Всё о флоте и судостроении

Продолжение "большого спора"

12 Марта 2013
Распечатать

Я много писал про авианосцы и часто повторял про существование в США перманентного "большого спора" о (не)целесообразности сохранения суперавианосцев в качестве "самого главного корабля" ВМС (ещё одна моя статья). Дискуссия вокруг будущего авианосной компоненты американского флота не прекращалась никогда, но в определённые моменты истории она разгоралась с большой силой. Можно выделить два основных этапа данного спора в новейшей истории - 1) конец 1980-х - начало 1990-з гг., когда закончилась эпоха биполярного противостояния, в США началось крупномасштабное сокращение военных расходов и была свёрнута программа строительства "флота в 600 кораблей", а военно-политическая стратегия стала переориентироваться на новые угрозы национальной безопасности; 2) конце 2000-х гг. - начало 2010-х гг., когда ситуация повторилась - вновь окончание длительных конфликтов в Афганистане и Ираке, вновь масштабное сокращение военных расходов, вновь пересмотр военно-политической стратегии. Этот второй этап продолжается и по сей день.



Отставной кэптен ВМС США Генри Хендрикс, соавтор известной статьи в Proceedings Twilight of the $UPERfluous Carrier и последовательный критик суперавианосцев, опубликовал новую работу в которой изложил своё видение бессмысленности сохранения авианосной компоненты в её нынешнем виде (издание Центра новой американской безопасности). В данной работе собраны старые доводы против суперавианосцев (стоимость строительства и эксплуатации корабля, кораблей сопровождения и авиакрыла, уязвимость, малый радиус действия, несообразность сложившейся стратегической ситуации и т.д.). Не менее хрестоматийна и предложенная альтернатива - ударные БПЛА, лёгкие авианосцы/УДК, подлодки с КРМБ.



Многие помнят, что предыдущая статья Хендрикса была дополнена в Proceedings статьёй кэптена Кристофера Мюррея, в которой он опровергал доводы Хендрикса и выступал в защиту суперавианосцев. Вот и сейчас ответ на новую статью Хендрикса не заставил себя ждать. Брайан МакГрат в блоге Information Dissemination раскритиковал доводы Хендрикса. Я не буду их перечислять, скажу лишь, что все эти контрдоводы столь же стандартны как и аргументы критиков авианосцев. Вы найдёте мало отличий между доводами различных сторонников и противников авианосцев сейчас и 20 лет назад. Важнее тот факт, что сейчас появилась "точка консенсуса" между сторонниками и противниками суперавианосцев - ударные БПЛА. Отвергая идею Хендрикса о необходимости отказа от суперавианосцев, Брайан МакГрат поддерживает идею о необходимости развития ударных БПЛА большого радиуса. Он даже отмечает, что быстро приближается день, когда будет разработан первый "суперБПЛАносец" специальной постройки.



Меня иногда спрашивают "Зачем нам изучать дискуссии, которые ведутся в США?". Ответ крайне прост. России нужен флот, но чтобы строить флот соответствующий реальным возможностям и потребностям, России нужно иметь адекватную военно-морскую стратегию и видение. В их основе будут лежать ответы на целый ряд ключевых вопросов. Один из них "Нужны ли России авианосцы?". Найти адекватный ответ на этот вопрос без анализа опыта и дискуссий, которые ведутся в нынешней морской сверхдержаве - невозможно. Таким образом, я рекомендую всем ознакомиться и с работой Хендрикса, и с ответом МакГрата.

Поделиться статьей

Текущий опрос

Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся