ЕАЭС как новая экономическая реальность: возможности для бизнеса и государств участников
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана стало крупным геополитическим событием мира, который, охватив более 85% территории бывшего СССР, наметил ориентиры для будущего Единого экономического пространства. ЕАЭС создает общий рынок, и совокупный объем ВВП этого рынка превышает 4,5 трлн. долларов.
Согласно договору о создании ЕАЭС, на территории союза обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Кроме того и языковое единство — по-прежнему могучая основа евразийской интеграции.
От вступления Кыргызстана в ЕАЭС выигрывает и бизнес, который получает доступ к емкому товарному рынку. Это стимулирование развития национальной экономики и благоприятные возможности доступа бизнеса КР к традиционным рынкам (бывшего СССР).
В первую очередь, создается условия для восстановления производства, создания новых рабочих мест, возможности вывода из «тени» части экономики и финансовой сферы и, как следствие, увеличение доходной части бюджета Кыргызстана. А это, в свою очередь – и улучшение делового климата, и рост инвестиционной привлекательности страны, и укрепление всей общественно-политической системы КР.
Став полноправным членом ЕАЭС Кыргызстан получил доступ к большой ресурсной базе на беспошлинной основе. Кроме того, значительно расширяются возможности для хозяйственно-промышленной кооперации.Исчезновение таможенных преград приведет к свободному обороту продукции между членами Союза, и даст возможность восстановить связи между предприятиями братских республик, расторгнутые в 1991 году.
Для маленькой страны это интеграция благоприятно, потому что в мире глобализации развиваться в закрытой экономике с небольшим объемом рынка ущербно и фактически невозможно. На страны Союза приходится 40% всех внешнеторговых сделок республики. Главный торговый партнер — Россия: 27,1% внешней торговли. На втором месте Казахстан — 11,9%. С Беларусью торговые отношения пока плохо развиты — 1,6%. Поэтому предстоит это показатели улучшить и углублять интеграционные процессы. Кроме того, экономики стран ЕАЭС работают в взаимной зависимости, что придется проводить скоординированную политику, особенно в период девальвации рубля.
Сейчас Кыргызстан уже рассматривается не как отдельная маленькая страна с шестимиллионным рынком, а как часть большого единого экономического пространства ЕАЭС. Однако, на рынок в 6 миллионов населения крупные предприятия не зайдут. А мы хотим, чтобы здесь тоже шла индустриализация. Впрочем, есть человеческий ресурс. Да, зарплаты у нас в 3-4 раза ниже, чем у наших партнёров. В России — больше 900 долларов, в Казахстане — 700, у нас — всего 230. Низкие доходы определяют неудовлетворительное здоровье, низкое образование и производительность труда и, в конечном счете, обуславливают сохранение бедности. Это нам в минус.
В составе ЕАЭС Кыргызстан ставит перед собой цели - обеспечить устойчивое развитие, провести модернизацию экономики, сократить разрыв в развитии с другими странами ЕАЭС. Следует отметить, что в отличии других членов союза Кыргызская Республика (КР) находится на уровне отстающего и догоняющего.
В этой сфере работает Евразийский банк развития (ЕАБР).
Интеграционные процессы государств ЕАЭС позволяет поднять низкий уровень валового внутреннего продукта (ВВП) КР на душу населения (свыше 1200 долларов США), который по сравнению с соседним Казахстаном на десять раз меньше, а от аналогичного показателя РФ меньше на двадцать раз.
Это говорит о незамедлительном решении вопроса интенсификации сельскохозяйственного и промышленного производства, т.е. реальных секторов экономики КР. В настоящее время основную структурную составляющую народного хозяйства Кыргызской Республики (КР) составляет сельское хозяйство – 25 %, а 43% приходиться на торговые отношения и услуги, 5–7% связаны с финансовым сектором, 20% направлены на развитие страны.
Такая структура народного хозяйства и отставание уровня ВВП таят опасность разрушения экономических, социальных и политических основ кыргызской государственности и должна будоражит умы власть держащих, и заставить сделать вывод: существующий порядок вещей нужно изменить, причем изменения эти должны быть коренными и всеобъемлющими.
У Кыргызской Республики есть преимущества, в первую очередь - дешевая электроэнергия и трудовые ресурсы. Законодательная база в КР тоже довольно либеральная, неплохая финансовая система. Налог на прибыль всего 10%, НДС - 12%.
КР вступает в ЕАЭС "на очень хороших условиях", отмечал недавно президент страны Алмазбек Атамбаев. Для ускорения интеграции в ЕАЭС, в частности для обустройства границ, КР будет выделено 300 млн. долларов. Также будет создан киргизско-российский фонд развития с капиталом в 1 млрд. долларов. Выделение такой помощи – необходимость. Кыргызстан – государство со слабой экономикой, разорванной на сегменты социальной сферой, и ее поддержка на этапе переходного периода является не просто справедливым, но и рациональным шагом.
Как видно, членство КР в ЕАЭС открывает путь капиталу ЕАЭС на местный рынок, что влечет за собой рост числа совместных предприятий. Для КР, занимавшейся в основном реэкспортом китайских товаров, возможность создания собственной дееспособной промышленности и агропромышленного комплекса – важный шаг в развитии страны.
Вступление КР в ЕАЭС дает шанс восстановить известные в странах ЕАЭС конкурентоспособные отрасли: производства тонкорунной шерсти- мериносных пород овец, ароматизированных сортов табака -Дюбек, хлопка, сухофруктов, овощей, бахчевых (дыни и арбуз), меда, ореха, мясо-молочной продукции, а также новой экспорториентированной продукции- фасоли, т.е. восстановления всего экспортного потенциала, который был ранее достигнут в рамках единого союза братских народов. Нам предстоит вести работы по реанимации семеноводства сельскохозяйственных культур, особенно семеноводства овощных растений, люцерны, без высадочной сахарной свеклы и этому благоприятствуют почвенно-климатические условия Кыргызстана.
Став членом ЕАЭС, наше государство должно инициировать кардинальные изменения в аграрной политике, дабы добиться достаточного финансирования сельскохозяйственной отрасли и открыть путь к рынкам ЕАЭС. Необходимо также обновление базы сельскохозяйственной техники и технологий, используемых в сельском хозяйстве.
Вышеназванные наши экспортные возможности представляет большую актуальность при введении санкции на продовольственные товары в Российскую Федерацию (РФ) из стран Европейского союза (ЕС) и требует мобилизация внутренних резервов, способностей и потенциалов Кыргызстана.
Членство в ЕАЭС стране на первых порах позволяет создать экономику, которая опирается на сервис, производство и аграрный сектор. Банк развития ЕАЭС намерен выделять КР определённые средства для субсидирования экономики с той целью, чтобы на рынок ЕАЭС поставлялись нужные товары. Проблема в эффективном освоении этих средств кыргызской стороной. Все наслышаны о коррупции, нецелевых тратах и затягивании процессов в КР. ЕАЭС открывает перед КР большие возможности, но это именно возможности, которые надо ещё суметь использовать. КР необходимо видеть тренды, и развиваться в рамках Евразийской действительности.
Перспективы развития производственного сектора в рамках ЕАЭС велики. В начале, естественно, будут развиваться те отрасли, которые уже имеют наработанный потенциал: лёгкая промышленность, агропромышленный комплекс. Именно здесь возможно увеличение экспорта в Россию и Казахстан.
Возрождения производственного сектора КР прямо с этого года, конечно, не произойдёт. Потребуется предварительно создать проекты, инфраструктуру и привлечь инвестиции. Тем не менее, перспективные отрасли для инкорпорирования в производственные цепочки ЕАЭС есть: для начала это швейная и пищевая промышленность, потом — горная добыча (отмечу, что речь идёт не о золоте, а о ряде редкоземельных металлов), металлургия, различные виды энергетики (не только гидро-).
Основные проблема восстановление разорванные между нашими предприятиями связи, мелкотоварность производства, а также оформившаяся система неформальных платежей (взяточничество). Так, можно было бы выгодно в России продавать кыргызскую фасоль — в некоторых областях РФ она пойдёт даже с двойной наценкой.
Главное — обеспечить централизованную закупку на территории республики. В этой связи актуальной задачей становится использование капиталов, высвобождаемых из сферы реэкспорта, для создания акционерных обществ, которые могли бы заниматься и производством аграрной продукции, и её хранением, и её продажей.
Однако, мы должны помнить, что Кыргызстан с мелкотоварностью и невысокой технологичностью своего производства всё же имеет шанс в виде четырёх свобод Евразийского экономического союза: свободы перемещения товаров, трудовых ресурсов, капиталов и услуг. Нужно понимать, что мы идём в сферу конкуренции, хотя и в дружественные страны. Придётся трудиться, потеть — и наши глаза должны гореть!
Придется конец ущербной модели экономического развития КР, основанная на транзите и реэкспорте китайских товаров и добыче драгоценных металлов. Свыше 80% товаров, завозимых из КНР в КР следом реэкспортировались в страны ЕАЭС. Реэкспорт китайских товаров для Кыргызстана — это уже закрытая тема. Тем более, что часть этого потока уже перетянул на себя Казахстан.
Другой плюс — свободное передвижение трудовых мигрантов, когда создаются условия для свободного перемещения трудовой силы по территории стран ЕАЭС. Это позволит гражданам Кыргызстана, осуществлять трудовую деятельность в странах ЕАЭС на более конструктивной основе. Как в психологическом аспекте, так и в плане совершенствования нормативно-правовой базы, способной обеспечить полноценное их пребывание: трудоустройство, размер оплаты труда и вопросы социального страхования. Будут признаваться дипломы. Граждане КР смогут получать в ЕАЭС статус резидента: им необходимо будет только зарегистрироваться — так же, как, например, работающим в Москве жителям Тверской области РФ. Ещё один момент — это увеличение инвестиций в горную добычу, энергетику, машиностроение и лёгкую промышленность Кыргызстана.
Появляются возможности прихода на рынок Кыргызстана, крупных финансовых институтов стран ЕАЭС. С более низкими процентными ставками за пользование кредитами, а также, с более длительными сроками их возврата. Это обеспечит населению и корпоративному сектору республики доступ к финансовым продуктам, с более приемлемыми для них условиями (кредиты для бизнеса, ипотека, потребительские кредиты и т.д.).
В условиях оздоровления экономики и формирования условий для прихода инвестиций, получит долгожданное развитие туристическая инфраструктура республики, особенно регионы Прииссыккулья и распространения естественных орехово-плодовых лесов (отели, логистика). Вкупе с признаками политической стабильности, это обеспечит туристические потоки из стран ЕАЭС, в необходимом объеме, для формирования оптимального соотношения такой характеристики национального туристического продукта, как «цена-качество».
Таким образом, ЕАЭС как новая экономическая реальность создает большую возможность для бизнеса и реального сектора экономики Кыргызской республики.