Россия и Евро-Атлантика. Блог Евгения Коренева

К вопросу о национальных интересах Российской Федерации в Евроатлантическом регионе

27 сентября 2020
Распечатать
На протяжении последних десятилетий РФ стремится выстраивать многовекторную внешнюю политику, стараясь усилить свои позиции в различных регионах мира. При этом особое место во внешнеполитической стратегии России традиционно занимает Евро-Атлантика. Это объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, географической близостью региона к российским границам, что с учетом наличия развитых транспортно-логистических коридоров облегчает торгово-экономический обмен с европейскими партнерами. Неслучайно, что именно Европа является основным рынком сбыта российских углеводородов. Во-вторых, тем, что исторически геополитические процессы, происходящие в Евро-Атлантике, в наибольшей степени влияют на национальную безопасность РФ. После окончания холодной войны Евроатлантический регион претерпел качественные трансформации. В первую очередь они затронули архитектуру региональной безопасности. За последние 25 лет НАТО существенно расширилась и вплотную приблизилась к границам РФ. Помимо этого, по инициативе США была запущена процедура ликвидации критически важных для безопасности региона международных договоров в сфере контроля над вооружениями (Договор по ПРО и ДРСМД). Это привело к серьезному изменению традиционного баланса сил в Евро-Атлантике. Россия с большим интересом и в определенной степени даже с настороженностью следила за геополитическими процессами в регионе, а российское руководство неоднократно довольно четко выражало свою позицию и по вопросу о расширении НАТО на Восток, и по другим актуальным проблемам региональной повестки дня, закрепляя ее и в документах доктринального характера. Пандемия коронавируса, протекающая на фоне беспрецедентной эрозии миропорядка, безусловно, внесет определенные коррективы в систему евроатлантической безопасности. Можно ожидать, что антироссийски настроенные силы в военно-политических кругах НАТО попытаются в очередной раз разыграть карту угрозы с Востока, чтобы увеличить расходы на ВПК. Вместе с тем с учетом того, что в настоящий момент возрастает количество совместных вызовов для России и Альянса, можно предположить, что при определенных условиях на Западе произойдет увеличение числа сторонников сотрудничества с Москвой, хотя это не значит, что их голоса будут услышаны лицами, принимающими решения. Все это заставляет задуматься над позиционированием РФ в регионе в ближайшем будущем. Для повышения эффективности внешнеполитической стратегии России на евроатлантическом направлении было бы целесообразно осуществить следующие меры: 1) Не допустить дальнейшего быстрого расширения НАТО за счет Финляндии и Швеции, а также стран Юго-Восточной Европы и постсоветского пространства в течение следующего десятилетия. Сегодня политика «открытых дверей» Альянса ограничивается лишь тем обстоятельством, что большинство государств, претендующих на вступление в НАТО, имеют определенные территориальные проблемы с соседями или замороженные конфликты на своей территории. В связи с этим Брюссель, например, старается урегулировать спорные вопросы по статусу Косово, устанавливая, по сути, контроль над сербской внешней политикой. При этом Россию стремятся отстранить от решения конфликтов на Балканах и на постсоветском пространстве, для того чтобы не допустить роста ее влияния в этих регионах. Безусловно, РФ не может использовать силовые инструменты для противодействия процессу евроатлантической интеграции, однако необходимо при помощи различных политических механизмов, включая инструмент общественной дипломатии, замедлять его. С учетом того, что НАТО с каждым годом утрачивает былую гомогенность, это может привести в обозримом будущем к торможению темпов ее расширения и даже к выходу отдельных членов из ее состава, что позволит России в конечном итоге снизить геополитическое давление Запада. 2) Добиваться восстановления полноформатной работы Совета Россия-НАТО для решения практических вопросов и запуска диалога между Альянсом и ОДКБ хотя бы для координации усилий на афганском направлении. К сожалению, взаимодействие между двумя организациями на протяжении длительного периода времени блокируется западными партнерами, несмотря на то, что оно могло бы дать довольно мощный синергетический эффект в области международной безопасности при сохранении самостоятельности каждой структуры на мировой арене. В 2014 г. Брюссель фактически в одностороннем порядке по политическим мотивам приостановил функционирование СРН в штатном режиме. В рамках данной структуры РФ и Альянс имели уникальную возможность обсуждать методы антитеррористической борьбы и даже реализовывать некоторые совместные инициативы в этой сфере. Кроме того, необходимость сотрудничества России и НАТО в области противодействия терроризму возрастает в условиях, когда в Афганистане усиливаются позиции боевиков ИГ, признаваемой в РФ террористической организацией, а США заключают соглашение с террористами из движения «Талибан», что в перспективе может способствовать возвращению талибов в Кабул. В такой ситуации Вашингтону, для того чтобы завершить очередной этап «афганской эпопеи» с наименьшими для себя имиджевыми потерями, может потребоваться определенная помощь со стороны Москвы для поиска компромиссов с частью местных элит в Афганистане. В свою очередь РФ заинтересована в стабилизации обстановки особенно на участке афгано-таджикской границы для сохранения своих позиций в Центральной Азии, и практическое взаимодействие с США также пошло бы ей на пользу. Способствовать сближению сторон в перспективе могло бы налаживание канала постоянной связи между НАТО и ОДКБ для решения на экспертном уровне ряда вопросов. 3) Повысить уровень координации усилий МЧС России и Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы. Это выглядит особенно важным на фоне пандемии, продемонстрировавшей всему миру необходимость тесного взаимодействия различных государств и международных организаций для поставки медикаментов и гуманитарной помощи. Сотрудничество можно было бы распространить на борьбу с лесными пожарами и наводнениями в Европе. Такое практическое взаимодействие помимо более эффективного кризисного урегулирования могло бы существенным образом повысить транспарентность в отношениях Россия-НАТО. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день евроатлантическое направление во внешней политике РФ является одним из приоритетных. В первую очередь это касается сферы безопасности, поскольку именно на этом региональном пространстве выстраиваются отношения с НАТО. В ближайшие годы России необходимо разработать комплексную стратегию поведения в Евроатлантическом регионе и реализовать ее, несмотря на активное противодействие, осуществляемое рядом государств. Это позволит РФ повысить собственную безопасность и сосредоточиться на решении долгосрочных задач социально-экономического развития, стоящих перед страной. Библиография 1. Асатрян Г. Соглашение США с талибами: признание провала американцев в Афганистане? 02.03.2020. Режим доступа: https://tass.ru/opinions/7876949 (дата обращения: 22.09.2020). 2. Заявление министров иностранных дел стран НАТО. 01.04.2014. Режим доступа: https://www.nato.int/nrc-website/ru/articles/20140327-announcement/index.html (дата обращения: 22.09.2020). 3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/ (дата обращения: 22.09.2020). 4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 22.09.2020). Евгений Коренев, кандидат исторических наук, старший преподаватель Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся