Московское молодежное отделение РОП

Как будут развиваться российско-американские отношения после выхода США из договора о ДРСМД

7 февраля 2020
Распечатать

Автор: Пель Мария Денисовна (pelmaria97@gmail.com), главный редактор блога Московского молодежного отделения Российского общества политологов, член российского научного сообщества по изучению культуры США, преподаватель Школы юного журналиста МГУ.

В феврале 2021 года заканчивается срок действия договора по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-3. Новый посол США в России Джон Салливан выразил надежду на продолжение конструктивного взаимодействия и принятие позитивных решений до завершения срока действия СНВ-3, последнего из документов, регулирующих стратегическое ядерное вооружение в мире. Сможет ли Салливан повлиять на улучшение отношений России и США в вопросах контроля над вооружениями и стратегической стабильности?

Выход Москвы и Вашингтона из ключевого договора о ядерном контроле в августе 2019 года усилил напряженность в мире. Ситуация вышла из равновесия, когда обе страны вышли из договора ДРСМД, который был сдерживающим фактором в вопросе разработки ядерного оружия после окончания Холодной войны. В новую эру современного оружия гонка перевооружений переросла в глобальный кризис, в который оказались вовлечены все мировые державы. Схема, по которой развивались события холодной войны, осталась прежней, однако геостратегическая арена в настоящее время гораздо более разнообразна и опасна, чем в годы кризиса между капиталистическим западным блоком во главе с США и коммунистическим Восточным блоком, возглавляемым Советским Союзом. Теперь в игру вовлечены Китай, Израиль, новые ядерные державы Индия и Пакистан; Северная Корея, обладающая ядерным оружием и ракетами большой дальности. "Опасность использования ядерного оружия сейчас несколько выше из-за присутствия стольких многих других людей не международной арене", — так прокомментировал сложившуюся ситуацию член совета по науке и безопасности группы Роберт Латифф. По мнению сотрудника вашингтонского Центра по контролю над вооружениями Александры Белл, нынешняя ситуация может стать повторением в XXI веке новой, хотя и более сложной, "холодной войны вооружений". "Однажды нам удалось вырваться из ядерной пропасти, но в следующий раз может не повезти”, - сказала она, ссылаясь на события 1987 года.

Напряженность между Москвой и Вашингтоном вызвала бурную мировую реакцию. Министр экономики Германии Питер Альтмайер заявил, что, хотя он и хочет, чтобы соглашение, подписанное почти три десятилетия назад, оставалось в силе, не исключена возможность, что после выхода США и России из договора РСМД его страна будет готовиться к перевооружению. В противном случае неспособность сделать это ослабит переговорную позицию Германии. Министр обороны Великобритании Гэвин Уилльямсон позже отметил, что Великобритания поддерживает решение Трампа о выходе из Договора. «Наш близкий и надежный союзник — конечно же, США. И мы будем полностью солидарны с Соединенными Штатами и попытаемся донести до людей четкую мысль, что Россия обязана уважать обязанности, которые она на себя взяла, подписав [ДРСМД]», – заявил он. Подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 году договор о ядерном оружии малой и средней дальности (РСМД) положил конец гонке вооружений и холодной войне. Тогда США и Советский Союз впервые взяли на себя взаимное обязательство не только ограничить свои ядерные арсеналы, но и уничтожить большую их часть. Они действительно избавились от почти 2700 ядерных боеголовок и целой категории наземных крылатых ракет средней дальности, однако в наши дни в арсенале обеих стран остается почти 8100 боевых единиц. Сейчас это оружие по-прежнему представляет серьезную угрозу. Новейшие ракеты способны достичь цели менее чем за десять минут, не оставляя при этом практически никакой возможности для реагирования потенциальному противнику. Это увеличивает риск глобального ядерного конфликта в случае ложного предупреждения о запуске ракет.

Начавшаяся новая гонка ядерных перевооружений, которая затронула все страны, в первую очередь подогревает взаимную неприязнь США и России по отношению друг к другу и вынуждает их постоянно демонстрировать свою военную мощь. Так, в марте 2018 года в своей ежегодной речи, направленной на поощрение патриотических настроений россиян, Владимир Путин представил вниманию общественности “непобедимую” гиперзвуковую ракету. Президент заверил, что ей не страшен противоракетный щит США и дополнил свои слова несколькими видео, на которых можно увидеть ряд боеголовок, направленных на Флориду, в штат, где Трамп часто проводит свой отпуск. Одну из таких гиперзвуковых ракет под названием «Авангард» Россия испытала в конце декабря прошлого года. Это был, по словам российского лидера, “новогодний подарок” для его граждан. Однако очевидно, что это скорее жест в адрес Вашингтона и американского президента, который позже заявил, что Москва нарушает ДРСМД наличием в своем арсенале другой крылатой ракеты SSC-8 (известной в России как 9M729). Ее Москва испытала четырьмя батальонами на двух базах к востоку от Урала, недалеко от Каспийского моря. Это оружие, по мнению президента США, испытывалось Россией с целью запугать Европу. И действительно в 2020 году на боевое дежурство в России вступили именно ракетные комплексы «Авангард». Они включают в себя управляемые гиперзвуковые ракеты, развивающие скорость в пять раз превышающую скорость звука. Это делает их перехват чрезвычайно трудным. США до конца 2020 года планируют провести четыре тестовых запуска собственных гиперзвуковых ракет в рамках военной программы. Такие ракеты, по данным агентства, могут летать со скоростью аналогичной российским аналогам, а также маневрировать.

Прогнозы

Постоянно растущая напряженность в связи с перманентным ростом оборонной промышленности США и России препятствует установлению между ними мирного диалога. Не случайно предшественник Салливана Джон Хантсман, покидая пост посла США в России, не скрывал своего разочарования относительно состояния двусторонних отношений. Примерное равновесие военных сил этих двух стран, а также размытость грани между нападением и обороной не позволяет сделать однозначных выводов о вероятности начала военного конфликта с применением ядерного оружия. Однако эксперты полагают, что именно в настоящий момент его вероятность наиболее высока и основные риски связаны с фактором случайности. В этой связи программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев заметил: «Представьте, если вдруг происходит какой-то технический сбой, происходит запуск ракет. В текущих условиях, если это межконтинентальная баллистическая ракета, есть время для того, чтобы по линии горячей связи предупредить о том, что это ошибка, это случайный запуск и так далее. А представьте, если у вас не двадцать пять минут, а несколько минут. Ничего нельзя будет успеть сделать». России необходимо учитывать факт милитаризации экономики США (так, бюджетный запрос на оборонные потребности, который Дональд Трамп предложил конгрессу на 2020 год, предполагает расходы в $4,7 трлн, в то время как в 2019 году эта цифра составила $686,1 млрд), проводить объективную информационную политику в военной политической сфере и, в частности, в такой ее важной составляющей как контроль над вооружениями. Важно активно использовать цифровую дипломатию: применять в информационно разъяснительной работе Российской Федерации конкретные данные о действиях Соединенных Штатов в рамках Договора о ликвидации РСМД и других договорных актов.

Библиография

1. Козин В. Ещё одна стратегия доминирования США. Новая концепция Пентагона пронизана духом агрессивности и воинственности»//Красная звезда, М., 2012.

2. Козин В. Перспективы реализации Договора о ликвидации РСМД 1987 года (Белая книга). Москва: Центр военно-политических исследований МГИМО. Изд-во им. Сабашниковых. 2017. С. 23-26, 53-54.

3. Кременюк В.А. Россия и США в новых международных условиях: асимметричное партнерство? М., 2005.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся