Йеменская республика и водный кризис: пробьют ли часы судного дня полночь?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Старков Даниил Геннадьевич, студент 5 курса бакалавриата, Институт востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
В представленной аналитической записке определяются ключевые проблемы Йеменской Республики в области водной безопасности, приводятся факторы, определяющие наличие серьёзного водного дефицита в стране, даются рекомендации по смягчению кризисной ситуации и выходу из неё. Для работы с материалами йеменских и международных СМИ используется метод контент-анализа, для работы с данными международных и межправительственных организаций (ООН, ВОЗ, World Bank и т.д.) применяются методы статистического анализа и контент-анализа.
Источник: Reuters
Ключевые моменты:
- Первопричиной водного кризиса в Йемене является суровая география региона. Количество водных ресурсов как в целом, так и на душу населения существенно ниже среднемировых значений. Число осадков также отстаёт от стандартных показателей. Происходящие природные изменения, такие как рост температур и деградация почв, делают суровость климата в регионе ещё более выраженной.
- Потребность в воде существенно выросла за счёт демографических факторов. Почти двойной рост населения в период с 2015 по 2023 гг. требует соразмерного увеличения водного пользования, при том не только для питья, но и для сельскохозяйственных и производственных нужд. Дополнительным фактором является урбанизация, требующая расширения водной инфраструктуры городов, что в текущем политико-экономическом положении Йемену реализовать крайне трудно.
- Система управления водными ресурсами Йемена страдает от избыточной бюрократии и малой эффективности мониторинга и контроля на уровне муниципалитетов. Это мешает эффективно решать проблемы на местах, создавая прецедент «неподконтрольности» внутренних процессов центральному правительству.
- Гражданская война является ключевой причиной нерешенных проблем в области водной безопасности. Она оттягивает экономический ресурс, бюджетных денег становится лишь меньше по мере закрытия всё новых предприятий в связи с простоями, повреждениями и рисками для жизни при продолжении работы в условиях боевых действий. Новая водная инфраструктура в такой ситуации строится крайне медленно. Старая страдает от отсутствия обслуживания и часто является объектом ударов противоборствующих сил как способ наиболее чувствительно оказывать давление на противника. В ходе войны, по данным на 2020 год, в Йемене было повреждено и уничтожено 40% объектов водоснабжения и санитарии.
- На населении водный дефицит сказывается крайне критично. Около 40% человек не имеет постоянного доступа к питьевой воде, ещё больший процент - к канализации, притом доля безопасных бытовых сточных вод составляет лишь 28%. В таких условиях Йемен вышел к 2019 году на первое место среди арабских стран по уровню смертности от болезней, вызванных недостаточной гигиеной, а на декабрь 2024 года является лидером по заболеваемости холерой в мире, будучи страной, на которую приходится 35% всех случаев этого заболевания.
- Существует серьёзный риск взрывного роста водного дефицита в Йемене в ближайшие 20 лет. Грунтовые воды, покрывающие на сегодняшний день 70% потребностей Йемена в воде, по прогнозам ООН будут полностью исчерпаны к 2040-ым годам. Этот фактор особенно требует срочных мер во избежание нового витка водного кризиса.
Рекомендации:
Рекомендации были разделены на 2 уровня:
- Доступные в условиях существенного бюджетного дефицита и политического кризиса. А. Выстраивание более прочной водной дипломатии. Б. Децентрализация водного управления. В. Продвижение нарративов о важности рационального использования воды.
- Доступные в условиях улучшения политико-экономического положения Йемена. Данная группа представляет из себя преимущественно инфраструктурные методы: А. Строительство опреснительных сооружений. Б. Строительство станций для очистки воды. В. Строительство станций для повторной очистки сточных вод. Г. Строительство дамб, водоудерживающих террас и канав. Д. Рационализация использования воды через улучшение технологий орошения, замену сельскохозяйственных культур на менее требовательные к количеству воды, введение более сложного - цифрового мониторинга за ситуацией на местах. Е. Установление с другими странами договорённостей, включающих закупку воды и создания совместных интегрированных водных систем.
Введение
Дефицит водных ресурсов - серьёзная проблема, порождающая множество трудностей для государства и его населения. Вода является необходимым элементом для поддержания человеческой жизни. Недостаток воды и наличие доступа лишь к её загрязнённым источникам ведут к существенным рискам для здоровья и способствуют распространению эпидемий, вызванных отсутствием достаточной гигиены и санитарии. Дефицит водных ресурсов разрушает и производственные цепочки. В первую очередь страдает аграрная сфера: недостаток воды для орошения критически сказывается на мощностях сельскохозяйственных предприятий, оставляя на грани голода бедные слои населения и лишая рабочих мест тысячи человек, задействованных в аграрном секторе. Также дефицит воды тормозит развитие промышленности, нуждающейся в водных ресурсах на каждом этапе производственного процесса. Дефицит и загрязнение вод мешают и другим сферам деятельности, таким как лесоводство, рыболовство, строительство и туризм, что делает проблему нехватки воды ещё более критической для экономик и местных сообществ.
География региона и водный дефицит
Регион Ближнего Востока - один из наиболее подверженных дефициту водных ресурсов на планете. Местный климат крайне засушлив, а количество рек и поверхностных озёр одно из наименьших в мире. Данная проблема касается и Йеменской республики. Годовое количество доступных, возобновляемых водных ресурсов Йемена составляет - 52,76 м3 на душу населения. Это примерно в 100 раз меньше среднего показателя по миру, составляющего ~5385 м3 на человека. В Йемене также выпадает сравнительно меньше осадков, чем в абсолютном большинстве стран: 167 мм в год против 1148 мм в среднем по миру соответственно. В высокогорных районах ситуация лучше среднего показателя - количество осадков колеблется от 500 до 800 мм3 в год. Тем не менее, это всё ещё недостаточный показатель для того, чтобы восполнять затраченные экономикой ресурсы рек и подземных озёр. Накладываются на эти проблемы и климатические изменения, выраженные в постепенном росте температур в последние несколько десятилетий. Все эти факторы в сумме с неэффективной водной политикой, про которую будет сказано дальше, способствуют такому явлению как деградация плодородных почв. С 2015 по 2019 год в Йемене доля в прошлом плодородной, ныне деградировавшей почвы ко всей плодородной почве изменилась с 2% до 17,54% соответственно. 777% рост данного показателя отражает колоссальную потерю для общества: значительное снижение количества плодородных почв забирает у людей земли под сельское хозяйство, уничтожает локальные экосистемы, снижает количество грунтовых вод, а поверхностные подвергает засолению.
Демография как фактор роста нехватки воды
На природные факторы накладываются и демографические обстоятельства. С 2015 к 2023 году население Йемена выросло с 23,15 млн. человек до 39,39 млн. Практически удвоившееся количество людей означает соразмерное увеличение потребностей в воде для питья и бытовых нужд, а также большем количестве еды и различных товарах, для производства которых вода зачастую играет ключевую роль. Вдобавок к этому в Йемене наблюдается активный процесс урбанизации. Доля городского населения выросла с 32% в 2011 году до 40% в 2023. Новые люди требуют дорогостоящего расширения инфраструктуры городского водоснабжения, что правительство Йемена, находящееся в тяжёлых экономических условиях из-за продолжающейся гражданской войны, выполнить в полной мере не может. В такой ситуации количество уязвимых групп без достаточного доступа к воде только увеличивается.
Неэффективность управления водными ресурсами
Система управления водными ресурсами в Йемене сложная и многоуровневая. Во главе находится Министерство водных ресурсов и окружающей среды. Его функции - финансирование и надзор за соблюдением водной политики. За законотворческий процесс отвечает неподконтрольный Министерству Национальный комитет по управлению водными ресурсами. В его задачи входит внедрение законов и нормативных актов в области водных ресурсов, распределение прав на воду, утверждение разрешений на реализацию водных проектов и т.д. Исполнительная функция поделена на две части: в аграрной сфере её реализует Министерство сельского хозяйства и ирригации, в области бытовых и промышленных нужд - существующие на уровне провинций и округов местные советы, ответственные за надзор за соблюдением правил и предписаний, касающихся управления водными ресурсами. Подобное устройство властных полномочий создаёт существенную проблему - сложный бюрократический аппарат, которому для принятия и приведение в силу решений необходимо провести проект через несколько инстанций, прежде чем тот дойдёт до локального уровня. В условиях гражданской войны это сказывается особо ощутимо - приоритеты властей смещены, степень контроля над ситуацией в регионах и возможности мониторинга существенно снижены. Во-вторых, отсутствие у органов самоуправления иных функций кроме как надзорных мешает в соответствующих политических условиях как исполнению указов центра, так и возможности издавать локальные нормативные акты, которые нивелировали бы сложный бюрократический процесс и соответствовали бы специфике проблем на местах.
Закон о водных ресурсах, регулирующий эксплуатацию и охрану воды и её распределение среди населения, сильно устарел. Он был ратифицирован в 2002 году. Некоторые аспекты в нём, такие как использование грунтовых вод, плохо проработаны и оставляют пространство для чрезмерного, нерегулируемого потребления домохозяйствами, предприятиями, частными компаниями и т.д. Другие аспекты, не пересматривавшиеся более 20 лет, создают прецедент, при котором устаревшие стандарты и методы эксплуатации водных ресурсов порой наносят намного больший вред водной безопасности, чем могли бы при обновлении водного законодательства исходя из более актуальной ситуации.
Из-за указанных управленческих трудностей за регуляцию водных ресурсов «отвечают» устоявшиеся в каждом отдельном округе традиции их распределения и эксплуатации, порой имеющие религиозные корни. Данное положение создаёт ситуацию «неподконтрольности» государству добычи и использования воды, чем пользуются многие локальные акторы, добывающие воду незаконно и/или с нарушением установленных стандартов. Ещё в 2013 году, до начала полномасштабной гражданской войны и вторжения арабских государств, количество издержек для экономики из-за неэффективного использования водных ресурсов составляло порядка 4% от ВВП. Актуальная ситуация, вероятно, лишь усугубилась относительно 2013 года.
Война как ключевой фактор неразрешимости водного кризиса
Главной причиной этого усугубления стала уже упомянутая в работе гражданская война. Боевые действия, перешедшие в активную фазу в 2014 году, нарушили функционирование и уничтожили существенное количество водной инфраструктуры. В ходе конфликтов в странах, где вода находится в дефиците, стороны склонны использовать атаки на поддерживающие водную безопасность сооружения, как особо острый инструмент давления. Более того, война ведёт за собой экономический упадок из-за простоев и разрушения предприятий, роста гос. расходов на военные нужды, снижения инвестиционной привлекательности и множества других тяжёлых для экономики факторов. Нехватка денег и упадок других экономических секторов в сумме с уничтожением критической инфраструктуры тянут вниз ситуацию с водными ресурсами. В городе Таиз, втором по величине в Йемене после столицы Саны, из 88 скважин, подключённых к коммунальной сети водоснабжения, работает только 21. Остальные вышли из строя в ходе атак, из-за отсутствия необходимого обслуживания (большая часть водной инфраструктуры Таиза была построена в конце 1970-х - начале 1980-х годов и нуждается в постоянном ремонте), сокращения темпов добычи топлива, использовавшегося для работы водяных насосов, добывавших грунтовую воду, и ряда других вызванных войной причин. Так ежедневная добыча воды скважинами вместо довоенных 23070 м3 сократилась до 4760 м3.
Всего в Йемене на 2020 год в ходе боевых действий было повреждено и уничтожено 40% объектов водоснабжения и санитарии. Противоборствующие стороны - правительственные силы и хуситы - наносят вред системам водной безопасности друг друга. Так в уже упомянутый Таиз хуситы с 2015 года перекрывают проток бассейнов рек Аль-Хайма и Хабир, а также Аль-Хауба, обеспечивавших 77% водных потребностей города, в общественную сеть водоснабжения. Правительственные силы таким же способом давят на подконтрольные хуситам территории. Хуситы, в свою очередь, минируют колодцы и иные водные резервуары, чем существенно ограничивают доступ к воде для жителей подконтрольных правительству территорий. Наиболее острый удар по водной инфраструктуре нанесла возглавляемая Саудовской Аравией коалиция арабских государств. В период с 2015 по 2021 год был зафиксирован 121 авиаудар по водным объектам Йемена. Коалиция уничтожала опреснительные установки, насосные и водонапорные станции и их резервуары.
Проблемы
Все упомянутые выше факторы работают в синергии - вместе их разрушительный потенциал оказывает крайне негативное влияние на жизни простых граждан Йемена. Лишь 61% населения на 2020 год имел постоянный доступ к питьевой воде (77% в городах и 51% в сельской местности). Ещё меньшая доля - 54%, имела доступ к канализации в своём домохозяйстве (79% в городах и 39% в сельской местности). При этом доля безопасно очищенных бытовых сточных вод составляет лишь 28% на 2022 год и имеет тенденцию снижаться (на 2020 год данный показатель был равен 34%). В таких условиях болезни, вызванные недостаточной гигиеной, распространяются крайне быстро. Уровень смертности от таких болезней в 2019 году составил в Йемене 15,6 смертей на 100000 человек. Хоть в среднем по миру значения чуть выше (18,3 смертей на 100000 человек), среди арабских государств положение Йемена в данной метрике является наихудшим. К тому же, вероятно, этот показатель к 2024 году стал намного выше, учитывая все вышеупомянутые тренды в сфере водной безопасности страны. Такое предположение можно сделать на основании данных ВОЗ о серьёзнейшей эпидемии холеры в Йемене, вышедшей на пик в 2024 году. На 1 декабря 2024 года установлено 249900 случаев заражения и 861 случай смерти, что составляют 35% и 18% от общемирового количества случаев соответственно. При этом относительно показателей 2023 года установлен рост на 37% и 27% соответственно. Из-за недостатка воды для сельского хозяйства, 17,6 миллионов жителей Йемена сталкиваются с острой нехваткой продовольствия.
Йемену свойственен крайне высокий уровень водного стресса (соотношения водозабора к количеству ежегодно возобновляемых водных ресурсов). На период с 2020 по 2021 год этот показатель составлял 170%. Важно учесть, что превышение порога в 100% происходит при использовании альтернативных, чаще всего исчерпаемых водных ресурсов. Для Йемена таковым «спасательным кругом» являются грунтовые воды. На них приходится около 70% всей добываемой и используемой в стране воды. Тем не менее, данная мера недолговечна - по прогнозам Йемен исчерпает запасы грунтовых вод уже к 2040-ым годам, а в некоторых зонах, например, в части районов столицы Йемена - Саны, они иссякнут и вовсе в 2025 году. Это означает, что проблема водных ресурсов требует немедленного решения, поскольку её критичность при отсутствии мер по переходу на другие источники воды способна вырасти во много раз уже в ближайшие 20 лет.
Решение
В тех условиях, в которых находится Йемен на момент 2024 года, доступ к значительному пулу инфраструктурных методов решения проблемы сильно ограничен или даже закрыт. Государству не хватит ни денег, ни политической стабильности для развёртывания сложных водных проектов. Поэтому первоочередная задача правительства Йемена - прекращение конфликта и хотя бы частичное восстановление экономики. Оценить возможность такого исхода в ближайшие годы довольно сложно. На первом уровне, в ситуации сохранения конфликта, рекомендуется реализовать следующие меры: 1) Выстраивание более прочной водной дипломатии. Несмотря на противоречия между правительственными силами и хуситами, сторонам следует отказаться от использования водных ресурсов как рычага давления друг на друга. Водная система является общей для участников конфликта, развязывание «водной войны» усугубит итак патовую ситуацию до предельно критического уровня для обеих сторон. С таким пониманием должны вестись переговоры и соблюдаться все договорённости по взаимным гарантиям безопасности водных ресурсов. 2) Децентрализация водного управления. В условиях, когда центральное правительство неспособно проводить достаточный мониторинг и контроль над ситуацией с дефицитом воды на местах, лучшее решение - делегировать полный контроль над водной политикой органам местного самоуправления. Сокращение бюрократических и мониторинговых цепочек сделает решение проблем провинций и округов намного более простым, быстрым и ориентированным на универсальные нужды местных жителей. Вероятных рисков ухудшения ситуации в случае с данной мерой опасаться не стоит, поскольку в статус-кво контроль на местах крайне недостаточен и вряд ли станет значительно хуже сравнительно. 3) Продвижение нарративов о важности рационального использования воды. Данная мера рассчитана преимущественно на долгосрочный рост ответственного отношения к добыче и эксплуатации водных ресурсов гражданами. Растущим поколениям стоит прививать бережное отношение к воде, подсвечивать тяжесть ситуации, в которой страна может оказаться уже в ближайшие годы при её расточительстве, подчёркивать важность вклада каждого жителя Йемена в общую водную безопасность. Эти меры являются единственными масштабными программами, которые доступны при отсутствии денег и политической стабильности в стране.
При улучшении политико-экономического положения Йемену становится доступен второй, инфраструктурный уровень мер. Эти меры неуникальны, правительство Йемена реализует их и сейчас, однако в текущих условиях масштаб проводимых инфраструктурных преобразований ничтожно мал, потому при урегулировании конфликта и появлении большего количества денежного ресурса рекомендуется увеличить масштабы строительства: 1) Опреснительных сооружений. Данная мера наиболее эффективна из всех инфраструктурных, так как предполагает использование наиболее обширного источника воды из существующих - морских и океанических вод. Такие технологии, как обратный осмос или термическое опреснение, способны превратить солёную воду в пригодную для бытовых, производственных, аграрных и, при соблюдении высоких стандартов, питьевых нужд. 2) Станций для очистки воды. В условиях особо острой эпидемиологической обстановки в Йемене эта мера способна значительно повлиять на качество бытовой воды, что в дальнейшем заметно бы снизило число водных болезней в стране. 3) Станций для повторной очистки сточных вод. Данная мера позволяет использовать сточные воды неоднократно, значительно сокращая их расход. 4) Дамб, водоудерживающих террас и канав для уменьшения потерь воды. Кроме инфраструктурных преобразований, также стоит проводить политики: 1) Рационализации использования воды через улучшение технологий орошения, замену сельскохозяйственных культур на менее требовательные к количеству воды, введение более сложного - цифрового мониторинга за ситуацией на местах. 2) Установление с другими странами договорённостей, включающих закупку воды и создания совместных интегрированных водных систем, что способно увеличить совместную эффективность борьбы с водным кризисом.
Заключение
Йеменская Республика находится в крайне тяжёлом водном кризисе. Йемен - заложник разрушающей последнюю инфраструктуру гражданской войны, нехватки денег на строительство новых водных объектов, слабости центра в регулировании процессов добычи и эксплуатации воды на местах. Множась на природные и социальные изменения, водный дефицит может достичь трагических масштабов уже в ближайшие десятилетия. Факторов и тенденций, играющих против его урегулирования, настолько много, что кажется, что дальнейшая динамика в краткосрочной и среднесрочной перспективе не сможет выправиться в положительную сторону.
Меры первого уровня способны смягчить тренд и замедлить рост водного кризиса на некоторое количество лет. Однако они эффективны только как способ выиграть время. Для действительного решения проблемы, в связке с мерами первого уровня, должно быть реализовано массовое строительство инфраструктурных объектов, ремонт старых, возможные пути закупки воды у других стран как мера по диверсификации альтернативных водных источников и т.д. Однако всё это будет возможно лишь при условии окончания гражданской войны, восстановления экономики и нормализации отношений с соседними арабскими государствами, которые в настоящий момент являются активными участниками операций по уничтожению йеменской водной инфраструктуры.
Аналитический проект Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Блог: Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ
Рейтинг: 0