Блог Марины Бакановой

Центральная Азия как потенциальная зона геополитической напряженности XXI века

17 марта 2023
Распечатать

Политика конца XIX и всего XX века способствовала формированию зоны напряженности в регионе Центральной Азии. Распад СССР только усугубил данную проблему. Однако накопленные проблемы — это одна сторона вопроса, гораздо сложнее то, что большую часть из них регион не в состоянии самостоятельно решить.

С точки зрения объективной реальности и потребностей 2023 года — Центральная Азия вступила в процесс переориентации политических и экономических направлений, которые без должной внутренней повестки могут оказаться неэффективными. То условие, что страны ЦА в основном являются странами с высокой внешней зависимостью, интенсивность и быстрота смены курса может оказаться принципиальной для их дальнейшего развития и места в новом многополярном мире.

centralasia.jpg

Политические элиты разных стран в настоящее время не имеют общего направления движения, определяя приоритеты развития зачастую не по объективным критериям, а по старым личным связям бывшего или нынешнего руководства. Между тем, учитывая возможность развития ЦА как отдельного макрорегиона и на этом же основании предусмотреть его развитие как потенциального центра многополярного мира, это следовало бы учитывать и проводить более согласованную политику. Впрочем, наследие XIX–XX вв этому действительно сильно противостоит.

Между тем, учитывая геополитическое положение стран ЦА и тот факт, что деловая и экономическая активность смещается в Азию, они могли бы стать реальным, а не только географическим центром и местом диалога, как минимум — экономического. С учетом расположения — между Россией, Индией, Китаем и Ираном, а также активным вмешательством стран коллективного Запада, политика ЦА должна как минимум выступать в роли «идеального балансировщика», чего пока не наблюдается.

Геополитическая ситуация в настоящее время такова, что странам ЦА требуется реальная и безальтернативная политическая многовекторность, однако именно она сейчас находится под наибольшим прессом, и давление с разных сторон будет только нарастать. Вторым вариантом, как выше уже было сказано, станет возможность урегулирования внутренних противоречий между странами и создания на данной основе отдельного центра в рамках многополярного мира, что, пожалуй, еще сложнее.

Возвращаясь к вопросу о том, почему такое выгодное объединение стран в регионе ЦА является в настоящее время маловероятным.

Безусловно, на первом месте стоит политическое и экономическое наследие. Независимость — одна из наиболее болезненных точек в рамках политики каждой страны и «боязнь» ее потери даже в случае потенциально крайне выгодных общих направлений движений часто способствует их заморозке. В данном же контексте стоит упомянуть и то, что различные политические движения в правительствах имеют влияние (пророссийское, проамериканское, прокитайское), которое может активизироваться или потерять силу в короткие сроки, переориентировав одновременно и весь политический курс.

Стоит отметить, что Россия, Китай, Иран или Индия не требуют в целом безоговорочной поддержки от стран ЦА, ограничиваясь нейтральностью. Однако позиция стран Запада проводится с большей агрессией, что может привести к развитию на территории любой из них гибридной войны или даже цветных революций. Как известно из событий последних лет, попытки уже были: январские события в Казахстане и летние в узбекской Каракалпакии, конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном, внутренний таджикский конфликт между центром и Горно-Бадахшанской автономной областью, который усугубляется соседним Афганистаном.

Также отдельной проблемой является расширенный регион Центральной Азии, в который включаются соседние Афганистан, северные регионы Пакистана и Индии и китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район. Именно эти территории в большинстве своем пострадали от политики Британской империи и представляют собой многодесятилетний очаг напряженности, который находится в непосредственной близости от стран Постсоветской ЦА, оказывающий негативное влияние.

Если с Афганистаном все в принципе после 15 августа 2021 г. понятно, в рамках потенциального длительного отсутствия стабильности, что связано и с переделами власти, и с проводимой политикой, с северным сопротивлением (как раз близ границ Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана), с возможностью резкого возвращения афганского правительства в проамериканскую политику и др., то остальные страны оказывают более опосредованное влияние. Тем не менее замороженный Кашмирский конфликт нередко ставит страны ЦА между выбором, с какой из стран проводить более активное сотрудничество: Индией или Пакистаном? И склонение чаши весов на одну сторону чаще всего означает, что вторая сторона, скорее всего, заморозит контакты. Ситуация же с Синьцзянем в основном угрожает Кыргызстану и Таджикистану, в рамках возможной эскалации конфликта на и так неспокойной границе и формирования «второго Афганистана». Внутриполитические проблемы расшатывают власть в таких государствах как Иран и Монголия, что также может повлиять на стабильность самой ЦА.

Между тем, все не так печально. Насильственная попытка глобального Запада поместить страны ЦА под санкционный колпак окончится их окончательным разворотом в сторону России и Китая. В Вашингтоне и Брюсселе об этом прекрасно знают и форсировать события не решаются. В последний год ЦА продемонстрировала себя как один из наиболее стабильных регионов в современном мире, что сделало его привлекательным как для бизнесменов, так и для туристов. Даже афганское руководство, понимая, что сотрудничество с пограничными странами ему необходимо, старается не идти на эскалацию и заключать договора по экономическому сотрудничеству.

Таким образом, геополитические тренды в ЦА в настоящее время являются весьма разнонаправленными и сложными, учитывая всю сложность развития и становления региона. Однако в настоящее время странам ЦА так или иначе придется решать кем быть: пешками или игроками в разворачивающейся Новой Большой Игре. Для второго и наиболее желательного варианта следует развивать внутрирегиональную кооперацию, экономическую конкурентноспособность и политическую стабильность, а также как можно скорее закрывать кейсы геополитической напряженности внутри региона и по его границам.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся