Блог Марии Бондаревой

Иран — quo vadis? Президентские выборы и ядерная программа

17 июня 2021
Распечатать

О роли президента в Иране

Президентские выборы в Иране, намеченные на 18 июня, — событие международного масштаба, так как от их исхода зависит иранская позиция на переговорах по восстановлению ядерной сделки (СВПД) и в общем стабильность на Ближнем Востоке.

Пост президента в Иране — один из демократических элементов в двойственной политической структуре государства, где тесно сплетены республиканский и духовный компоненты. Президент Исламской республики Иран — формально второе по значению лицо в государстве после верховного лидера или рахбара. Однако на деле иерархия власти постоянно видоизменяется, и в последнее время лидирующие позиции занимают военные структуры во главе с Корпусом стражей исламской революции (КСИР). Демократичность президентских выборов также весьма условна: на деле исход выборов предрешает отбор кандидатов Советом стражей конституции — консервативный орган, контролируемый духовенством. Таким образом неугодные претенденты к самому голосованию не допускаются.

raisi.jpg

AP

Эбрахим Раиси

Реформаторы под ударом

В этом году Совет стражей конституции допустил до участия в президентских выборах семь кандидатов, отсеяв самых успешных претендентов из реформаторского лагеря — Мухаммада Джавада Джахроми и Мостафу Таджзаде. Оба кандидата не соответствовали выдвинутым в последний момент новым критериям отбора: возраст от 40 до 75 лет и отсутствие судимости. Такое решение Совета стражей стало ударом по целостности и без того разрозненного лагеря реформаторов.

Реформаторы или умеренные — одно из двух магистральных идеологических направлений в иранском политическом дискурсе наряду с консерваторами. Действующий президент Ирана Хасан Роухани относится к политикам реформаторского толка, что проявлялось в его мягком курсе в отношении Запада. Главной политической победой Роухани стала ядерная сделка или Совместный всеобъемлющий план действий, подписанный с «шестеркой» государств в 2015 году. Однако после выхода США из сделки в 2018 году и развязавшейся против Ирана санкционной войны, реформаторы стали стремительно терять свою популярность, так как санкции в нефтяном и финансовом секторах тяжело били по экономике государства. А вызванный пандемией экономический кризис и сложности с получением кредитов и помощи от международных институтов еще более усугубил экономическую ситуацию в стране.

Консерваторы усиливаются

На волне народного недовольства политикой реформаторов, у консерваторов гораздо больше шансов получить контроль над исполнительной властью. Тем более консерваторы уже контролируют законодательную ветвь: по итогам парламентских выборов в начале 2020 года, которые последовали за громким убийством иранского генерала Касема Сулеймани, консерваторы прочно укрепились в меджлисе.

К тому же, консерваторы в отличие от реформаторов смогли выступить единым фронтом и выдвинуть сильных кандидатов. Прислушавшись к призывам меджлиса, двое кандидатов от консерваторов, одобренных Советом стражей и допущенных до выборов, добровольно сошли с дистанции в пользу Эбрахима Раиси. Также от участия в выборах отказался реформатор Мохсен Мехрализаде. В итоге в президентских выборах примут участие 4 кандидата.

О кандидатах в президенты

Эбрахим Раиси — глава судебной власти Ирана, консерватор-радикал. Политика помнят по его роли в массовых казнях 1988 года и репрессиях против участников протестов в 2009 году, однако на прошлых выборах Раиси был главным конкурентом Роухани и набрал 38,5% голосов.

Абдольнасер Хеммати — бывший глава Центрального банка, «последняя надежда реформаторов» и главный оппонент Раиси.

Амир-Хоссейн Газизаде Хашеми — депутат меджлиса и бывший спикер парламента, ярый критик политики Хасана Роухани, консервативно настроенный политик.

Мохсен Резаи — бывший командующий КСИР. Его называют «вечным кандидатом», так как бывший военный участвовал в трех последних президентских выборах, но они никогда не заканчивались для него победой. Возможно, причина тому — сложные личные отношения Резаи с аятоллой Али Хаменеи. Сын Резаи выступал против репрессий в Иране, уехал в США, но вскоре был убит.

Исход выборов предрешен

Интрига вокруг иранских президентских выборов давно развеялась. Победу прочат Эбрахиму Раиси. Согласно опросам ISPA, за его кандидатуру готовы проголосовать 63,7% избирателей. Еще более верный знак — мощная поддержка Раиси со стороны аятоллы Али Хаменеи. Об этом свидетельствует и покровительство близких к верховному лидеру СМИ, и поддержка КСИР, и решение других консервативных кандидатов снять свою кандидатуру или же не участвовать в выборах вовсе, как это сделал Мохаммад Калибаф. Многие говорят даже о том, что Хаменеи видит в лице Раиси своего преемника на посту верховного лидера, а победа кандидата в президентских выборах должна стать трамплином для следующей более крупной победы.

Главная проблема и интрига грядущих выборов — явка избирателей. Ожидается, что она станет рекордно низкой. По опросам ISPA точно пойдут на выборы 42% избирателей, и 7% — возможно пойдут. Для политического имиджа Эбрахима Раиси такая ситуация была бы не самой благоприятной — ведь будущему верховному лидеру нужно заручиться поддержкой народа.

Эбрахим Раиси и ядерная сделка

Всё международное сообществу держит руку на пульсе иранских выборов, так как их результаты могут сказаться на восстановлении СВПД, что сейчас обсуждается на переговорах в Вене.

Как правило консерваторы и реформаторы имеют различные взгляды на отношения с Западом, и в частности, позицию Ирана по ядерной программе. Необходимо понимать, что разделение на два идеологических направления весьма условно, так как сторонников обоих лагерей связывают общие цели — сохранение действующего режима и обеспечение национальной безопасности Ирана. И реформаторы — не либералы в западном понимании этого слова, а лишь более прогрессивные и открытые к диалогу политики по иранским меркам.

Консерваторы традиционно занимают более жесткую и неуступчивую позицию в отношениях с западными государствами и яростно отстаивают права Ирана на развитие ядерной и ракетной программ, а также на влияние в регионе. После провала ядерного компромисса 2015 года, когда в обмен на снятие антииранских санкций Иран ограничивал свою ядерную программу, взгляды консерваторов еще более радикализировались. Санкционный гнет и экономическую изоляцию Ирана консерваторы постоянно ставили в укор реформаторскому президенту Хасану Роухани. Поэтому продолжать его линию по вопросам ядерной программы для новоизбранного президента было бы весьма лицемерно.

Однако в контексте ядерной программы Эбрахим Раиси представляется оптимальным кандидатом. В отличие от многих ультраконсервативных политиков он не отвергает возможность выстраивать диалог с Западом и выступает за приверженность СВПД. Если при Роухани, который останется на своем посту до августа, достичь соглашения по ядерной сделке не удастся, есть вероятность, что Раиси завершит начатое. Договоренность со странами «шестерки» по такому чувствительному вопросу без особых уступок со стороны Ирана была бы хорошей стартовой позицией его президентства.

Во время дебатов Эбрахим Раиси отмечал, что СВПД не стоит увязывать с национальной безопасностью. Этот тезис соотносится с железной позицией консерваторов по поводу увязки ракетной программы и вопросов региональной безопасности с СВПД, на чем изначально настаивала американская администрация. К счастью, команда Д. Байдена отказалась от планов расширенной ядерной сделки или СВПД+, что сделало возможным начало переговоров в Вене.

Несмотря на то, что на данный момент переговоры пробуксовывают, умеренные и не конфронтационные позиции американского лидера и будущего иранского президента станут положительным фактором в урегулировании кризиса вокруг иранской ядерной программы и достижении стабильности на Ближнем Востоке.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся