Блог проекта "Москва Наций"

Георгий Мирский: Ислам как фактор идентичности

26 августа 2013
Распечатать

В Махачкале (Дагестан) открылась выставка с реликвиями пророка Мухаммеда. Они доставлены самолетами из Саудовской Аравии. Ожидается беспрецедентное массовое паломничество мусульман. В чем привлекательность ислама и одновременно пугающая сила его радикализма? Почему мусульманская цивилизация не вписывается в процессы глобализации? – с такими вопросами портал «Москва наций» обратился к Георгию Мирскому, известному политологу, востоковеду с мировой славой, уникальному ученому, сферой профессиональных интересов которого являются исламский фундаментализм, палестинская проблема, арабо-израильский конфликт, международный терроризм, страны Ближнего Востока.

 

По мнению Г. Мирского, «ислам сейчас – самая сильная религия в мире. Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере». На Западе провели опрос на тему: «Играет Бог какую-то роль в Вашей жизни?». В Западной Европе, в одних странах примерно 30 процентов, в других - 40 - ответили положительно, в Соединенных Штатах – больше 70%. США – сегодня самая набожная страна. Если бы среди мусульман провели такой опрос, то, пожалуй, говорит эксперт, 90 с лишним процентов ответили бы положительно!

 

«Как-то я был в Узбекистане (в городе Наманган) на свадьбе,- рассказывает эксперт. Молодой парень, узбек, женился… на таджичке. Увидев мое изумление, он сказал, что «Все это не имеет никакого значения. Главное, что мы - мусульмане». Разве можно представить, что итальянский парень, женившись на испанке, подчеркнет: «Главное, что мы оба - католики». Или поляк, женившись на чешской девушке, отметит: «Важно, что мы - христиане»? Для мусульман их религия - это фактор идентичности». У мусульман есть международная организация, которая так и называется – Организация Исламского сотрудничества, цель которой - солидарность. Россия туда входит лишь на правах наблюдателя, а чтобы стать полноправным членом, нужно иметь в стране мусульманскую власть. Но можно ли себе представить международную организацию православной или католической конфессий? Понятие «мусульманская солидарность» объединяет людей самых различных рас. Когда происходят какие-то события, затрагивающие мусульман, то люди, живущие – одни - в Нигерии, другие - в Индонезии, ощущают некую солидарность. Например, что им Палестина, когда никто из них там не был, кроме паломников? Тем не менее, это – общее мусульманское дело. То есть, есть определенные вещи, которые присущи всему мусульманскому миру. Более того, число мусульман растет: их уже почти полтора миллиарда, сообщает эксперт. Кстати, ислам запрещает прерывание беременности, это абсолютно недопустимо: сколько детей Аллах посылает, столько и нужно иметь, и нечего тут мудрить. В Италии, католической стране, это тоже недопустимо, но люди обходят запрет.

 

За последние 20 лет многие европейцы из христиан переходят в ислам, отмечает тенденцию эксперт. Больше всего женщин, потому что они выходят замуж за мусульман. Кстати, женщина-мусульманка не может выйти замуж за представителя другой религии, а мужчинам это позволено. Они женятся на христианках: немках, француженках с условием, что те примут ислам. Есть и мужчины, которые разочаровавшись в жизни, переходят в ислам. «Он привлекает все больше сторонников, многочисленные случаи перехода в ислам контрастируют с практически ничтожным числом перехода из него в другие конфессии. В США ислам вскоре станет второй религией после христианства, оттеснив иудаизм. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, обещание более справедливого устройства общества - все это делает ислам притягательным для новых приверженцев», - поясняет Г. Мирский.

 

И все же, очевидны издержки ислама: чисто религиозная деятельность переходит в радикальную, экстремистскую. Вранья становится больше, людей провоцируют на экстремизм. Есть - жестокий, суровый шариат, как у талибов,- разъясняет эксперт. Между тем, нигде в Коране не сказано, что за прелюбодеяние нужно забивать насмерть камнями. В Коране только 40 ударов кнутом и мужчине, и женщине. Не сказано, что женщина должна закрывать лицо. Голову – да, но нигде не сказано, что надо носить хиджаб, по-нашему, паранджу. А сейчас все это происходит. По мнению экстремистов, причина их несчастий, в том числе, и нищета, (исламскую цивилизацию называют «цивилизацией бедных») - это забвение основ ислама, и поэтому, дескать, задача в том, чтобы все истинное восстановить. Отсюда популярность, ставшей уже политической организацией, «Братьев мусульман» с их лозунгом «Ислам – вот решение». Радикально настроенная часть исламистов действует в соответствии с логикой, что миром правят неверные, несущие коррупцию, насилие, разврат, и что межцивилизационный конфликт неизбежен. По мнению же Георгия Мирского исламская цивилизация терпит поражение в глобальном мире из-за невозможности лидеров мусульман (духовного руководства) модернизировать религию и вовремя предотвратить появление в организме своей религии радикального ислама и его идеологии, оправдывающей терроризм. Нельзя позволять сепаратистам разрушать мир, используя в качестве щита несовершенство религии. Мир ислама должен избавиться от разъедающей его «раковой опухоли», со всей мощью обрушиться на экстремистов, искажающих суть ислама и зовущих к террору, придав тем самым религии динамизм и развитие. Ислам должен войти в новый мир, - резюмирует Георгий Мирский.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся