Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ

От Каира до Пекина: двоякий опыт политической стабильности Азии и Африки

14 мая 2025
Распечатать

Авторы: 

Миненко Софья Алексеевна , студентка 3 курса бакалавриата, ОП “Политология и мировая политика”, Санкт-Петербургская школа социальных наук, НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

Морданов Никита Геннадьевич, студент 3 курса бакалавриата, ОП “Политология и мировая политика”, Санкт-Петербургская школа социальных наук, НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

 

rodrigo-castro-67bhfv0xMzk-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Введение

Политическая стабильность влияет на национальную и региональную безопасность, на уровень жизни и благосостояния населения, на инвестиционный климат и, соответственно, инвестиционную привлекательность страны, а также на экономический рост. Анализ политической стабильности и ее прогнозирование снижает уровень неопределенности и помогает выстроить стратегию взаимодействия со странами.

Азия и Африка - два стремительно развивающихся региона, в том числе с точки зрения торговли, разработки и реализации экономических и инфраструктурных проектов. Они притягивают к себе внимание мировой общественности и потенциальных инвесторов, поэтому прогнозирование политической стабильности стран Азии и Африки является актуальным и перспективным в настоящее время.

Цель статьи: анализ тенденций политической стабильности в Азии и Африке с 1996 по 2023 год, выявление ключевых факторов, влияющих на политическую стабильность, и прогнозирование политической стабильности до 2038 года (15 лет) в Африке и Азии с помощью регрессионных моделей на основе панельных данных.

Анализ азиатского региона включает исследование стран Юго-Восточной, Восточной, Северо-Восточной, Центральной Азии, Ближнего Востока и Южного Кавказа. Для анализа Африки исследуются данные по странам Африканского континента.

Тенденции

Рисунок1.png

Африка

В 1995 году политическая стабильность в Африке достигала значения -0.55, и такой уровень сохранялся до начала 2000-х годов с незначительными изменениями. До 2005 года наблюдался рост до отметки -0.5, что может объясняться экономическим ростом в некоторых странах Африки (например, в Нигерии, ЮАР). В 2005 году произошло резкое снижение, а затем резкий рост политической стабильности. Однако в 2006-2014 годах наблюдалась негативная тенденция до достижения минимума за исследуемый период -0.7 в связи с эскалацией напряженности в некоторых африканских странах (например, в Чаде, Мали). Впоследствии был скачок до -0.65, но тенденция по снижению уровня политической стабильности продолжилась вплоть до 2023 года.

Проблемы

Существует ряд проблем, которые способствуют снижению политической стабильности в Африке. Одними из таких являются слабость политических институтов и коррупция. Помимо этого, существует недовольство этнической репрезентацией в правительствах. Также такие факторы, как мальтузианская ловушка [1], высокий уровень бедности, стагнация экономического роста и ресурсная зависимость [2] увеличивают вероятность политической дестабилизации.

Азия

График политической стабильности в Азии практически симметричен относительно оси графику политической стабильности Африки. Однако в Азии общий уровень политической стабильности выше, чем в Африке. В 1995 году политическая стабильность достигала приблизительно -0.34. Впоследствии с незначительным колебанием в 1998 году наблюдалась тенденция спада до 2006 года. В это время происходило восстановление экономик стран Азии после Азиатского Финансового кризиса 1997-1998 годов; в Таиланде произошел военный переворот (2006). В 2006-2014 наблюдался рост политической стабильности. В 2014 году был резкий спад политической стабильности, что в том числе может объясняться политическим кризисом в Таиланде (2013-2014). С 2015 года происходил рост политической стабильности с колебаниями в 2021 году, которые могли быть вызваны началом гражданской войны в Мьянме (2021).

Проблемы

Как и в случае с Африкой, одними из проблем, влияющими на уровень политической стабильности, являются слабость политических институтов и коррупция. Некоторые институты не удовлетворяют интересам граждан. Например, институты в сфере регулирования трудовой деятельности привели к протестной реакции в Камбодже в 2013-2014 годах.

Военный переворот в Мьянме в 2021 году привел к резкому снижению политической стабильности. Отсутствие наднационального структурного и институционального механизма, который может способствовать урегулированию конфликта, также сказывается на политической стабильности.

Регрессионный анализ

Рисунок2.png

Регрессионный анализ проведен на основе данных Всемирных индикаторов управления (Worldwide Governance Indicators (WGI); индикаторы: контроль коррупции, эффективность правительства, верховенство закона, качество регулирования, свобода слова и подотчетность) за период с 1996 по 2023 годы, источником которых является Всемирный банк. Регрессионный анализ нацелен на выявление факторов, влияющих на уровень политической стабильности в странах Азии и Африки в 1996-2023 годах.

Африка

Два фактора, оказывающих сильное положительное влияние на уровень политической стабильности в африканских странах - верховенство закона (0.984) и качество регулирования (0.494). Причем верховенство закона является фактором с самым сильным положительным влиянием на политическую стабильность. Это влияние подтверждается примерами Намибии и Ботсваны. За 2023 год уровни верховенства закона в Намибии и Ботсване являются одними из самых высоких на континенте, как и уровни политической стабильности в этих странах. Качество регулирования оказывает в два раза меньшее влияние на политическую стабильность в странах Африки.

Свобода слова и подотчетность (0.046) и эффективность правительства (0.076) оказывают незначительное влияние на политическую стабильность. В то время как контроль коррупции имеет негативный эффект по отношению к политической стабильности (-0.232). Это может быть связано с тем, что проведение антикоррупционных кампаний приводит к частичной или полной смене правящих элит, а смена правящей элиты в свою очередь приводит к временной политической дестабилизации.

