Место России в многополярном мире

Кот д’Ивуар и Россия: богатые страны тоже плачут. Но было бы из-за кого...ЧАСТЬ 2

13 марта 2013
Распечатать

     В политических интригах была замешена и межнациональная рознь, что подчеркивает  еще раз статус национализма, прежде всего, как инструмента публичной политической борьбы. Вероятность возникновения конфликтов на этой почве присутствует и в будущем любой многонациональной страны. Особенно, учитывая настолько полярный религиозный состав населения как Кот-дИвуара, так и России. Как пишет Игорь Бунич в своем образном и живом труде «Меч президента» о двух политических лидерах-националистах: «Баркашов  был  хорошо  осведомлен о  том,  что  произошло в  стране  за последние 12 часов,  и в течение  ночи успел проконсультироваться со многими лидерами правых,  ультраправых и откровенно фашистских группировок,  к числу которых  принадлежала и возглавляемая  им РНЕ. Все:  и "Память" Васильева, и "Отечество"  Корчагина, и  "Русская  партия"  Стерлигова, и  "Республиканцы" Лысенко, да и он сам - единодушно решили не ввязываться в конфронтацию между одинаково ненавистными "жидами" Ельцина и "придурками" Руцкого, Хасбулатова. Пусть грызутся между собой. Наш час еще не настал! Но он грядет». Нечто похожее и происходило с верхушкой политической элиты далекого африканского государства, которое, казалось бы, не имеет ничего общего с Россией. Или вот выдержка из типовых будней Москвы 1992 года: «В июне 1992 года Анпилов  испытал свое воинство в условиях, максимально приближенных к боевым, если выражаться военным языком. Он повел толпу па штурм телестудии "Останкино"  под  нехитрым лозунгом "Бей жидов!", "Долой жидовское телевидение!", "Убирайтесь в Израиль!" и тому подобное. Лихие  "анпиловцы"  с  упоением  лупили  своими  лозунгами  и фанерными портретами  великих  вождей  милиционеров  и  работников телевидения. Плевали  в лица  проходящим на работу дикторшам  и ведущим, чьи миловидные облики знала вся страна. Стекла студии сыпались  под градом камней. НО ВЛАСТИ НЕ СТРЕЛЯЛИ. Несколько дней продолжалась оргия у главной телестудии страны. На  крытых,  армейского типа,  грузовиках  беснующейся толпе  подвозили водку. По этой причине и по причине полной безнаказанности ряды "анпиловцев» росли, формируясь у Рижского вокзала в колонны и двигаясь нестройными рядами к месту боя».

 

        Ведь, и президент Лоран  Гбагбо официально вступил в должность и, имея мощную оппозицию на этническом базисе, в течении двух лет активно прессинговал «северян», регулярно употребляя националистическую риторику и много выступая на тему «засилья» и «оккупации» земель истинных иворийцев мигрантами, чем поспобствовал дестабилизации межэтнических отношений в стране, где от 20 до 30% населения составляли мигранты из соседних государств региона, и при этом до конца 90-х гг. ХХ в. не наблюдалось межэтнических конфликтов.

 

      Таким образом, последовавшая политической нестабильности гражданская война 2002-2007 гг. в Кот д'Ивуар явилась логичным следствием политики местной администрации, которая с 1960-х по 1980-е гг. охотно приглашала трудовых мигрантов, а в 1990-е гг. систематически поощряла межэтнические трения. На развитие ситуации оказали большое влияние гражданские войны в Либерии и Сьерра-Леоне и позиция Буркина-Фасо, оказавшей важную помощь одной из фракций конфликта. Схожие политические процессы можно было и наблюдать в «новых домах» наших соседей по СНГ…в некоторых странах они тянутся до сих пор. (Кстати, что касается государства Буркина-Фасо (в то время называлась Верхняя Вольта). Почему-то именно с этой страной по одним источникам М.Тэтчер, а по другим Г.Шмидт сравнивали СССР, называя Советскую Родину «Верхней Вольтой с ракетами». Кем же тогда можно было назвать колониальную Англию или нацистскую Германию? Ну это не сегодня, это тема для отдельного блога).

 

     Что касается преступлений против человечества, в которых был обвинен бывший президент Гбагба в Гааге в 2011 г, то стоит отметить события 19 сентября 2002 г., когда состоялась уже третья по счету за три года попытка переворота, в которой участвовало более 800 военных, в столице в течение нескольких часов мятеж подавили. Какой ценой? Ценой 270 убитых и более 300 раненых… Вслед за тем состоялось прочесывание трущоб по окрестностям столицы. Президент Гбагбо, в момент переворота отсутствовавший по случаю визита в Италию, лично призвал уничтожить все «quartie precariers», кварталы бедноты, обычно укомплектованные по этническому признаку, как «рассадники наркотиков и измены», хотя в Абиджане (экономической столице страны) в таких районах проживало около миллиона человек. Власти не извещали о карательных акциях, а сносили строения в кварталах часто среди ночи, поскольку сжигание привлекало ненужное внимание и не всегда было возможным из-за дождей. «Мероприятия» такого рода продолжались до середины октября. Еще в начале и середине лета в этнически смешанных ареалах наблюдались столкновения партийных группировок и этнических групп. Все это вызвало поток беженцев с юга на север и обострение обстановки в сельской местности, где традиционно в массовом порядке нанимали на работу мигрантов из Буркина-Фасо и других стран региона, в том числе и на правах долгосрочных арендаторов, а теперь началось размежевание по этническому признаку.

          События сентября повлекли начало гражданской войны. На севере сформировались «патриотические силы Кот д’Ивуар» во главе с Гильомом Соро, объявившим себя генсеком организации, опиравшейся на этносы севера страны, в основном исповедовавшие ислам. На территории его страны повстанцы также вербовали пополнение, в Бобо-Диуласо (крупный город в Буркина-Фасо, кстати, переводится как «родина честных людей») рекрутам предлагали 15-40 тыс. кфа ($27-40) плюс бонус за каждый взятый город. Прибывали наемники из других горячих точек региона (Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия). В целом на театре военных действий наблюдается странная картина соотношения потерь и раненых\пленных, а именно странно малое количество последних, поскольку их пытали и убивали – например, путем выдачи в голом виде на расправу толпе, «чтобы каждый причинил им ущерба в соответствии с преступлениями пойманных против народа». Соответственно, и наоборот: попавших к повстанцам участников правительственных сил, к примеру, тащили за машиной несколько километров, а потом забивали насмерть. Правительственная сводка по этому поводу гласила, что «негодяи-колонизаторы» поубивали 64 человека и ранили 1500.

         А вот зарисовки писателя И.Бунича о Москве 1993 года: «Горящий Белый Дом, грохот танковой артиллерии, расстреливающей этот дом прямой  наводкой,  трупы людей на площади, трупы в Белом Доме, возглас  Клер Шифман с боевого поста "Си-Эн-Эн" на крыше высотного дома: "Боже мой!" когда американцы получили информацию  о пятистах убитых  в здании,  вопли Руцкого, призывающего  авиацию  бомбить Москву, арест  руководителей  "парламентского мятежа" и многое другое навсегда останутся в памяти тех,  кто это видел, как очередная  и не  самая трагическая  страница в кровавой российской  истории. Новым во всем этом деле  было то, что  впервые русские убивали  русских  при стечении огромного  количества  зевак, пришедших  на эту  трагедию,  как  на какое-то небывалое  театральное шоу.  Под пулями  и осколками,  восхищаясь и сопереживая, стояли  женщины с колясками, пожилые люди, гуляющие с собаками, школьники  целыми  классами,  туристы  и  много  прочего люда,  -  обобщенно именуемого зеваками. Торговали ларьки, работали  магазины, падали чуть ли не под  аплодисменты  и  крики  восторга  убитые  и  раненые,  танковые снаряды рикошетом залетали в окна жилых домов,  сыпались стекла в посольстве США, по которому с особым удовольствием палили с обеих сторон, выли сиренами "скорые помощи", не успевая эвакуировать раненых, убитых складывали на газонах. "МЕЧ ПРЕЗИДЕНТА" рубил все вокруг по-русски, от души».

       Потом вмешалась французская авиация (это я уже про Кот-дИвуар), в корне изменив ход гражданской войны. Общие затраты на войну к маю 2003 осторожно оценивались в 177 миллионов долларов. Точные цифры жертв неизвестны, но с 2002 по 2005 г. число погибших оценивается в 3000 человек.

      Таким образом, властные группировки в ходе типового политического конфликта и борьбы за власть использовали в качестве политических манипуляций все что угодно, в том числе и межэтническую рознь (которой заметим никто не знал в обеих странах в течение десятков лет, пока мы жили при «проклятом» авторитарном режиме), втягивая все население страны, при участие наемников, в гражданскую войну. Однако, и наемники наемникам рознь. Но мотивация у них часто одна – экономическая. Про наемников периода беспорядков 1993 года в Москве, вот что пишет ранее цитируемый автор: «Имея  огромные  фонды,  Анпилов  мог  навербовать  подобных  людей   на "многотысячные народные демонстрации"  под  любыми флагами  и  лозунгами.  В начале каждому  платили  от 25 до  50 рублей. Как  обычно, из  толпы  быстро выделились прирожденные  лидеры и  "особопонятливые",  которые  сразу  стали получать больше. По  мере  инфляции  "гонорар" повышался, и к маю  1993  года  некоторые активисты  уже за разовую  акцию получали до 20 тысяч рублей. В толпе бомжей можно было растворить небольшие, но хорошо обученные группы профессиональных уличных  бойцов,  которых  особо отбирала специальная служба,  открытая  при Фронте  национального  спасения  и  напечатавшая   по   этому  случаю   даже специальные анкеты для лучшего отбора. Все бродяги имеют  склонность к спиртному… по какому-то  сценарию  "анпиловских" бомжей  решено было покрошить из автоматов именно в подобной ситуации, а затем уже разобраться с остальными».


         На примере недавней истории Кот д'Ивуар и России (используя научные материалы и художественные зарисовки наших уважаемых авторов-источников) можно увидеть как  государства, преодолевшие длиннейший путь от первобытности до экономического лидерства, могут очень легко скатиться в пропасть той же самой первобытности с полным набором смутного времени: криминалом, нищетой и гражданской войной. Только ли это потому, что мы не чтили древнейших основ политической науки? Потому, что превращали цивилизованную политическую конкуренцию лидеров-интеллектуалов – в вооруженную разборку отмороженных политиканов? Все-таки, не нужно пренебрегать этой, пусть и сложной, системой политических институтов со всей ее динамикой и многогранностью. Стоит задуматься над тем, что легитимность власти порой важнее для простого народа, нежели неистовое честолюбие лидера. А если он еще и несет с собой смуту и для того, чтобы сохранить трон не чуждается стравливанием собственного народа, то стоит ли такой политик слез своей страны? И, вообще, политик ли это?

 

 

 

Василий НИКУЛЕНКОВ, кандидат исторических наук, молодежный министр иностранных дел G8&G20, руководитель Красноярской Модели ООН http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/130721/   ; http://vnikulenkov.jimdo.com/

 

Источники:

  1. Портал военной истории В.Носова
  2. Справочник стран, Кот-д’Ивуар
  3. Вести.24, Лорана Гбагбо перевезли в Гаагу 30.11.2011.
  4. И. Л. Бунич. Полигон Сатаны. Сборник. - Санкт-Петербург: "Шанс", 1994

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся