Комментарии экспертов РСМД

Рецензия на рабочую тетрадь «Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии»

14 сентября 2016
Распечатать

Следует только поприветствовать выход в свет подобного рода уникальных и единичных работ, как и само стремление авторов тетради обосновать целесообразность еще более тесного сотрудничества России и Китая, в том числе в Центральной Азии (ЦА). К сожалению, на практике даже сама постановка вопроса о необходимости сотрудничества между РФ и КНР, как правило, не выходит за рамки политико-дипломатических деклараций, экспертных (или даже псевдо-экспертных) обсуждений и громких заявлений.

           

Одна из ключевых причин этого — слабость информационно-аналитического и аналитико-прогнозного обеспечения и сопровождения внешних стратегий Москвы, Пекина и столиц стран ЦА по усилению взаимодействия друг с другом, формированию общих долгосрочных интересов по экономическому развитию огромных евразийских пространств и обеспечению их комплексной безопасности. Это выражается в первую очередь в отсутствии серьезных и масштабных исследований по вопросам российско-китайско-центральноазиатского сотрудничества, внешней политики РФ, КНР и государств ЦА в отношении друг друга, да и тематике ШОС в целом.

           

В этой связи необходимо признать растущий вклад РСМД в дело усиления и углубления международного сотрудничества в центре Евразии, укрепления ШОС и поддержки евразийской интеграции, создания устойчивой системы региональной безопасности в Центральной Азии и вокруг нее. Поэтому проведенное исследование, безусловно, является актуальным и важным для России, Китая и центральноазиатских стран.

           

Причем хотелось бы особо обратить внимание на то, что исполнители Рабочей тетради выбраны очень грамотно: в условиях РФ достаточно сложно найти более достойных экспертов по тематике присутствия/политики одновременно (!) России и Китая в регионе. Все это свидетельствует как о релевантности экспертизы привлеченной группы специалистов, так и о высоком понимании РСМД существующих отечественных наработок по этой теме и смежным с ней тематикам.

           

Также должно быть понятно, что формат «рабочей тетради» — это по большому счету лишь попытка обозначить тему и привлечь к ней внимание, что не предполагает проведения системного исследования. Тем не менее, эта попытка удалась. Оказавшиеся в центре внимания вопросы — борьба с терроризмом и экономическое сотрудничество, а также вопросы сопряжения ЕАЭС и ЭПШП — как раз наиболее актуальные в настоящий момент.

           

Представляется, что в целом выход в свет рабочей тетради подготовил почву для организации более масштабного исследовательского проекта. В этом плане могу лишь поделиться своими подходами по поводу организации такого рода проектов, тем более, что моя аналитическая группа занимается междисциплинарными исследованиями по теме присутствия/политики России и Китая в Центральной Азии уже около 10 лет.

           

Во-первых, будущий проект должен носить комплексный и междисциплинарный (а желательно и межгосударственный) характер, основываться на многолетних командных аналитических исследованиях и наработках, прежде всего, по следующим ключевым направлениям:

           

— присутствия/политики России в каждом конкретном государстве Центральной Азии и/или российско-центральноазиатских отношений в таких основных сферах как политика, экономика (и как ее составная часть — энергетика), безопасность, а также, возможно, в социальной сфере (к двум последним из которых, кстати, и относятся вопросы терроризма, затрагиваемые в Рабочей тетради);    

           

— присутствия/политики Китая в каждом конкретном государстве ЦА и/или китайско-центральноазиатских отношений в вышеперечисленных основных сферах.

          

Во-вторых, будущее исследование, скорее всего, должно предполагать выход на прогностический и/или сценарный уровень в рассмотрении взаимодействия России и Китая в Центральной Азии. Это в свою очередь должно выдвигать не менее жесткие требования по подготовке как минимум трех видов/блоков «картин»:

           

— информационной «картины» — основанной на тщательном, детальном мониторинге, да и в целом кропотливой работе по выявлению, группировке, сопоставлению (и т.д., т.п.) основных фактов (в том числе статистики) по темам присутствия/политики России и Китая в каждом конкретном государстве Центральной Азии и/или российско-центральноазиатских и китайско-центральноазиатских отношений;

           

— аналитической «картины» — основанной на выведении неких наиболее устойчивых тенденций и рассмотрении соответствующих процессов, их междисциплинарном анализе, что невозможно в отсутствии максимально полной информационной «картины»;

           

— и уже только потом — собственно прогностической (и/или же сценарной) «картины» (посредством прогноза как экстраполяции современной ситуации и/или изложения основных сценариев, их комбинаций, и/или неких ожидаемых вариантов) присутствия России и Китая в Центральной Азии, в том числе через призму взаимодействия друг с другом (причем, не только сотрудничества, но и соперничества).

           

На мой взгляд, только на основании данных трех ключевых срезов/блоков можно будет предложить не только стратегические и тактические рекомендации, но также и некие «локомотивные проекты», которые системно вели бы именно к усилению сотрудничества России и Китая.

           

В-третьих, безусловно, что исследования по данной тематике крайне сложны, требуют многолетнего опыта специализации, привлечения большого числа экспертов, в том числе из самих стран Центральной Азии. На мой взгляд, в первую очередь заслуживают особого внимания труды К.Л. Сыроежкина (Казахстан) и М.С.Иманалиева (Кыргызстан), которые признаются ведущими экспертами по вопросам, связанным с присутствием/политикой Китая в Центральной Азии и тематикой ШОС. Кроме того, безусловно, оказались бы интересны работы Казахстанского института стратегических исследований, а также целого ряда специалистов из стран региона и России, биографии большинства из которых можно найти на сайте моего авторского проекта «Центральная Евразия».  

           

Также надеюсь, что определенное внимание авторов будущего исследования привлекут работы, подготовленные Аналитической группой «Центральная Евразия» (Узбекистан). Тем более что названия основных книг по данной теме сами говорят за себя и могли бы оказаться достаточно полезными: «Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность»; «Китайское экономическое присутствие в Центральной Азии»; «Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность»; «Россия и Китай в ТЭК стран Центральной Азии». Эти книги, как и целый ряд докладов, статей по теме присутствия/политики России и Китая в ЦА, находятся в свободном доступе на сайте проекта «Центральная Евразия».

           

В-четвертых, возможно было целесообразно расширить географические рамки исследования и обозначить его новую тему как «Перспективы сотрудничества России, Китая и Европейского Союза в Центральной Азии». Тем более что наработки по сегменту политики ЕС в ЦА в регионе также имеются. В этом плане особо выделяется серия работ, подготовленных при поддержке Фонда Ф.Эберта (Германия) и исследовательского проекта «EUCAM» (Бельгия). В последние пять лет моя команда также специализируется на вопросах политики Евросоюза в регионе и в ближайшее время ожидается публикация серии докладов по этой теме. Как представляется, предложенные географические рамки могли помочь вывести на новый уровень вопросы международного взаимодействия не только в самой Центральной Азии, но и в Евразии в целом, привести к выработке новых схем и механизмов международного взаимодействия/сотрудничества.

 

В-пятых, в целях привлечения к будущему проекту большего числа специалистов и, следовательно, в целях повышения качества анализа и прогноза предлагаю сопровождать «кабинетную» исследовательскую работу экспертными опросами, результаты которых также можно было публиковать. В этой связи мог бы предложить свой опыт по организации и проведению достаточно масштабных виртуальных экспертных дискуссий с привлечением не менее 50 экспертов из Центральной Азии и России. Подобного рода дискуссии уже проводились проектом "Центральная Евразия", например, по теме интеграционной политики России на постсоветском пространстве и внешней политики Китая в Центральной Азии.      

           

В целом, хотел бы еще раз поблагодарить РСМД, его партнеров и авторский коллектив Рабочей тетради за их усилия и внимание к теме присутствия/политики России и Китая в Центральной Азии, выразить пожелание не останавливаться на достигнутом, а также с пониманием и неформальной заинтересованностью отнестись к изложенным выше рекомендациям.

 

С уважением,

 

Владимир Парамонов, к.полит.н., основатель и руководитель интернет-проекта [www.ceasia.org] и аналитической группы «Центральная Евразия» (Ташкент, Узбекистан).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся