Блог Николая Марчука

Инструменты мягкой силы Испании и социально-гуманитарная политика в Латинской Америки

27 декабря 2021
Распечатать

Сегодня Испания, несмотря на комплекс политических и экономических проблем — одна из крупных экономик Евросоюза. Будучи страной с богатым историческим прошлым, Испания после серии затяжных политических и экономических кризисов стремилась восстановить и развить отношения с близкими по культуре и языку странами Латинской Америки особенно после демократического транзита и завершения диктатуры Ф. Франко. Поэтому одной из особенностей современной внешней политики Испании можно назвать развитие и расширение ее отношений с бывшими колониями, странами Латинской Америки, чтобы закрепить за собой в международных отношениях роль моста, связывающего Латинскую Америку с Евросоюзом, частью которого Испания является с 1986 года.

В связи с этим надо учитывать, что основной упор Испания по продвижению своего имиджа и влияния в Латинской Америке делает не на экономические инструменты влияния. Необходимо понимать, что экономические связи между Испанией и Латинской Америкой относительно низки. Так в 2019 году экспорт Испании со всеми странами Латинской Америки составил 2,86 % от совокупного экспорта пиренейского королевства, а импорт также не превысил 3%. Однако стоит отметить, что в совокупности страны Латинской Америки занимают 4 место по объему инвестиций в Испанию. В свою очередь Испания на 2018 год занимала 1 место по объему прямых иностранных инвестиций в Аргентину; в Мексику, Боливию, Колумбию, Парагвай 2-е место и 8-е в Бразилию. Поэтому можно сказать, что экономические связи между Испанией и регионом еще развиваются, но в плане инвестиций страны Латинской Америки для королевства имеют особое значение.

marcaespan_a.jpg

Источник: paralalibertad.org

Инструменты мягкой силы Испании за рубежом

В контексте мягкой силы Испании начать необходимо с испанских проектов, которые не привязаны к одному конкретному региону, а направлены в целом на продвижение положительного образа Испанского королевства за рубежом. Одним из таких следует назвать «Бренд Испания» (Marca Espana). Страна запустила этот проект в 2002 году. Миссия состояла в том, чтобы показать истинное лицо страны — это экономический потенциал, технологические ноу-хау, человеческий капитал и влияние ее транснациональных компаний. Второй план Marca España на 2014 год дополнительно определил цели и приоритетные направления деятельности: общественная и экономическая дипломатия, язык и образование, культура и наследие, туризм, гастрономия, мода, НИОКР, спорт и вооруженные силы. В нем вводятся некоторые новшества, примечательными из которых являются углубленное изучение позиции в основных международных рейтингах и индексах, как глобальных, так и отраслевых. Основываясь на полученных результатах, Marca España создала подробную картографию сильных и слабых сторон своей страны.

В 2018 году проект был переименован в “Глобальная Испания” (Espana Global). Изменения были вызваны многочисленными критическими замечаниями по поводу недостатка правового регулирования, контроля над бюджетом и в совокупности малой эффективности проекта, так как он был не в состоянии выражать реальные интересы страны. В связи с этим министр иностранных дел Испании Жозеп Боррель предложил реформировать структуру и систему управления проекта и наделить ее собственным бюджетом, чтобы «представить Испанию такой, какая она есть, полной демократией». Связано это с ухудшением имиджа Испании, что было отчасти вызвано, например, каталонским сепаратизмом. В октябре того же года “Espana Global” получил статус Государственного секретариата (заместителя министра) и был полностью интегрирован в Министерство иностранных дел. Вместе с тем, следует отметить, что этот проект использовался и для активизации испанской̆ экономики. Поэтому руководство страны стремилось максимально эффективно проводить политику «испанской̆ марки» [1].

Нельзя не упомянуть и еще одного важного игрока, который участвовал в Marca España — Королевский институт международных и стратегических исследований Элькано (Real Instituto Elcano de Estudios Internacionales y Estratégicos, RIEEIE). Представляет собой частный фонд, который состоит из различных советов и государственных агентов, включая сотрудников Министерства культуры, Министерства иностранных дел и Министерства экономики. Являясь мозговым центром, он призван генерировать идеи о разработке политики, в первую очередь внешней и анализировать имидж Испании за рубежом [2]. Кроме того, RIEEIE взяла в качестве своей миссии изучение стратегических интересов Испании и сообщала об этом испанским СМИ и различным игрокам через документы, форумы и конгрессы [3]. С точки зрения создателей данного проекта RIEEI должен быть частью сети общественной дипломатии, в которую входят и Институт Сервантеса, и Государственное общество внешней культурной деятельности (Seacex), международный и Ибероамериканский Фонд государственного управления и государственной политики или Фонд Каролины, а также другие институты и организации гражданского общества, которые “плетут сетку, чтобы облегчить ведение внешней политики и адаптировать ее к глобальному миру с множеством сценариев и субъектов” [4].

Вместе с тем внедряются постепенно и инструменты мониторинга и оценки. Примером таких инструментов выступает MESIAS (Marca España Applied Intelligence and Follow - up System). MESIAS — это независимый аналитический центр по разведке национального бренда без идеологической предвзятости и государственного финансирования, задача которого заключается в комплексном мониторинге состояния и эволюции бренда Испании во всех его измерениях и выработке стратегических рекомендаций по укреплению его конкурентного позиционирования.

При поддержке МИДа Испании был создан функционирующий в 45 странах Институт Сервантеса. Он является государственным учреждением, созданным для повсеместного содействия преподаванию, изучению и использованию испанского языка и распространению испаноязычной культуры и испанского языка за рубежом.

Социально-гуманитарная политика Испании в Латинской Америке

Можно выделить несколько инструментов испанской внешней политики, направленных на расширение влияния Испании в Латинской Америке. Будут представлены примеры инструментов, которые осуществляются правительством Испании напрямую, на уровне Ибероамериканского проекта, и частными испанскими корпорациями.

Следует начать с такого важного проекта как Фонд Каролины (Fundación Carolina), который был создан с целью развития культурных связей и сотрудничества в области образования и науки между Испанией и странами Иберо-американского Сообщества Наций. В рамках этого Фонда существует несколько Инициатив, в которые входят различные программы как по лидерству, так и публичной дипломатии. Благодаря этому фонду примерно 1/3 участников на данный момент занимают должности руководителей, а 99% рекомендуют Фонд Каролины в качестве эталона для продолжения и совершенствования своего образовательного процесса. В общей сложности в период с 2001 по 2019 годы для финансирования программ Фонда было вложено около 163 миллионов евро.

Отдельно следует выделить проекты, реализуемые по линии Ибероамериканского Сообщества Наций и курируемых Ибероамериканским Генеральным Секретариатом. Так ибероамериканское сотрудничество основано на интенсивной деятельности четырех институтов, действующих в этой области на протяжении десятилетий:

1. Ибероамериканская организации образования, науки и культуры;

2. Ибероамериканская организации социального обеспечения;

3. Ибероамериканская организации по делам молодежи;

4. Конференция министров юстиции Ибероамериканских стран.

Целью ИОО является содействие межправительственному сотрудничеству между государствами-членами, прежде всего в области образования, науки, техники и искусства. Его Генеральный секретариат находится в Мадриде. Финансирование операций и программ ИОО осуществляется за счет обязательных квот и добровольных взносов правительств государств-членов, а также частных культурных и образовательных учреждений и фондов. Среди основных его достижений можно выделить следующие результаты данной структуры в Ибероамерике: около 714 тыс. студентов смогли получить образование; примерно 98 тыс. преподавателей было обучено; 3410 конгрессов, конференций и других мероприятий было проведено.

Ибероамериканская организация социального обеспечения ставит своей целью улучшить экономическое и социальное благосостояние народов Ибероамерики и других стран путем содействия координации, обмену и использованию их взаимного опыта в сфере социального обеспечения. Штаб-квартира также находится в Мадриде. Среди результатов работы этой структуры можно привести, например, разработку проекта «схемы социального обеспечения сельских районов в рамках постконфликтного периода Колумбии» (в 2016 году была закончена гражданская война в Колумбии с леворадикальной группировкой FARC-EP).

Ибероамериканская организация по делам молодежи является международным органом, состоящим из 21 Иберо-американских стран, которые формулируют сотрудничество в области молодежи. Организация декларирует, что она работает над созданием условий, которые позволят молодым людям всесторонне развиваться, осуществляя это рука об руку с правительствами и в партнерстве с гражданским обществом, частным сектором и мировым сообществом. В основном данная структура занимается тем, что концентрируется на предоставлении различных стипендий и грантов молодым студентам и исследователям Ибероамерики. В качестве таких программ следует упомянуть, что уже в 2021 году организовывается совместная программа с Международным Университетом Риохи (Мексика), которая предоставила недавно очередные стипендии молодым исследователям из Ибероамерики.

Отдельно следует рассмотреть систему стипендий, предоставляемых банком Santander. Его организовывает испанский крупный банк Santander студентам и исследователям из многих стран мира, выделяя денежные ресурсы на стипендии для проведения исследований, курсов и обучение для тех, кто участвует в его программах и т. д. Банк сотрудничает со многими университетами как с испанскими, так и иностранными, например, есть совместная программа с MIT. Отдельного внимания стоит совместная программа Santander Erasmus. Стипендии Santander Erasmus направлены на развитие академического мастерства и содействие социальной интеграции и равным возможностям. Кроме того, они предлагают план обучения и трудоустройства до, во время пребывания за границей участников программы. Только одна такая программа рассчитана на более чем 2000 человек. Всего же на 2020 год предлагал 398 различных стипендиальных программ. Согласно официальной статистике банка, за 25 лет существования программы стипендии получили более 630 тысяч студентов, которые получили возможность обучаться в одном из 989 университетов партнеров.

Таким образом, можно заключить, что мягкая сила Испанского Королевства, в частности ее социально-гуманитарная политика, относительно успешная или, как минимум, крайне широкая и всеобъемлющая, особенно в направлении Латинской Америки в сфере образования. Поэтому для России испанский опыт в целом можно рассматривать как предпочтительный, особенно в образовательной сфере и оказании финансовой поддержки обучающимся в рамках социально-гуманитарной политики. Именно практики Испании в сфере образования, рассмотренные в данной работе следует обратить внимание. Так социально-гуманитарная политика России, преимущественно на постсоветском пространстве, может заимствовать опыт Испании и базироваться на нем, особенно на уровне различных академических программ с использованием ресурсов ведущих российских ВУЗов. Кроме того, следует порекомендовать испанский опыт создания систем оценивания в виде аналитических центров MESIAS, чтобы иметь специальную структуру, которая могла бы представлять рекомендации по улучшению имиджа России за рубежом.

[1] Лобанова Д. А. Публичная дипломатия Испании в странах Латинской Америки: принципы и институты. // Латинская Америка. 2019. №1. С. 10.

[2] Uldemolins J. R., Zamorano M. M. Spain’s nation branding project Marca España and its cultural policy: the economic and political instrumentalization of a homogeneous and simplified cultural image // International Journal of Cultural Policy. 2014. № 8. P. 8.

[3] Ibid.P.8.

[4] Morales San-Juan J. C. Los centros de pensamiento y su influencia en la política exterior y de seguridad// Universidad Nacional de Educación a Distancia. Madrid. p. 314.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся