ожидать «оттепели» в отношениях после четырех лет напряженного взаимодействия с администрацией Трампа. Тем не менее, вопрос увеличения ассигнований в военный бюджет до 2% не потеряет актуальности. Также новая инициатива Байдена – Саммит демократий – представляющий из себя новую платформу обсуждения международных вызовов. Подобное решение может быть невыгодным для мировой сети союзов, созданной Соединенными Штатами после Второй мировой войны. Возможны разногласия с Венгрией, Польшей, Израилем и Саудовской Аравией – все останутся ближайшими партнерами в своих регионах, но осложнения имеют потенциал к относительному сужению спектра сотрудничаства. Примером служит недавнее решение администрации о прекращении поставок вооружений Саудитам.

В сфере внешней политики президентство Байдена будет осложнено двумя факторами. Во-первых, демократы не обладают убедительным большинством в обеих палатах конгресса. Это может осложнить процесс ратификации международных соглашений, инициированных Белым домом. Во-вторых, соперничество с Китаем и Россией в контексте пандемии будет причиной как внутриполитических, так и внешнеполитических противоречий, в том числе и с союзниками Соединенных Штатов.


1 - Burns W.J. The Back Channel. A Memoir of American Diplomacy and the Case for its Renewal. P.270

2 - lbid. P. 270

3 - ОМУ – оружие массового поражения

Поделиться статьей

Текущий опрос

Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся