Новый банк развития БРИКС: итоги первого года работы
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Создание Нового банка развития ознаменовало «начало новой эры для невероятной группы» БРИКС и отразило происходящие на карте мира геополитические изменения. Каковы результаты первого года работы нового финансового института?
Впервые о необходимости создания банка для аккумуляции ресурсов на проекты в области инфраструктуры и устойчивого развития лидеры стран БРИКС заявили в совместной декларации, подписанной по итогам встречи на саммите в Дели 29 марта 2012 года. Год спустя на саммите в южно-африканском Дурбане представители стран «пятёрки» попытались окончательно согласовать условия создания банка, но договориться по таким вопросам как объём капитала, размер взносов каждой страны и порядок принятия решений не удалось.
Китайская сторона длительное время настаивала на распределении голосов пропорционально участию в формировании капитала, объём которого Китай изначально предлагал сформировать в более солидном размере. Но возражения Индии против создания перекоса в пользу Китая привели в итоге к договорённости о формировании равных долей в уставном капитале между членами «пятёрки» и о равных правах при голосовании и принятии решений. Это одна из отличительных особенностей Банка БРИКС, подобной практики нет ни в Международном валютном фонде, ни во Всемирном банке.
15 июля 2014 года на VI саммите, проходившем в бразильской Форталезе, страны БРИКС подписали соглашение о создании Нового банка развития (New Development Bank) «в целях мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах» (Форталезская декларация).
Страны БРИКС ратифицировали соглашение о создании Банка, и 7 июля 2015 года в Москве состоялось инаугурационное заседание Совета управляющих. От России управляющим был назначен министр финансов Антон Силуанов, директором — замминистра финансов Сергей Сторчак, вице-президентом — директор департамента внешних связей ВЭБа Владимир Казбеков. Президентом НБР стал бывший глава индийского банка ICICI Кундапур Ваман Каматх. В дальнейшем президент будет сменяться каждые пять лет, должность будут занимать по очереди представители всех стран БРИКС.
Официальная церемония начала работы НБР прошла 21 июля 2015 года. Церемония подписания соглашения о размещении штаб-квартиры Банка в Шанхае прошла 27 февраля 2016 года. Чуть ранее, в январе, индийская брендинговая компания получила мандат на разработку бренда Нового банка развития.
Первоначальный размер уставного капитала Банка составил $50 млрд, из них десять должны быть внесены странами в течение семи лет. Общий разрешённый капитал НБР составляет $100 млрд, доля стран БРИКС в капитале не может быть ниже 55%, новые акционеры не могут иметь долю более 7%. 14 января 2016 года Банк сообщил о том, что все пять стран-членов перечислили первые взносы на общую сумму $750 млн (по $150 млн от каждой страны).
В течение года в НБР подбирали сотрудников среди людей «из частного сектора, общественного сектора и из правительства», формировалась опорная команда, предпочтение отдавалось гражданам России, Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки. Как и было запланировано, общая организационная структура была утверждена в ноябре 2015 года. Однако не всё удавалось реализовать по запланированному сценарию. В частности, намерение открыть марте 2016 года первый региональный офис НБР в ЮАР не осуществилось, открытие было перенесено на осень-зиму.
Руководство НБР, по словам его представителей, изучило опыт других многонациональных банков и при формировании собственной политики сделало акцент на скорости исполнения и снижении бюрократии, а также на ускорении перехода к «зелёной» экономике. В первую очередь, НБР будет финансировать энергетику с приоритетом «зелёных» проектов. Помимо этого Банк рассматривает такие области как водоснабжение и строительство дорог, а также иные программы по развитию инфраструктуры в странах БРИКС. В будущем планируется также рассматривать научные и высокотехнологичные проекты.
15 апреля 2016 года Совет директоров Банка утвердил первый пакет проектов для кредитования на $811 млн сроком от 12 до 20 лет. В него вошли проекты от Бразилии, Индии, Китая и ЮАР:
- Бразильский проект по созданию 600 МВт мощностей на $300 млн, финансирование через Banco Nacional de Desenvolvimento Economico e Social.
- Индийскому проекту по созданию 500МВт одобрен кредит на $250 млн, финансирование через индийский государственный банк Canara Bank в Бангалоре.
- Китайский проект солнечной электростанции шанхайской компании Lingang Hongbo New Energy Development Co получит $81 млн, это единственный кредит, который деноминирован в юанях.
- Южно-африканская компания Eskom Holdings SOC Ltd получила кредит на $180 млн «на проекты по производству электроэнергии и ее передачи потребителю», построенные линии электропередач будут способны передавать 670 МВт и преобразовывать 500 МВт.
Российский проект по развитию гидроэнергетики в Карелии не получил в апреле одобрения, что произошло, по словам министра финансов РФ Антона Силуанова, по временным техническим причинам. Это событие вызвало неоднозначную реакцию в СМИ, где стали строить предположения об истинных причинах задержки. Однако, как и было обещано сотрудниками Банка, 20 июля (то есть в последний день первого официального года работы) Совет директоров НБР на своей шестой встрече одобрил проект финансирования двух гидроэлектростанций с общей мощностью 49,8 МВт в Карелии на $100 млн сроком на 12 лет. Кредитование будет осуществляться траншами по $50 млн через Евразийский банк развития и Международный инвестиционный банк. Таким образом, число финансируемых НБР проектов было доведено до пяти на общую сумму $911 млн.
Частью «зелёной» политики Нового банка развития является выпуск «зелёных» бондов, то есть тех, средства от продажи которых используются для финансирования экологических проектов. 18 июля НБР провёл успешный выпуск на китайском межбанковском рынке «зелёных» облигаций на 3 млрд юаней (ок. $450 млн) сроком на пять лет. Это стало первым выходом Банка БРИКС на рынок капитала и первым выпуском «зелёных» облигаций международной финансовой организацией на межбанковском рынке Китая. Ведущим андеррайтером выступил Банк Китая. Номинальная процентная ставка облигаций составила 3,07%. В размещении облигаций участвовало более 30 инвесторов, спрос на облигации превысил 9 млрд юаней. К. В. Каматх заявил, что в дальнейшем «стратегия финансирования НБР будет стремиться к тому, чтобы Банк способствовал развитию местных рынков капитала в его странах-членах».
Выпуску бондов предшествовало получение в конце февраля национальных кредитных рейтингов ААА от двух китайских рейтинговых агентств — China Lianhe Credit Rating Co и China Chengxin International. Также в течение года представители Нового банка развития консультировались и вели переговоры с «тройкой» международных рейтинговых агентств, рассматривались варианты получения кредитного рейтинга ААА или АА.
После одобрения первого пакета кредитов представители некоторых общественных организаций высказывали мнение о том, что Банку не хватает продвинутой современной социальной и экологической политики, информацию о которой наблюдатели ожидают увидеть в открытом доступе. С целью содействия «прозрачной, подотчётной и честной» деятельности НБР Совет директоров 20 июля 2016 утвердил временное Положение об информационной политике Банка, что даёт возможность обнародовать свою операционную политику и иные документы.
Уже с момента заявления о необходимости создания Нового банка развития в 2012 году наблюдатели рассматривали его в качестве конкурента и альтернативы Всемирному банку, а созданный одновременно с НБР Пул условных валютных резервов называли «мини-МВФ» для стран БРИКС. В самом Новом банке развития считают, что конкурировать ему с другими банками не в чем, так как «потребности развивающихся стран в финансировании только одного элемента — инфраструктуры — достигают триллиона долларов», из которых, по словам К.В. Каматха, удовлетворяется менее 10%, что подтверждается и данными экспертов Всемирного экономического форума. Каматх полагает, что банкам «остаётся только сотрудничество, а не соперничество».
С этим согласно и руководство Всемирного банка, которое приветствовало создание Нового банка развития ещё на стадии согласования условий по его созданию. Надежду на совместную работу с НБР в будущем выразили глава МВФ Кристин Лагард и президент Европейского инвестиционного банка Вернер Хоер. Стремление Нового банка развития к партнёрству получило формальное воплощение в подписании меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве НБР с индийским банком ICICI, Строительным банком Китая, Бразильским банком развития (BNDES), Азиатским банком развития.
В Новом банке развития планируют продолжить выпуск облигаций в местных валютах стран «пятёрки» и собираются наращивать выдачу кредитов — около $1,5 млрд в 2016 году, $2,5-3 млрд — в 2017 и $3,5 млрд — в 2018 году.
Обзор подготовлен по материалам еженедельных выпусков «Панорамы БРИКС».