Азия

Как и в случае с Африкой, наиболее сильное положительное воздействие на политическую стабильность оказывает верховенство закона (0.584). Например, в Сингапуре - один из наиболее высоких коэффициентов по верховенству закона (на 2023 год: 1.75) в Юго-Восточной Азии. В то же время Сингапур имеет самую высокую политическую стабильность в регионе (на 2023 год: 1.42). Похожая связь прослеживается и в Малайзии, где на 2023 год уровень верховенства закона достигает 0.57 и уровень политической стабильности 0.17.

Помимо верховенства закона, есть два фактора, которые умеренно положительно влияют на политическую стабильность: эффективность правительства (0.186) и свобода слова и подотчетность (0.217). В некоторых азиатских странах с централизацией власти эффективность правительства отражает эффективность реагирования на вызовы, связанные с политической дестабилизацией. Что касается свободы слова и подотчетности, она положительно влияет на политическую стабильность, но умеренно положительно, поскольку в части азиатских стран свобода СМИ (которая является элементом индикатора “свобода слова и подотчетность”) считается фактором, способствующим политической дестабилизации.

В отличие от Африки качество регулирования в Азии имеет слабый негативный эффект (-0.049), что может быть связано с функционированием неформальных институтов. Контроль коррупции имеет умеренное негативное влияние на политическую стабильность (-0.147). Это, как и в случае с африканскими странами, связано с тем, что антикоррупционные кампании приводят к смене власти, что создает временную политическую дестабилизацию в условиях неопределенности.


Прогноз: 2023-2038 годы

Африка

Рисунок3.png

 

Общий тренд политической стабильности в Африке в ближайшие 15 лет может развиваться по трем сценариям: два из них негативные и один - позитивный. Стоит отметить, что снижение уровня политической стабильности в странах Африки прогнозируется в сценариях с привязкой низкой вероятности и в базовом сценарии. В сценарии с привязкой низкой вероятности политическая стабильность в Африке упадет до -1.43, что в два раза больше, чем в 2023 году. Это может быть вызвано эскалацией конфликтов, снижением качества регулирования и ослаблением верховенства закона.

Базовый сценарий предполагает падение до -0.9, что примерно на 22% больше уровня политической стабильности 2023 года. Резкие скачки и спады не прогнозируются. Базовый сценарий развития событий возможен, если будет сохраняться та же динамика по факторам, влияющим на политическую стабильность в Африке.

Сценарий с привязкой высокой вероятности предполагает умеренную позитивную тенденцию. К 2038 году ожидается уровень политической стабильности -0.37, который является пиковым значением для региона за период с 1996 года. Такой сценарий возможен при укреплении институтов, увеличении их легитимности и качества регулирования.


Азия

Рисунок4.png

Прогноз политической стабильности в Азии в ближайшие 15 лет отражает три разных тенденции. В сценарии с привязкой низкой вероятности наблюдается резкий спад в уровне политической стабильности в 2023-2024 годах. Затем снижение идет в медленном темпе; ожидается, что уровень политической стабильности 2038 года будет одним из самых низких (-0.62). Такой уровень политической стабильности является минимально-пиковым для региона за рассмотренный период с 1996 года. Снижение значений индекса может быть связано как с эскалацией конфликтов в регионе, так и с системными процессами (например, ослабление правовых институтов и эффективности правительства).

В базовом сценарии к 2038 году уровень политической стабильности останется на том же уровне, что и в 2023 году. Примечательно, что такой сценарий не предполагает изменения динамики в течение 15 лет.

В сценарии с привязкой высокой вероятности в 2023-2024 годах следует резкий скачок и до 2038 стабильный рост уровня политической стабильности в Азии. Уровень 2038 года максимально-пиковый (0), поскольку с 1996 года максимальным было значение -0.315 в 2023 году. Подобная тенденция может быть вызвана снижением напряженности и эскалации конфликтов в регионе, а также институциональным развитием, увеличением эффективности правительства и укреплением института верховенства права.

Выводы

С 1995 года уровень политической стабильности в Африке постепенно снижается. И, по прогнозу, до 2038 года подобная тенденция может сохраняться. Тем не менее в одном из сценариев политическая стабильность может возрасти. В таком случае скорее всего будут наблюдаться такие изменения, как: укрепление институтов, увеличение их легитимности и качества регулирования, а также уменьшение эскалации напряженности в регионе.

В Азии уровень политической стабильности выше, чем в Африке, общая тенденция с конца XX века позитивная. Но по сравнению с Африкой динамика политической стабильности Азии имеет больше резких скачков и подъемов, из-за чего прогнозирование политической стабильности в Азии затруднено и неоднозначно. Политическая стабильность может резко снизиться или же стагнировать на уровне 2023 года. Тем не менее рост возможен, что может быть вызвано снижением напряженности и эскалации конфликтов в регионе и системными институциональными изменениями (институциональное развитие, увеличение эффективности правительства и укрепление института верховенства права).

 

Источники и литература

  1. Korotayev A., Zinkina J., Kobzeva S., Bozhevolnov J., Khaltourina D., Malkov A., Malkov S. A Trap at the Escape from the Trap? Demographic-Structural Factors of Political Instability in Modern Africa and West Asia [Ловушка на выходе из ловушки? Демографо-структурные факторы политической нестабильности в современной Африке и Западной Азии] // Cliodynamics. – 2011. – Vol. 2. – No. 2. – P.
  2. Arriola L. R. Patronage and Political Stability in Africa [Покровительство и политическая стабильность в Африке] // Comparative Political Studies. – 2009. – Vol. 42. – No. 10. – P. 1339–1362.
  3. World Bank. Worldwide Governance Indicators, 2024 Update [Показатели Worldwide Governance Indicators, обновление 2024 года] // The World Bank. – 2024. – URL: http://www.govindicators.org
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся