Евразийское обозрение

Треугольник Россия-Монголия-Китай

10 апреля 2019
Распечатать

Сохранение стратегической стабильности и создание условий для устойчивого развития в треугольнике Россия – Монголия – Китай является важнейшей задачей трех стран в современной геополитической обстановке. Для этого имеются все необходимые предпосылки: политическая воля, исторические и сложившиеся социально-экономические связи трех стран, а также их совместный потенциал сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной сферах.

История международных отношений в треугольнике Россия – Монголия – Китай в различные периоды имела различные конфигурации. В период Монгольской империи русские княжества и Китай находились в подчиненном положении. В период маньчжурской династии Цин Монголия находилась в её составе как автономная часть. В 1911 г. Внешняя Монголия при поддержке России добилась автономии, а позднее – стала самостоятельным государством. При этом, с 1920 по 1991 год Монголия находилась в зоне экономического и политического влияния СССР [5; 11].

Экономические и политические отношения современной Монголии с Россией и КНР, расширение международного сотрудничества в данном регионе, являются залогом стабильности в этом макрорегионе [7; 10].

В этой связи, уникальным представляется опыт Монголии, которая тридцать лет назад встала на путь демократического развития и рыночной экономики и закрепила эти положения в своей Конституции. При этом Монголия реализует курс на сохранение своей независимости, языка и культуры в соседстве с двумя великими державами. Этот исторический опыт заслуживает внимательного исследования.

Монголия, благодаря своему географическому положению, занимает важное геополитическое место в Центральной Азии, поэтому она так интересна и важна не только для КНР и РФ, но и для так называемого «третьего соседа», на роль которого претендуют США, Япония, Республика Корея, страны Европы [3]. Монголия заинтересована в сбалансированном отношении с данными странами и проводит многовекторную прагматичную внешнюю политику.

Современная Монголия переживает важный период своего развития. Кризис мировой экономики, падение спроса и снижение цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые Монголией (медь, уголь и др.) сократили прибыли компаний, занятость и доходы государственного бюджета [4]. Так, если в 2014 году рост ВВП Монголии составлял 7,9%, в 2015 году – 2,3%. Вместе с тем, в годы, когда цены на сырьевые товары были высокими, ежегодный рост ВВП превышал 10%.

Как известно, Монголия обладает крупными запасами высококачественного угля (месторождение Таван-толгой), меди (Оую-толгой, Эрдэнэт) и ряда других стратегически значимых ресурсов. Эти сырьевые ресурсы – ведущая статья дохода бюджета страны, более 60%. В этой связи падение мировых цен на сырье сразу сказывается на экономическом положении страны, что является слабым местом современной монгольской экономики [4]. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем сырья из Монголии является Китай, который пользуясь монопольным положением влияет на ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики), а также поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке – настоятельная необходимость для стабильного развития современной Монголии.

Важно отметить, что реализация только сырьевых ресурсов не отвечает долгосрочным целям устойчивого развития Монголии и не решает в полной мере экономических и финансовых проблем страны. Назрела объективная потребность в глубокой переработке монгольского сырья и создании на территории Монголии соответствующих производств и промышленных центров, основанных на современных технологиях и учитывающих новые экологические требования. Ограниченность финансовых ресурсов и профессиональных кадров сдерживает возможность реализации данного направления. Хотя совершенно очевидно, что, например, строительство нефтеперерабатывающего завода, создание современных металлургических производств и развитие перерабатывающей промышленности позволит Монголии обеспечить большую экономическую самостоятельность и устойчивость. Товары глубокого передела не только принесут более значимую прибыль, но и создадут современные рабочие места, требующие более высокой квалификации персонала. Значительные перспективы имеются в переработке сельскохозяйственного сырья и производстве готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Президент Монголии Х. Баттулга на Монгольском Экономическом форуме 23 мая 2018 года определил глубокую переработку сырья и создание современного промышленного производства в стране приоритетной задачей экономической политики Монголии.

Монголия, побывавшая как в составе Цинской империи, так и в составе советской системы социалистических стран, стремится сохранить экономический и политический суверинитет. Однако реализация этого курса сталкивается с необходимостью преодолевать растущее экономическое влияние могущественного Китая [9] в части внешней торговли, инвестиций, кредитов и др. В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия – Монголия – Китай [7].

Россия заявляет об экономической, политической и научно-технической заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве и предпринимает шаги в этом направлении, но пока они несопоставимы с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в орбиту влияния Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается, и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию. Некоторые исследователи оценивают современные монголо-китайские отношения как стратегию «мягкой силы» со стороны Китая и «жесткой слабости» со стороны Монголии. «Ключевые моменты «жесткой слабости» Монголии – географическое положение страны, этнополитическая специфика монгольского мира и современные глобальные тенденции. Все эти компоненты взаимосвязаны. На первый взгляд, уязвимость страны в этих плоскостях попросту невозможно преодолеть. Но именно комплексное использование этих слабых мест и превращают их в компоненты «жесткой слабости», давая возможность весьма эффективно противодействовать разного рода вызовам во взаимоотношениях с соседями-гигантами» [1, c.19].

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия – Монголия – Китай в некотором смысле довольно схоже, хотя и не идентично. По структуре своего экспорта в Китай они являются источниками сырья для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными сырьевыми поставщиками или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении может иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, более серьезно зависимой от КНР.

Национальные интересы России в Монголии заключаются в сохранении сферы своего геополитического и экономического влияния в Центральной Азии, стабильности военно-политической ситуации в треугольнике Россия – Монголия – Китай. Интересам России и Китая не соответствует создание военных баз третьих стран на данной территории. Экономические интересы Российской Федерации состоят в широком приграничном сотрудничестве Республики Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Республики Тывы, Красноярского края, Кемеровской области с монгольскими аймаками, в развитии российско-монгольской торговли. Россия заинтересована в экспорте в Монголию продукции машиностроения (автомобилей, самолетов, вертолетов, промышленного оборудования). Российские компании готовы продавать в соседнюю страну продукцию сельского хозяйства: зерно, кондитерские изделия, молочную продукцию, мороженое и др. Крупные российские компании заинтересованы в реализации значимых проектов в горнодобывающей промышленности, в создании транспортной инфраструктуры. Университеты и научные организации двух стран готовы расширять научно-образовательное сотрудничество.

Россия заинтересована в Монголии в качестве важного транзитного коридора в Восточной Азии, в треугольнике Россия – Монголия – Китай, а также в развитии совместных транспортных проектов. В том числе в модернизации УБЖД, строительстве второй колеи и электрификации Центрального железнодорожного коридора, в увеличении транзитного грузопотока. Важной частью является обеспечение транспортной доступности крупных месторождений и их связь с пограничными пунктами, транспортировка монгольских товаров на мировые рынки, в том числе через территорию Российской Федерации. В этой связи необходимо решение вопроса о льготных тарифах на перевозку монгольских грузов по территории России, к ее промышленным центрам и морским портам на Дальнем Востоке.

Россия заинтересована в сохранении своего благоприятного имиджа в Монголии, как надежного политического союзника и экономического партнера. Западные страны пытаются лишить нашу страну этого преимущества, при этом США и другие западные страны активно используют свою т.н. «мягкую силу» в Монголии, вытесняя русский язык, российское образование и навязывая западные ценности монгольскому обществу [6, c.205].

Для развития российско-монголо-китайских отношений на современном этапе сложилась благоприятная ситуация. Пограничные разногласия между странами урегулированы. Позиции политических лидеров и элит трех стран по целому ряду ключевых позиций совпадают. Усиливается американское давление на РФ и КНР, что способствует развитию и расширению международного сотрудничества в данном макрорегионе.

Политическое взаимодействие в треугольнике также находится на высоком уровне. Регулярные и продуктивные встречи лидеров трех стран определяют стратегические направления сотрудничества [7]. Но на уровне реализации совместных экономических проектов в Монголии возникают проблемы и трудности. Так, например, реализацией значимых проектов занимаются крупные корпорации, имеющие собственные корпоративные интересы, вступающие в сложную систему противоречивых экономических отношений сотрудничества и конкуренции.

В середине 1990-х годов, при разработке Концепции национальной безопасности Монголии, была выработана формула отношений Монголии с ключевыми партнерами: 30:30:40, которая определяет оптимальное соотношение экономических отношений с РФ, КНР и «третьим соседом» [10].

Монголия старается проводить многоопорную внешнюю политику, соблюдая принцип равноудаленности и сохраняя баланс интересов ключевых игроков.

Современная Монголия успешно балансирует между Россией, Китаем и третьими странами, поддерживает свою независимость и геополитическую значимость. Ни одна из стран не может резко усилить свое влияние в Монголии, не вызывая недовольства других сторон. Усиление политического или экономического давления на Монголию также ограничено в этих условиях.

Национальным интересам Монголии соответствует наличие конкурентной среды в инвестиционной деятельности, заинтересованности Китая, России, Японии, Южной Кореи, стран Запада в реализации крупных проектов в Монголии. В этих условиях важно создать реальную конкуренцию на выгодных для Монголии условиях, связанных с увеличением новых высококвалифицированных рабочих мест, соблюдением экологических требований, своевременной выплаты всех налогов и платежей в монгольский бюджет и др.

К сожалению, в настоящее время при добыче минерального сырья часто происходит разрушение хрупкой монгольской природы, отсутствует рекультивация земель. При добыче полезных ископаемых создается только временная энергетическая и транспортная инфраструктура, прокладываются временные автомобильные дороги, наносящие ущерб природному ландшафту Монголии. Только добрым словом можно вспомнить советский опыт, когда в Монголии строились города и поселки при одновременном формировании транспортной, энергопромышленной и социальной инфраструктуры.

Национальные интересы России и Монголии в большей степени совпадают, но требуют корректировки с национальными интересами КНР, которая рассматривает соседние экономики как дополнение к собственной модели экономического развития [10, c. 181]. Высокие темпы экономического роста Китая превращают сопредельные с ним страны в экономические провинции. Процессы интеграции в треугольнике Россия – Монголия – Китай находятся ещё в незрелом состоянии, на стадии формирования. Поэтому важно паритетное участие в интеграционных процессах и совместных крупных экономических проектах (транспортных и энергетических коридорах, формировании пограничной инфраструктуры и др.). Процессы регионализации каждый участник видит по-своему, что приводит на стадии реализации проектов к возникновению противоречий и экономических трудностей. Тем более, что страны и регионы треугольника находятся на несинхронной стадии экономического развития.

Мировая экономика вступила в период геополитического дисбаланса, усиления конкуренции КНР и США, перераспределения сырьевых и финансовых ресурсов мира. В этой связи субъектам треугольника важно сохранять достойное место в международной экономике и экономической специализации, а также обеспечивать экономическую стабильность в своих странах.

Торговые войны между США и КНР объективно создают условия для расширения многосторонних связей в треугольнике Россия – Монголия – Китай. Объективно способствуют тому, чтобы данный макротреугольник стал образцом стабильности, мира, долгосрочных дружественных отношений.

Александр СУХОДОЛОВ, Юрий КУЗЬМИН

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся