Блог Никаноровой Полины

История взаимоотношений КНР и Тайваня

9 сентября 2022
Распечатать

После Второй мировой войны Гоминьдан (Китайская Национальная партия, КНП) и Коммунистическая партия Китая (КПК) продолжили начатую еще в 1927 г. гражданскую войну. Фактически перерыв длился с 1936 г., когда КПК, Гоминьдан и иные политические силы Китая смогли заключить перемирие и сосредоточить свои усилия в борьбе против Японии. В 1949 г. в результате победы КПК Гоминьдан и его сторонники были вынуждены эвакуироваться на Тайвань. В октябре того же года на материке было провозглашено создание Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, которое и по сей день считает себя единственным законным представителем всего Китая.

Источник: Reuters

После Второй мировой войны США разочаровались в коррумпированной и неэффективной системе Гоминьдана, в которой помимо всего прочего не было места оппозиции и свободной прессе. По мере того, как силы коммунистов брали под свой контроль материковой части Китая, казалось, что поглощение Тайваня будет лишь вопросом времени, и США были готовы отказаться от идеи его независимости. США вновь открыли для себя стратегическую ценность острова, когда в июне 1950 г. началась Корейская война. Вскоре после этого в Тайваньский пролив был направлен Седьмой флот США, который, по сути, блокировал любую попытку КНР захватить Тайвань силой.

В условиях эскалации конфликта и вооруженного противостояния между КНР и Тайванем получившего название первого Тайваньского кризиса, США и Китайская Республика подписали договор о взаимной обороне в 1954 г. Второй эпизод нарастания военной напряжённости в регионе произошел в 1958г. из-за двух спорных островных групп.

На протяжении 1960-х гг. США и Китайская республика продолжали поддерживать дипломатические отношения, хотя секретные переговоры между США и КНР периодически проводились. В это же время Ч. Кайши пытался убедить американское и ряд других правительств в необходимости размещения на острове и использования атомного оружия против коммунистического Китая.

В июле 1971 г. Генри Киссинджер, советник президента по национальной безопасности, тайно посетил Пекин и встретился с М. Цзэдуном и Ч. Эньлаем. Этот визит подготовил почву для поездки Р. Никсона в Китай в феврале следующего года и подписания Шанхайского коммюнике, основанного на политике «одного Китая».

Стоит отметить, что несмотря на недовольство Советского Союза, Тайвань был постоянным членом Совета Безопасности ООН до 1971г.

1 января 1979 г. США и КНР подписали Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений. Третье коммюнике, также известное как коммюнике от 17 августа, было опубликовано между Вашингтоном и Пекином в 1982 г., в котором обе стороны подтвердили заявления о Тайване, сделанные в предыдущих коммюнике. Хотя по вопросу о продаже оружия Тайваню не было сделано окончательных выводов, США заявили о своем намерении постепенно сократить ее.

В апреле 1979 г. Конгресс США принял Закон об отношениях с Тайванем для регулирования отношений между США и властями острова. В изданном законе было сказано, что США будут «рассматривать любые попытки определить будущее Тайваня не мирными средствами, как угрозу миру и безопасности в западной части Тихого океана, что незамедлительно вызовет серьезную озабоченность Соединенных Штатов».

КНП управляла страной в условиях военного положения с 1949 по 1987 гг. В это время политическое инакомыслие жестко подавлялось, а жители Тайваня, проживавшие на острове до 1945 г., подвергались этническим притеснениям, культурному давлению, а также политико-идеологической дискриминации.

В конце 1987 г. жителям Тайваня впервые было разрешено посещать Китай, что позволило семьям воссоединиться и привело к существенным увеличениям в объемах торговли.

В 1991 г. правительство Тайваня отменило чрезвычайное положение, тем самым в одностороннем порядке положив конец состоянию войны с материковым Китаем. Первые прямые переговоры между двумя сторонами состоялись в Сингапуре два года спустя. В 1992 г. на Тайване прошли первые свободные выборы в законодательные органы, а в 1996 г. — первые президентские выборы.

Но в 1996 г. Пекин приостановил начатые в Сингапуре переговоры в знак протеста против визита тайваньского президента Ли Дэнхуэя в США и осуществил несколько военных маневров в непосредственной близости от острова, что повлекло за собой начало Третьего кризиса в Тайваньском противе.

За последние десятилетия в отношениях между США, КНР и Тайванем произошли большие изменения. Когда Демократическая прогрессивная партия (ДПП) находилась у власти на острове с 2000 по 2008 гг., она проводила политику по десинификации Тайваня в попытке утвердить независимый и отдельный статус Тайваня. Определяя отношения с КНР, президент Ч. Шуйбянь заявил, что Тайвань и Китай — «одна страна по обе стороны Тайваньского пролива», что побудило президента США Дж. Буша предупредить Тайвань, что он не может в одностороннем порядке пытаться изменить статус-кво в Тайваньском проливе.

КНП вернулась к власти в 2008 г. с избранием М. Инцзю. Он исправил провокационную политику ДПП в отношении Китая, и с 2008 г. отношения между сторонами значительно улучшились. Прямые авиарейсы между островом и материком стали регулярными, а жители Тайваня и Китая смогли свободно посещать друг друга. Что особенно важно, в 2010 г. обе стороны подписали исторически важное соглашение о преференциальной торговле — Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве (ECFA). Экономики КНР и Тайваня стали взаимозависимыми, что, безусловно, выгодно для стабилизации отношений обеих сторон.

Несмотря на постоянные угрозы со стороны материкового Китая, Тайвань, пока что преодолел тенденцию отката, поразившую демократии во всем мире. В 2020 г. Индекс демократии журнала «Economist» впервые назвал Тайвань «полной демократией». В 2021 г. Тайвань занял восьмое место в мире среди самых демократических стран. Это выше, чем у его азиатских соседей (Южная Корея заняла шестнадцатое место, а Япония – семнадцатое) и США, которые заняли двадцать шестое место.

Позиция США в отношении будущих тайваньско-китайских отношений остается неоднозначной. Вашингтон неоднократно подтверждал свою заинтересованность в мирном урегулировании тайваньского вопроса. Тем не менее многие эксперты уверены, что США не хотят объединения Китая и Тайваня, которое даст Пекину дополнительную власть и влияние.

Для КНР независимость Тайваня неприемлема. Но Пекин, похоже, понимает, что время для объединения еще не пришло, т.к. стратегия Китая, в принципе, заключается в занятии выжидательной позиции, оставаясь сосредоточенной на развитии экономических, культурных и социальных обменов, чтобы предотвратить дальнейшее отдаление Тайваня.

Может ли разразиться война в Тайваньском проливе?

Американских аналитиков больше всего беспокоит, что растущий военный потенциал и напористость Китая, а также ухудшение отношений между Китаем и Тайванем могут спровоцировать серьёзный вооружённый конфликт.

Кризисы в Тайваньском проливе 1954–1955, 1958 и 1995–1996 гг. показывают, что подобный конфликт может привести к нарастанию конфронтации между США и Китаем. Это связано с тем, что Китай не исключает возможности применения силы для «воссоединения» Тайваня с материковым Китаем, а США не исключают возможности защиты Тайваня в случае нападения КНР. Министерство обороны США в докладе от 2021 г. отмечает, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) «вероятно, готовится к непредвиденным обстоятельствам, чтобы силой объединить Тайвань с КНР, одновременно сдерживая, задерживая или отрицая вмешательство третьей стороны, например, США».

Однако эксперты расходятся во мнениях относительно вероятности и сроков китайского вторжения. Высший военный командир США в Индо-Тихоокеанском регионе предупредил в 2021 г., что Китай может попытаться вторгнуться на Тайвань в течение следующего десятилетия, в то время как некоторые эксперты считают, что такое вторжение еще более отдалено.

Другие аналитики считают, что 2049 г. — критическая дата. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что объединение с Тайванем необходимо для достижения того, что он называет «китайской мечтой», согласно которой статус великой державы будет восстановлен к 2049 г.

Специальная военная операция России на территории Украины также вызвала дискуссию вокруг данной проблемы: одни специалисты утверждают, что действия Москвы могут подтолкнуть Пекин к аналогичному сценарию в отношении Тайваня, другие говорят, что Пекин может стать более осторожным, увидев проблемы России.

Независимо от этого, НОАК сделала подготовку к непредвиденным обстоятельствам на Тайване одним из своих главных приоритетов, и Тайвань стал основным катализатором военной модернизации Китая. В «Белой книге по обороне», опубликованной в 2019 г., НОАК заявила, что она «решительно победит любого, кто попытается отделить Тайвань от Китая».

Как Китай защищает Тайвань от внешних угроз?

Для защиты своей территории Китай усиливает присутствие в Тайваньском проливе. Китай увеличил частоту и масштаб патрулирования бомбардировщиков, истребителей и самолетов наблюдения НОАК над территорией подконтрольной правительству Тайваня и вокруг неё. Пекин также все чаще проводит свои военные корабли и авианосцы через Тайваньский пролив, демонстрируя силу.

Кроме того, Китай применяет рычаги давления на международные корпорации — авиакомпании или сети отелей, чтобы они включили Тайвань в список китайских провинций.

Визит спикера Палаты представителей Н. Пелоси 2–3 августа 2022 г. вызвал конфликтную ситуацию между Китаем и США. Данный шаг — в некотором роде провокация. Но утверждать, что это может сподвигнуть Китай на активные действия не стоит. Политика КНР не отличается импульсивностью и заключается в выжидании удобного момента для осуществления тактических маневров. Наиболее вероятно, что они не станут предпринимать активных радикальных действий. Ввязываться в полномасштабные сражения накануне ХХ съезда КПК может быть для Пекина крайне невыгодным. Более того, Китай активно развивает военно-морской флот для создания паритета с США, т.к. без приблизительного равенства Пекин явно оказывается в более проигрышном положении, чем Вашингтон.

С другой стороны, некоторые эксперты высказывают смелые предположения, что сейчас наиболее благоприятная обстановка в мире для Китая, чтобы сделать свой шаг по взятию контроля над Тайванем. Однако представляется, что текущая ситуация не перерастет в вооруженный конфликт в ближайшей перспективе.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся