Блог Леонида Цуканова

Россия и Йемен: зеркало стратегических интересов

15 июля 2020
Распечатать

Авторы: Леонид Цуканов, директор Уральской ассоциации молодых ближневосточников, Салем Небрас Адель Мохаммед, магистрант-международник УрФУ им. Б.Н. Ельцина, военный специалист (Йемен).

Вопрос о перспективах развития сотрудничества между Россией и Йеменом традиционно остается предметом дискуссий. При выстраивании долгосрочного сотрудничества важно, в том числе, понимать, как видят друг друга стороны, и какие интересы они преследуют при развитии контактов.

Данный материал, подготовленный в соавторстве специалистами из России и Йемена, является попыткой взглянуть на ситуацию одновременно с двух сторон и тем самым выявить не только «точки соприкосновения», но и расхождения взглядов.

yemenjpg.jpg

REUTERS/Mohamed al-Sayaghi

Йемен для России

С началом 2000-х гг. отношения России и Йемена стремительно развивались. Близость подходов двух стран по большинству глобальных и региональных проблем нашла отражение в Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества (2002 г.), а межправительственные соглашения — включая Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма (2002 г.) и Соглашение о взаимной защите капиталовложений (2002 г.) — заложили прочный фундамент для двустороннего взаимодействия. Несмотря на то, что с началом гражданской войны в Йемене в 2014 г. большинство совместных инициатив было свернуто, а российское дипломатическое присутствие прекращено с декабря 2017 г., Россия по-прежнему внимательно следит за событиями в стране и оказывает Йемену поддержку по линии Совбеза ООН.

Если сместить акцент на двусторонние отношения, то, в условиях постепенного наращивания присутствия России на Ближнем Востоке, на первый план вновь выходит военное сотрудничество. Российский военный бренд традиционно пользуется популярностью в странах региона, и Йемен в данном случае не исключение. Еще в 2009 г. Йемен объявил о готовности закупать у России истребители, вертолеты и колесную технику. Аналогичные договоренности были достигнуты и в 2013–2014 гг. — к тому моменту Рособоронэкспорт предполагал осуществить заказ до конца 2021 г. Однако, ввиду действующего с 2015 г. оружейного эмбарго, эти контракты заморожены, и говорить о перспективах их реализации пока не приходится.

Другой важный аспект, который Россия принимает в расчет, — территориальный. Йемен занимает выгодное стратегическое положение в регионе и, несомненно, приобретает особую важность в контексте обеспечения долгосрочных интересов России на Ближнем Востоке. Российская сторона по-прежнему заинтересована в использовании йеменских морских портов в качестве перевалочных баз для своего военного и торгового флотов. Особый интерес в данном случае представляет архипелаг Сокотра — о планах восстановить здесь морскую базу российское оборонное ведомство заявляло еще в 2009 г.

Отдельно на повестке дня стоит тема борьбы с международным терроризмом и пиратством. Россия поддерживает усилия международной коалиции по борьбе с действующими на территории страны террористическими группировками, а также по противодействию росту пиратства. Руководствуясь идеями Концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива, предложенной в 2019 г., Россия стремится обеспечить максимальное вовлечение региональных государств и международных организаций в процесс конструирования новой системы безопасности. Подобный шаг позволит в перспективе возродить более ранние концепции и проекты, в которых Йемен фигурирует в качестве участника — например, т.н. «Аденскую инициативу» по созданию в Адене регионального центра по борьбе с пиратством.

С другой стороны, необходимо принимать в расчет, что Россия — далеко не единственная страна, претендующая на усиление связей с Йеменом. Свои интересы на территории страны отстаивают также Египет, Катар, ОАЭ, Иран, Турция и Саудовская Аравия. И, в отличие от России, им, зачастую, удается достичь больших успехов.

Лучше всего это прослеживается в сфере экономического сотрудничества. Конфликт в Йемене привел к серьезной перетасовке российских планов в Йемене и, по оценкам исследователей, стал причиной срыва нескольких десятков крупных контрактов (особенно в области нефтегазовой добычи). Так, если в 2013–2015 гг. месторождения нефти и газа, расположенные близ городов Бальхаф (провинция Шабва) и Эль-Гайда (провинция эль-Махра), рассматривались российскими компаниями как перспективные районы добычи, то сегодня на них негласно «правят бал» компании Саудовской Аравии и ОАЭ, закрепляя свое присутствие инфраструктурными проектами. Свои цели преследует и Турция, последнее время все чаще пытающаяся увеличить экономическое и политическое влияние в Мокке и Шабве.

Дополнительную сложность вносит некая «размытость» образа России в массовом сознании населения Йемена. Знакомство с публикациями крупных национальных информационных агентств (Mareb Press, Mosnad, Al Motamar, Al Yemen Al Araby и др.) наводит на мысль, что не все понимают мотивы российской политики в Йемене и, как следствие, не до конца уверены в обоснованности развития сотрудничества с Россией. Для подавляющего большинства йеменских масс-медиа наиболее предпочтительным союзником выглядят ОАЭ, поскольку те глубоко вовлечены в региональные процессы и ведут более решительную игру на йеменском направлении.

Россия для Йемена

В отличие от многих стран Запада, избравших себе в конфликте условных «фаворитов», Россия стремится к развитию многоуровневого диалога со всеми крупными участниками конфликта. С одной стороны, Москва признает легитимность правительства Хади, как «законно избранной политической силы», подчеркивая важность их участия в миротворческом процессе, а, с другой стороны, номинально поддерживает Южный Переходный Совет (ЮПС), действующий на Юге страны. Не выпадает из фокуса российской внешней политики и взаимодействие с представителями движения «Ансар Аллах» (хуситы), реализуемое при активном посредничестве Ирана.

Несмотря на существенное снижение интенсивности контактов, у России и Йемена остаются некоторые точки соприкосновения. В частности, следует упомянуть сотрудничество по линии высшего образования. Россия по-прежнему является хорошим партнером Йемена в вопросах подготовки военных специалистов и гражданских служащих. По оценкам ФГБУ «Главэкспертцентр», за полтора десятилетия сотрудничества в этой области (2004–2020 гг.) высшее образование в России получили более 50 тыс. человек, и эта цифра продолжает постепенно расти даже в условиях кризиса. Ожидается, что в 2020–2022 гг. процент йеменских студентов в России увеличится не менее чем на 2.5 пункта.

Кроме того, Россия традиционно интересна для Йемена и как партнер в сфере развития инфраструктурных и логистических проектов. В довоенный период (2013–2014 гг.) российские специалисты вели реконструкцию ТЭС в Адене, а также параллельно разрабатывали проекты строительства ТЭС в Ходейде и Мохе, а также развития сети автомобильных дорог в стране. Разумеется, в условиях затяжного конфликта, реализация данных инициатив отложена на неопределенный срок, но договоренность между российскими и йеменскими подрядчиками сохраняется.

С другой стороны, в вопросе развития инфраструктуры серьезным конкурентом для России в обозримом будущем может стать Китай — его глобальный логистический проект «Один пояс, один путь» вызывает живой интерес у йеменских политиков. Прежде всего, это обусловлено наличием примеров успешной реализации китайских инфраструктурных инициатив в Афганистане — особенно в районах, где периодически происходят вооруженные столкновения. Высока вероятность, что усиление сотрудничества с КНР в области логистики и инфраструктуры станет одним из первых решений йеменского руководства при переходе конфликта в относительно спокойную фазу. Аналогичные подвижки могут возникнуть и в сфере подготовки военных специалистов. Несмотря на то, что большая часть арсеналов страны состоит из советских и российских вооружений, контрабандные поставки из третьих стран ведут к неизбежному увеличению доли китайского оружия и бронетехники у противоборствующих сторон, что, в свою очередь, актуализирует вопрос дополнительной подготовки кадров.

Есть определенные сомнения и по поводу перспектив размещения российской базы на архипелаге Сокотра. Учитывая, что данный архипелаг с 2019 г. формально находится в зоне влияния ОАЭ, а лояльные Дубаю «Защитники Сокотры» пользуются значительной поддержкой местного населения, достижение контроля над архипелагом дипломатическим путем в ближайшей перспективе маловероятно. В то же время Россия все еще имеет возможность разместить свои военные базы в Йемене, выбрав в качестве точки базирования своих кораблей Аден.

Заключение

Как показывает проведенный выше анализ, у России и Йемена, несмотря на сложную региональную ситуацию, остаются точки соприкосновения. Москва по-прежнему видит в Сане (а также, де-факто, в Адене) перспективных партнеров для переговоров и развития долгосрочных совместных инициатив. Обе стороны демонстрируют значительную заинтересованность в участии в создании новой системы безопасности в регионе Персидского Залива, а также в укреплении экономических связей. Все это, в свою очередь, может стать хорошим фундаментом для возобновления сотрудничества после урегулирования конфликта на территории страны.

В то же время следует понимать, что текущая военно-политическая обстановка в Йемене едва ли позволит качественно проработать хотя бы одно из заявленных направлений, а все попытки «удаленно» использовать инструменты влияния (в том числе через создание положительного образа в национальных масс-медиа) принесут только ложные ожидания. Также важно принимать во внимание, что, ввиду общей региональной специфики, позиции Саудовской Аравии и ОАЭ на территории Йемена априори более сильные и выгодные, и России, несомненно, придется считаться с интересами своих арабских партнеров — в противном случае, это чревато проблемами в российско-саудовских и российско-эмиратских отношениях.

С другой стороны, Россия способна сыграть в Йемене и «на упреждение», грамотно применив принцип «разделяй и властвуй». Использование обострившихся противоречий между арабскими странами и Турцией вокруг Сокотры и Шабвы, а также отвлекающие маневры «за чертой» конфликта (военно-политические — в Сирии, дипломатические — в Ливии), усиленные постоянной работой по линии ООН, позволит на короткий срок перенести фокус противостояния на Восточное Средиземноморье, где также сильно сталкиваются интересы упомянутых стран. Отвлечение внимания (хоть и весьма условное) позволит несколько разрядить обстановку и сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. В данном ключе первоочередными шагами для России при организации разрядки должны стать достижение оптимального баланса между сложившимися в Йемене центрами силы и организация работы по организации устойчивого сотрудничества между ними — например, путем создания общих переговорных площадок.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся