Евразийское обозрение

Близкий сосед лучше дальнего родственника

13 августа 2018
Распечатать

Немного географии и истории

Наверное, россияне еще не забыли, что Монголия – это развивающееся государство в центре Евразии, которое граничит с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Действительно, исторически сложилось так, что у Монголии всего две границы – российская на севере и китайская, протяженностью более 4 тыс. км – с трех остальных сторон. Мы часто называем Россию «Северным соседом», а Китай – «Южным». Отношения Монголии с Китаем – это «отдельная песня», а сегодня бы хотелось поговорить о ситуации в сотрудничестве с Россией, тем более что в 2021 году мы отметим 100-летие установления дипломатических отношений между Монголией и Россией.

Население Монголии небольшое (округляя, можно говорить о трех миллионах человек), достаточно однородное. В основном это – монголы-халха (и близкие к ним ойраты: дурвуды, баяды, торгууды, казахи, буряты, дархаты и др.), которые издревле вели кочевой образ жизни, жили в юртах и пасли скот. Пастбищное животноводство до сих пор наряду с экспортом полезных ископаемых является главной отраслью народного хозяйства, которая, можно сказать, кормит страну. В прошлом году по всей Монголии насчитали около 70-ти миллионов скота, и это при 3-х миллионном населении! Основная религия – буддизм в тибетско-монгольском варианте (он же ламаизм) и шаманизм. Население – молодеющее, две трети его составляет молодежь от 16 до 35 лет.

После переломных 90-х годов, когда СССР раскололся, и мировая система социализма распалась, Монголия оказалась представлена самой себе со своими проблемами. Как известно, «свято место пусто не бывает», а тем более политическое «свято место» не терпит пустоты, и монгольское руководство вынуждено было “глобализироваться”, открыв свои рынки для всех желающих. Объявилось немало развитых стран-«друзей», готовых по мировым рыночным законам и ценам оказывать услуги, необходимые Монголии для ее дальнейшего существования и развития.

Но обычно, когда чего-то недостает или поломалось, обращаются в первую очередь к самым ближайшим соседям, и только потом к тем, кто живет дальше. В последнее время у нас, в Монголии, эта добрососедская традиция утрачена…. Да и «новые друзья» стараются вовсю, чтобы монгольские руководство не вспоминало об истории взаимоотношения соседей, России и Монголии.

А ведь история говорит о том, что русские купцы с давних пор торговали с монголами, что поставки мяса, лошадей, овчины и другой продукции животноводства из Монголии в Россию сыграли немаловажную роль в ходе Русско-Японской войны, а также в годы Первой мировой, и особенно – в годы Великой Отечественной войны. В свою очередь Красная Армия помогла Монголии отразить попытки японских милитаристов присоединить нашу страну к государству Маньчжоу-го, и разгромить их на Халхин-голе.

Но в целом широкое сотрудничество развернулось после получения независимости Монголии (в чем Советская Россия тоже сыграла, надо отметить, решающую роль), в ходе совместной (и не безуспешной) попытки строительства социалистического общества в нашей стране.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием

Военное дело, развитие медицины, реализация совместных экономических проектов – все это очень важно, но, на мой взгляд, огромное значение для Монголии имело то, что СССР обеспечил подготовку национальных кадров для нашей страны. Поскольку я сама много лет работала в образовательной сфере, мне хотелось бы подробнее остановиться на вопросе нашего сотрудничества с Россией в области высшего и профессионального образования.

За время с 1921-го по 1999 гг. было подготовлено, и выпущено советскими вузами около 60-ти тысяч монгольских специалистов. Эти выпускники по сей день являются стержнем национальной профессиональной элиты в науке, образовании, экономике, промышленности, горнодобывающей отрасли, медицине, оборонной системе, юриспруденции Монголии. Ассоциация монгольских выпускников советских и российских вузов является самой представительной и многочисленной неправительственной организацией в Монголии и, кстати, имеет большой потенциал в деле организации сотрудничества между нашими странами. Но в результате «перестройки» России стало не до Монголии, и обучение монголов в российских вузах практически сошло на нет. А те, кто всё-таки рискнули поехать за высшим образованием в Россию, учились за собственный счет.

В последние годы, к счастью, ситуация изменилась, Россия начала выделять квоты для обучения монгольских студентов в вузах РФ по государственному бюджету, и к 2017-2018 учебному году эта квота составила 500 человек, что является большим достижением в деле нашего сотрудничества за последние 25 лет. К тому же эта квота имеет тенденцию к возрастанию. Хотя спрос на русский язык в монгольском обществе серьезно уступил место английскому, в последние годы количество желающих учиться в вузах России (особенно по инженерным специальностям) растет. Я считаю, что Министерству образования, культуры, науки и спорта Монголии и Министерству образования и науки РФ имеет смысл четко конкретизировать специальности, по которым будут учиться монгольские студенты по квоте госбюджета для того, чтобы выпускники были обеспечены стабильной работой и были мотивированы успешно учиться. Юристов, экономистов, менеджеров мы сегодня способны подготовить и сами. С учетом основных проектов развития Монголии можно сказать, что в ближайшие годы нам будут необходимы инженеры-энергетики, экологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям, инженеры по автомобильным и скоростным автодорогам, железнодорожные (в том числе – специалисты по высокоскоростным магистралям) инженеры, специалисты по переработке и эксплуатации нефти и газа, геологи, IT-инженеры, программисты, электронщики, инженеры наземной и спутниковой связи, земельные кадастровые инженеры, летчики и специалисты пассажирских и грузовых авиаперевозок, архитекторы, строительные и градостроительные инженеры, инженеры-механики, химики-технологи легкой, пищевой и тяжелой промышленностей, металлурги, дизайнеры одежды и жилья, ветеринары, зоотехники, агрономы, преподаватели и исследователи естественных наук и инженерно-инновационных отраслей, юристы по международному праву и бизнесу. Да, сегодня есть возможность отправлять детей за этими специальностями в Европу, в США, в Южную Корею, в Китай и т.д., но справедливости ради надо сказать, что монгольским абитуриентам легче будет одолеть нелегкие технические дисциплины и предметы именно в России – как благодаря кириллице (напомню, что монголы пользуются кириллицей), так и тому, что в нашем языке прижились многие технические термины, пришедшие из России. Да и в последние годы снова заметно повысился уровень подготовки в российских технических вузах. И вот поэтому Россия вновь становится для многих ориентиром в этом плане.

Продолжая говорить о потребностях народного хозяйства Монголии в профессиональных кадрах, могу с уверенностью сказать, что в целях устойчивого развития нашей страны нам срочно требуется пополнить российскими выпускниками ряды учителей-дефектолов, врачей, педиатров, фармацевтов, филологов, переводчиков. Сообществу творческих работников требуются дирижеры и композиторы классической и народной музыки, продюсеры, сценаристы, режиссеры кино и спектаклей, постановщики спектаклей, балетов, каскадеры, цирковые артисты, кино- и театральные художники, художники-постановщики кино и спектаклей, балетмейстеры именно российской школы искусств. Почему срочно?! – да потому что предыдущие выпускники уже являются ветеранами труда предпенсионного или пенсионного возраста.

Большая необходимость имеется и в подготовке и переподготовке учителей и преподавателей русского языка Монголии в профильных вузах России. Сегодня эта переподготовка едва теплится, держась только на 2-хинедельных летних школах монгольских учителей русского языка в Иркутском госуниверситете и в Институте русского языка имени А.С.Пушкина (большое спасибо за это представительству “Россотрудничества” в Монголии, РЦНК!). Требуется вывести на качественно новый современный уровень преподавание русского языка как иностранного в средних школах и вузах Монголии, осовременить программы, учебники, методические пособия для учителей и преподавателей, применять компьютерные учебные видеопрограммы по русскому языку, русской литературе, истории и культуре России, ввести дистанционное обучение русского языка для детей и школьников, живущих в худоне, вдали от аймачных и сомонных центров.

Российское среднее образование представлено в Монголии несколькими государственными и частными школами, ведущими обучение на русском языке. Это подготовительный факультет русского языка (работает в РЦНК), высшее образование РФ представляют филиалы РЭУ имени Плеханова и Бурятского госуниверситета в столице, Улаанбаатаре. Но всё это крайне недостаточно для формирования заметного слоя мотивированных монгольских абитуриентов, нацеленных конкретно для обучения в вузах России. Насколько я понимаю динамику ситуации на данный момент, пока обговаривается вариант открытия Центра Ломоносова (МГУ имени М.В.Ломоносова) и Центра российско-монгольских исследований(Высшая школа экономики при Правительстве РФ) при Монгольском государственном университете.

Источник

Как дипломат, который курировала вопросы образования и науки на дипломатической службе в Посольстве Монголии в РФ, я имею четкое представление, насколько велик научный и инновационный потенциал России, в том числе интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских институтов Академии наук России и прикладных научно-исследовательских институтов подведомственного значения. Почти 860 вузов и около тысячи научно-исследовательских институтов – это, конечно, громадная интеллектуальная сила, с которой считается весь мир! У Монголии есть много поводов, оснований и возможностей для того, чтобы воспользоваться этим соседским потенциалом! Монголия до сих пор «завязана» на России по многим направлениям, и не только на энергоносителях. Но и у России, у российских предпринимателей есть немало возможностей заработать в Монголии, не ограничиваясь безуспешными, к сожалению, пока попытками закупать монгольское мясо.

До горизонта, и далее

Вот далеко не полный перечень других вариантов монголо-российского сотрудничества: оно может развиваться в решении проблем, связанных с опустыниванием территории Монголии, в создании фермерских хозяйств по новым технологиям, в выпуске комплексных органо-минеральных удобрений, экологической реабилитации деградированных земель и водоемов. Есть перспективы по совместному выпуску экологически чистых витаминизированных и лечебно-профилактических продуктов питания и пищевых добавок, в производстве универсальных и тоже экологически безопасных средств дезинфекции, в строительстве зданий и сооружений, очистке бытовых и промышленных стоков, ресурсосберегающих технологиях, альтернативных источниках энергии и воды и т.д. и т.п. Представляется, что большое будущее для наших стран имеет развитие туризма, в том числе исторического (например, по мотивам Великого Чайного пути), культурного, экстремального, лечебного, шопингового и т.д.

В Монголии вся инженерно-техническая система жизнеобеспечения, вся инфраструктура современных жилых микрорайонов, школ, вузов, детских садов, библиотек, театров, конторских зданий, фабрик, заводов и пр. была рассчитана и построена, в основном, знаниями и руками советских специалистов. И теперь, когда встает проблема обветшалости жилых домов сталинских и брежневских времен, необходимости смены канализационных и других систем, реконструкции очистных систем города Улаанбаатар и других наших городов, увеличения мощности ТЭЦ, представляется наиболее благоразумным, по логике вещей, обратиться сначала к самим строителям этих объектов. А конкретно – к российским профильным организациям (строительным, к управляющим коммунальным компаниям и т.д.) для решения назревшей проблемы, и постараться договориться, чтобы сотрудничество было обоюдовыгодным. А уж монгол с русским договорятся, если есть желание, чтобы там ни говорили. Тем более, как считают все, у нас в менталитетах много схожего.

Нынешнее руководство Монголии придает большое значение развитию сотрудничества между Монголией и РФ. Большой потенциал имеет создание совместных и дочерних предприятий малого и среднего бизнеса между нашими компаниями, особенно создание совместных предприятий малого и среднего бизнеса в приграничных зонах, а также в Свободной экономической зоне в Алтанбулаге, на границе с РФ. Правовые основы ведения бизнеса в Свободной экономической зоне приняты законотворческими органами Монголии и ждут своего претворения с 2018 года. Уверена, что эффективное двустороннее сотрудничество наших стран придаст заметный импульс будущему развитию Большой Евразии.

Цэрэнчимэд САЙНСАНАА, член Российско-Монгольского Делового Совета.

БИОГРАФИЯ

Цэрэнчимэдийн Сайнсанаа родилась в 1963 году в г. Улан-Баторе. Закончила на «отлично» специализированную среднюю школу №23и в 1981 году поступила в Московский педагогический госуниверситет им. В.И.Ленина на физический факультет, закончив его в 1987г. по специальности “физика, астрофизика,преподаватель физики”.Параллельно получила диплом преподавателя русского языка в МПГУ и сертификат о высшем политическом образовании в МГУ имени М.В.Ломоносова. С 2002 по 2005 годы училась на Высших курсах переводчиков английского языка Института иностранных языков и культуры Монгольского госуниверситета, получив диплом переводчика английского языка.С 1987 по 1995 годы работала преподавателем физики в Монгольском педагогическом госуниверситете, в институте Физики и технологии на кафедре физики. С 1995 по 1997 годы работала приглашенным профессором русского языка в Институте монгольского языка и культуры в городе Хух-Хото, в Автономном районе Внутренней Монголии КНР. В 1999-2014гг.работала методистом в отделе последипломного образования МонГУ,С октября 2014- гопо ноябрь 2017- го гг. работала III-м секретарем в Посольстве Монголии в РФ, курирующим вопросы науки и образования. Исследует вопросы истории цивилизации, науки, образования и истории Монголии и монголов. Награждена знаком передового работника системы образования Монголии, орденом “Полярной звезды” Монголии, орденом “Звезда суверенитета” Монгольского демократического союза, медалью “За заслуги в воспитании молодого поколения” Монгольского студенческого союза, памятной медалью “К 300-летию М.В.Ломоносова”(РФ).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся