Комментарии экспертов РСМД

Ольга Гулина: Российская миграционная стратегия «назавтра» должна формироваться уже сегодня

16 января 2014
Распечатать

В последние годы вопросы, связанные с миграционными процессами обретают всю большую актуальность, и все острее встает вопрос о необходимости их качественного и объективного изучения. Мы побеседовали с Ольгой Гулиной,  доктором права Университета Потсдама и директором Института миграционной политики о роли возглавляемого Института в российских миграционных исследованиях.

 

Какова история возникновения Института миграционной политики? Почему Вами было принято решение основать его?

 

Россия нуждается в скоординированной миграционной и интеграционной политике национального масштаба, отражающей единое видение государства по регулированию миграционных потоков в страну. Представляется, что несмотря на принятие миграционной концепции страны до 2025 года, государственным органам в сфере регулирования миграции недостает координации, у них отсутствует представление и понимание дел на перспективу- тех, которые должны и будут определять политику области миграции на годы вперед. Для нас очевидно, что сегодня Россия должна выработать и четко сформулировать приоритеты своей миграционной политики, соотносящиеся как с интересами других стран-доноров мигрантов, так и с экономическим и социальным развитием страны.

 

Одной из первоочередных задач российской миграционной и интеграционной политики является поиск и установление баланса интересов государства и прав человека. Выстраивание правильных соотношений в триаде интересов государства, принимающего общества и приезжающих мигрантов – дело не одного дня. Понимание этого привело к созданию Института миграционной политики, деятельность которого направлена на разработку селективной миграционной стратегии страны, усиливающей мобильность трудовых ресурсов внутри страны; точечно (селективно) регулируещей новые миграционные потоки в страну; устанавливающей оптимальное соотношение прав, свобод и интересов между местным и пришлым населением, образующей социальную сплоченность населения; и содействующую экономическому процветанию и положительному экономическому балансу от миграции в России.

 

Основателями института являются юристы с российским и европейским образованием, многолетней практикой работы в различных исследовательских институтах России, Европы и США. Команда института представлена специалистами из России, США и Казахстана.

 

Какими Вы видите основные цели и задачи Института миграционной политики? Какова его миссия?

 

Миссия Института - создание аналитической базы для разработки оптимального политико – правового оформления миграционной стратегии России, и проведение исследований, связанных с мигрантами и миграцией в Российскую Федерацию.

 

Целью своей деятельность мы определили создание инновационной миграционной и интеграционной политики РФ, учитывающей положительный опыт и лучшие «миграционные» практики зарубежных стран, отвечающей национальным интересам РФ и стандартам прав человека. Наши задачи - получение и расширение знания о миграционных процессах, протекающих в мире, выстраивание оптимальных отношений между государством, местным и пришлым сообществом; содействие росту толерантности в российском обществе; ликвидация пробелов в области аналитики и оценки миграционного законодательства и практик его применения для чиновников федерального, регионального и муниципального уровней.

 

В чем заключаются ключевые отличия Института от других российских исследовательских центров, специализирующихся на миграционной тематике?

 

Институт миграционной политики первая организация в России, занимающаяся сравнительно- правовыми исследованиями миграционных моделей современного мира и практик их возможной адаптации в российских условиях. Мы анализируем и аккумулируем опыт и правовые конструкции, используемые законодателями других стран для оптимального регулирования миграции. Поясним на примере. Сегодня в России идет обсуждение возможности амнистий для нелегальных мигрантов, но никто не говорит о путях, способах и моделях легализации. При этом в России вряд ли применим американский опыт по легализации несовершеннолетних нелегалов по акту DREAM, но представляется вполне успешным опыт Италии, проводившей в 2012 году амнистию «Sanatoria 2012» для нелегальеых мигрантов, занятых в сфере домашнего труда.

 

Институт миграционной политики анализирует лучшие миграционные и интеграционные практики, их политико-правового оформление в законах и иных правовых актах, а равно оценки их применимости в российских реалиях.

 

Возьмем тему борьбы с нелегальной миграцией и подходы государств для ее разрешения. Для противодействия несанкционированной трудовой деятельности законодатели стран ЕС и США установили меры гражданской, уголовной и/или административной ответственности. Ряд европейских законодателей в Германии, Нидерландах, Польше и др. создали специальное миграционное законодательство, регулирующееответственность за найм нелегальной рабочей силы, а также пособничество в нем. Другие страны — Франция, США — встраивают механизмы противодействиянелегальному найму в действующее административное, уголовное и/или трудовое законодательство. Ответственность за несанкционированный найм трудовой силы, а равнопособничество в нем — триединство санкций в отношении нелегальных работников, работодателей и агентств, содействующих в установлении контактов нелегальных работников и их работодателей.

 

В России до сих пор не предусмотрены агентства, привлекающие мигрантов для трудовой деятельности на территории России, равно как и нет компенсаторного механизма, позволяющему мигранту защитить свои права.  В то же время, в ФРГ уже давно создан специальный департамент, занимающейся вопросами нелегальной рабочей силы (Senatsverwaltung für Integration, Arbeit und Soziales, Referat II B) и информационное бюро по вопросам борьбы с нелегальной трудовой занятостью (Zentrale Informations- und Anlaufstelle zur Bekämpfung der Schwarzarbeit). На департамент возлагаются обязанности по распространению информации о правах нелегальных работников, оказание квалифицированной помощи и поддержки, в том числе в получении судебной защиты, а равно разъяснения о порядке истребования с работодателя недополученных и/или полученных в нарушении норм оплаты труда финансовых средств и соответствующих платежей в социальные и пенсионные фонды.

 

Понимание миграционных практик и опыта других стран необходимо России. В настоящее время наблюдается очевидный дефицит как управленческих навыков, так и знаний в области миграционного регулирования. Институт ориентирован на аналитическую, исследовательскую и консультационную работу по разработке оптимальной миграционной модели, отвечающей интересам России и ее населения. Мы рассматриваем миграцию как глобальный процесс, и, в первую очередь, нас интересует политико–правовой анализ миграции и интеграции (законодательных инициатив, правовых актов, а равно практик их примененияи последствиях их принятия).

 

Фото: mdn.ru

 

На какую целевую аудиторию ориентированы исследования Института?

 

Целевая группа, на которую ориентирована деятельность института  - это политики и чиновники федерального, регионального и муниципального уровней. Мы открыты для контактов, обмена информацией, и наши исследования доступны всем заинтересованным лицам. Однако основным целевым ориентиром для нашей работы являются лица, в чьи полномочия входит формирование и реализация миграционной стратегии страны.

 

Позволим себе несколько примеров: за последние полгода политиками высказывались инициативы о необходимости введении депозита для мигрантов, наложении запрета детям мигрантов с нелегальным статусом посещать школы и проч. Командой Института миграционной политики был проведен сравнительный анализ подобных практик и инициатив, имевших место в странах Европы и США, оценен их эффекти высказано разумное сомнение в целесообразности данных инициатив. Так, введение депозита для мигрантов в Великобритании спровоцировало серьезные политические трения с государствами, в отношении граждан которых такая мера должна была быть введена (Индии, Пакистана, Бангладеш, Ганы, Шри – Ланки, Нигерии); что касается второй инициативы- США и Европа в судебном порядке признали неправовыми запреты на посещение школ для детей мигрантов, вне зависимости от статуса родителей. Более того, Швеция в 2014 году ввела специальную строку бюджета 50 млн. крон ($7.4 million) для покрытия расходов, связанных с посещение школ детьми нелегальных мигрантов. В Швеции также есть понимание, что отторжение и исключение данных детей из социума в итоге будет стоить принимающему обществу дороже. Социальная изоляция, маргинализация мигрантов – «мина» замедленного действия, детанация которой лишь вопрос времени.

 

Трансформация современного мира – глобализация пространства, изменение климата и массовые передвижения человеческих ресурсов - ставят перед правительствами всех стран вопросы о практиках и стратегиях противодействия негативным последствиям миграций. В современных условиях борьбы за человеческие, экономические и экологические ресурсы все большее значение приобретает наличие грамотной миграционной стратегии. Поэтому уже сегодня неоспорима актуальность изучения миграционного опыта зарубежных стран для выстраивания оптимальной миграционной стратегии России.

 

Тема регулирования потоков миграции возникла в России с распадом СССР чуть более 20 – лет назад, к этому времени страны Европы уже пережили наплыв трудовой миграции из третьих стран, столкнулись с проблемами адаптации и сегрегации мигрантов в принимающем обществе, провели ни одну программу легализации (с 1973 по 2008 каждая из стран ЕС осуществила, по крайней мере, одну миграционную амнистию) и озаботились вопросами выстраивания миграционных стратегий. Понимая, что разумно и грамотно оценивая миграционный опыт «проб и ошибок» других стран, мы способны оптимизировать российскую миграционную стратегию.

 

Успешная и вдумчивая миграционная политика способна обеспечить стабильную ситуацию внутри страны, а равно расширить влияние страны на международной арене, обеспечив хорошие отношения со странами – реципиентами мигрантов. Российские законодатели и правоприменители должны совершать любые шаги в миграционном поле вдумчиво и с оглядкой на опыт других стран. Свою же задачу, мы видим в обеспечении российских законодателей и правоприменителей необходимыми знаниями и навыками для совершения подобных шагов.

 

Каковы ближайшие научные планы Института?

 

У Института множество, как краткосрочных, так и долгосрочных планов. В ближайших планах Института анализ последних российских законодательных инициатив в области миграции и их оценка с учетом зарубежного опыта, а также оценка применимости в российских условиях швейцарской системы индикаторов, интеграционного потенциала для вновь прибываюших мигрантов, позволяющей определить интеграционный прогноз – включенность той или иной группы мигрантов в ценности принимающего социума, а равно оптимальные механизмы и практики их адаптации в стране. Мы планируем запустить к началу 2014 году рассылку ежемесячного (электронного) бюллетеня, ежемесячного мониторинга миграционного законодательства и практики его применения, в долгосрочной перспективе – создание базы экспертов стран СНГ, их публикации и обзоров в виде электронной библиотеки по теме миграции. Институт миграционной политики открыт партнерству и сотрудничеству, готов применить свои знания, силы и умения для формирования миграционной стратегии страны.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся