Блог Лидии Гиваргизовой

Потенциальный региональный конфликт: мультимодальные проекты на территории Ирана

4 марта 2022
Распечатать

Международный транспортный коридор (далее МТК) «Север — Юг», инициированный Минтрансом России, гарантирует более быстрый путь для доставки индийских товаров (например, одежды, химикатов и сельскохозяйственной продукции) через территорию России в Иран, Среднюю Азию и некоторые части Европы, минуя Пакистан. Данный маршрут пересекается с магистралями китайской Инициативы пояса и пути и с иранским мультимодальным транспортным коридором «Персидский залив — Черное море» на территории Ирана. Блокировка северных границ этой страны приостановила бы работу как российского, так и китайского и иранского проектов.

venti_views_1cqicrwfqbi_unsplash.jpg

Источник: Unsplash

В контексте важности северных границ Ирана необходимо рассмотреть транскаспийский и западный пути МТК «Север — Юг», а в рамках Инициативы пояса и пути — ту часть железнодорожного сообщения, которая проходит через среднюю Азию до Ирана. Анализируя действия региональных игроков, а также некоторых стран — членов НАТО, можно сделать вывод о существующей опасности блокировки северных границ Ирана с целью остановки развития данных проектов.

Разговоры о третьей мировой войне с участием США, РФ и КНР идут давно, но более активно с конца 2020 г. Так, например, 10 ноября 2020 г., сразу же после объявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, чешская военная разведка опубликовала отчет, датированный 2019 г., в котором подчеркивалось, что рост напряженности между США, Россией и Китаем может привести к глобальному военному конфликту. По итогам 2018 г. Служба безопасности и информации Чешской Республики отметила, что среди всех разведслужб, действующих на территории страны, самую активную и агрессивную деятельность ведут российская и китайская. На фоне этого примечательны высказывания высокопоставленных республиканцев в Сенате США, которые в ответ на предложение президента в апреле 2021 г. урезать оборонный бюджет США на 7 млрд долл. предупредили, что план Байдена подает «ужасный сигнал» союзникам и противникам Соединенных Штатов и ставит под сомнение готовность администрации противостоять Китаю.

Примечателен и тот факт, что в марте 2021 г. крупнейшее в мире издательство Random House (США) издало новый триллер под названием «2034: Роман о следующей мировой войне». Авторы предполагают, что столкновение США и Китая в Южно-Китайском море в 2034 г. может привести к «мировому пожару». В книге Соединенные Штаты находятся в мировой войне против китайского государства, связанного с Россией и Ираном, а кибертактика и возможности искусственного интеллекта у противника намного превосходят возможности США. На первый взгляд книга выглядит как обычный футуристический, пусть и правдоподобный, роман с вымышленным сюжетом, однако необходимо обратить внимание на его авторов — Джеймса Ставридиса и Эллиота Акермана — оба отставные военные, которые занимали важные посты в международных операциях ВМС США.

Учитывая вышесказанное и анализируя происходящее вокруг России, а также конфликты по периметру китайской Инициативы пояса и пути, можно предположить, что возможные военные действия могли бы быть точечными, блокируя международные транспортные коридоры и глобальные цепочки поставок. Одним из таких конфликтов стал армяно-азербайджанский конфликт 2020 г., затрагивающий стратегически важный коридор через Сюникскскую область (Армения), который все еще не разрешен. Стратегически важной территорией в регионе, а также для российского проекта «Север — Юг» и китайской Инициативы пояса и пути является северная часть Ирана.

Следующее, на что необходимо обратить внимание — это карта-прогноз относительно расширения сфер влияния Анкары до 2050 г., которую турецкий государственный телеканал TGRT показал в прямом эфире.

11111.jpg

Источник: http://www.mysearch.org.uk/website1/pdf/715.2.pdf (Стр. 203)

Данная карта взята из книги Джорджа Фридмана «Следующие 100 лет: прогноз на XXI век», опубликованной в 2009 г. Здесь также стоит отметить, что Дж. Фридман — основатель американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, которую Barron’s Magazine в одной из своих статей в 2001 г. назвал «теневой организацией ЦРУ».

Анализируя вышесказанное, можно делать вывод, что, используя мягкую дипломатию в виде книг, аналитических материалов и т.п. ведутся разговоры о третьей мировой войне, главная роль в которой отводится России и Китаю. Следовательно, во избежание крупномасштабной войны, необходимо урегулирование конфликтов в регионе.

Предпосылки нового возможного регионального конфликта

Президента Азербайджана на заседании Совета глав государств СНГ заявил, что за последние 30 лет через территорию Джабраильского района из Ирана в Армению и далее в Европу действовал маршрут наркотрафика, тем самым также обвинив Грузию, через которую лежит единственный путь из Армении в Европу. В связи с этим предложение президента Турции Реджеп Тайип Эрдогана, сделанное им в конце 2020 г., о создании нового регионального сотрудничества 3+3 с участием Азербайджана, Турции, России, Ирана, Грузии и Армении становится невозможным. С одной стороны, Турция предлагает региональный проект, а, с другой, Азербайджан обвиняет трех его возможных участников — Армению, Грузию и Иран. Можно предположить, что цель всех этих действий — блокировать границы Ирана, что может стать предпосылкой для начала регионального конфликта.

В качестве предпосылок к эскалации можно также рассмотреть следующие события 2021 г. С 12 по 20 сентября были проведены совместные международные учения сил специального назначения Азербайджана, Турции и Пакистана «Три брата – 2021». Азербайджан и Турция с 20 сентября по 11 октября в Нахчевани провели совместные тактические учения с боевой стрельбой «Нерушимое братство – 2021» с участием спецназа, коммандос, мотострелковых и других родов войск обеих стран. В конце сентября президент Ильхам Алиев в интервью Anadolu заявил, что Азербайджан принял меры по пресечению въезда иранских грузовиков в Карабах, который Баку считает незаконным. Азербайджанская полиция начала останавливать и проверять иранские грузовики, везущие товары в Карабах через Армению. Полиция также арестовала двух иранских дальнобойщиков, вызвав недовольство Тегерана. На фоне продолжающегося роста напряженности между Тегераном и Баку Иран объявил о планах провести крупномасштабные военные учения вблизи азербайджанской границы. Иран стал стягивать к границе с Нахичеванской Автономной Республикой (НАР) войска и начал учения. Рост напряженности между Ираном и Азербайджаном привел 5 октября 2021 г. к закрытию иранской стороной своего воздушного пространства для азербайджанских военно-транспортных самолетов, следующих в изолированную от основной территории Азербайджана НАР. Пятого октября 2021 г. Азербайджан закрыл бакинское представительство верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Власти объяснили это тем, что представительство находилось в здании, признанном очагом коронавирусной инфекции. Однако примечательно, что всего за два дня до этого сам Хаменеи так высказался по поводу конфликта между странами на своей странице в социальной сети Тwitter: «В решении проблем северо-запада Ирана иранские вооруженные силы действуют мудро и решительно. Лучше, чтобы другие действовали мудро и не допускали проблем для региона. Те, кто копают колодцы для своих братьев, сами попадают в колодцы».

Бывший иранский дипломат Амир Мусави в начале октября заявил, что в Азербайджане находится 1000 израильских боевиков и 1800 боевиков Исламского государства (деятельность организации запрещена на территории РФ). Мусави сказал в интервью агентству «Аль-Маядин», связанному с Хезболлой, что Иран разместил свои вооруженные силы на границе с Азербайджаном, чтобы предупредить страну, чтобы она «не играла с огнем». Мусави также заявил, что израильтяне в Азербайджане сыграли роль в убийстве иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде. Бывший конгрессмен США Элиот Энгель в начале октября заявил: «Израиль намерен использовать военные базы Азербайджана для нанесения ударов по ядерным объектам Ирана в случае необходимости, и Азербайджан согласился на это». Естественно, Иран опасается того, что Израиль создаст форпост на севере страны, а заодно и базу для ведения разведки, проведения спецопераций и ударов по иранским ядерным объектам. 4 октября 2021 г. в Джебраиле состоялось открытие нового комплекса воинской части Государственной пограничной службы. В конце октября открылся международный аэропорт в городе Физули. По словам главы Азербайджана, аэропорт будут использовать как для восстановления территорий с учетом грузов, которые будут получать из-за рубежа, так и для удобного доступа граждан соседних государств в город Шуши. В интервью ТАСС он отметил, что Азербайджан рассчитывает возвести аэропорты в Лачинском и Зангеланском районах в Нагорном Карабахе. Учитывая небольшую территорию районов, строительство там трех аэропортов может иметь две причины: они или предназначены для привлечения инвесторов, таким образом демонстрируя, что экономика страны, несмотря на прошедшую войну, стабильна; или же они, учитывая географическую расположенность объектов, в действительности будут использоваться в качестве военных аэродромов.

Влияние блокировки северной границы Ирана на международные транспортные проекты России и Китая

Проект «Персидский залив — Черное море»

Проект «Персидский залив — Черное море» инициирован Ираном в 2016 г. Данный мультимодальный коридор начинается от Персидского залива и южного Ирана, идет на север через всю страну, а затем — в Армению и/или Азербайджан, откуда достигает грузинских портов Поти и Батуми на Черном море. Развитие Тегераном коммуникационных путей, пересекающих иранскую территорию, особенно коридора «Персидский залив — Черное море» и МТК «Север — Юг», связано с сотрудничеством Ирана с ЕАЭС.

С Ираном подписано временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с членами ЕАЭС. Из стран-участниц Армения единственная, у кого есть общая граница с Ираном, и, следовательно, она служит прямым мостом между Ираном и другими странами, что четко подчеркивает важность международного транспортного и транзитного коридора «Персидский залив — Черное море».

Развивая международный транзитный коридор между Персидским заливом и Черным морем, Иран также снижает свою зависимость от Турции путем создания альтернативного маршрута для торговли и транзита в Европу.

2222222.jpg

Источник: https://www.silkroadbriefing.com

Международный транспортный коридор «Север — Юг»

Коридор предусматривает три основных маршрута доставки грузов относительно Каспийского моря: Транскаспийский, Восточный и Западный.

В контексте важности южных границ Ирана и Сюникского коридора (Армения) в Инициативе пояса и пути для Китая и проекте «Север — Юг» для России, необходимо сначала рассмотреть маршруты «Север — Юг», проходящие из России через территорию Ирана — транскаспийский и западный (восточный путь не рассматривается, так как железнодорожное сообщение проходит через Среднюю Азию до Ирана, а остальные два пути от России до Ирана через Азербайджан).

Транскаспийский маршрут проходит через порты Астрахань — Оля — Махачкала — Баку (Азербайджан) — Бендер-Энзели (Иран) — Бендер-Амирабад (Иран) — Ноушехр (Иран) — Бендер-Аббас (Иран) — Мумбаи (Индия).

3333.png

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ecZfc39qyVI

Западный по направлению Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) — Решт — Казвин. Иранский город Астара на северо-западе страны — важный торговый и таможенный центр, через который проходит большая часть не морского грузооборота между Россией и Ираном и конечный пункт на трассе «Решт — Астара».

Первый испытательный грузовой поезд из России достиг иранской Астары 8 февраля 2018 г. Сразу после введения в эксплуатацию участка Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) в конце марта 2018 г. иранский участок железной дороги вместе со станцией Астара и новопостроенным грузовым терминалом был передан в аренду Азербайджану сроком на 25 лет. В 2009 г. иранская сторона приступила к строительству участка железной дороги между Рештом и Казвином. 22 ноября 2018 г. был запущен первый пробный поезд по железной дороге Казвин — Решт, но главная церемония открытия 164 км участка состоялась 6 марта 2019 г.

Следующая главная артерия, проходящая через территорию Ирана, — это железнодорожный путь Мешхед — Тегеран, часть китайского проекта «Пояса и пути», пролегающая от Туркменистана. Через территорию Ирана Китай выходит с южной стороны на Индийский океан и Персидский залив, а с северной стороны через Армению и Грузию далее в Европу.

Южный путь по железной дороге из Туркменистана проходит через иранский город Мешхед в Тегеран и далее в порт Бендер-Аббас.

Пекин делает ставку на развитие партнерских отношений с государствами региона, основанных преимущественно на экономической экспансии и военном сотрудничестве. Одним из его ключевых партнеров выступает Иран. В марте 2021 г. Пекин и Тегеран подписали всеобъемлющий пакт — Китай обязался следующие 25 лет инвестировать в Иран 400 млрд долл. в обмен на стабильные поставки нефти.

Персидский залив

Необходимо отметить важнейшие инвестиции Китая в Персидском заливе. Китай модернизирует Иранский порт Джаск — второй порт после Бендер-Аббаса в Иране под влиянием Китая. Китай де-факто создает четыре пункта влияния: инвестирует в порт Хамбантота в Шри-Ланке, в порт Гвадар в Пакистане, Джаск в Иране и порт Джибути (первая зарубежная военно-морская база Китая, хотя Пекин официально описывает ее как логистический объект) в северо-восточной Африке, по сути контролируя зону Ближнего востока по периметру Персидский залив — Индийский океан.

Северный путь

Железная дорога планировалась до войны 2020 г. между Арменией и Азербайджаном через Иран в Армению (через Мегри — Вайоц Дзор — Ерасх — Ереван) далее в Грузию и в Европу через порт Поти по Черному морю. Строительство железной дороги через Армению откладывалось из-за сложностей рельефа, но с целю активизации торгово-экономических отношений между двумя странами и укрепляя тем самым существующее сотрудничество, а также делая проект железной дороги более экономически жизнеспособным, в декабре 2017 г. Армения в городе Мегри на границе с Ираном открыла свободную экономическую зону. Важно отметить роль России в строительстве иранских железных дорог в северной части страны вне проекта «Север — Юг». Так, например, ОАО РЖД в 2008–2012 гг. электрифицировало линию Тебриз — Азаршахр.

444.png

Источник: http://casp-geo.ru/obsuzhdeno-ukreplenie-rossijsko-iranskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-v-sfere-transporta/

В декабре 2016 г. в Тегеране Россия и Иран подписали соглашение о предоставлении Россией экспортного кредита Ирану на электрификацию железнодорожного участка Гармсар — Инче Бурун (495 км). 28 марта 2017 г. РЖД подписал контракт на сумму 1,2 млрд евро на электрификацию иранского участка этой железной дороги от Гермсара до Инче Буруна, а также ответвлений к иранским каспийским портам.

555.jpg

Источник: http://casp-geo.ru/obsuzhdeno-ukreplenie-rossijsko-iranskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-v-sfere-transporta/

Необходимо отметить и китайские инвестиции в Грузии. Китай — один из крупнейших торговых партнеров и инвесторов Грузии. Кроме того, 13 мая 2017 г. в Пекине было подписано историческое соглашение о свободной торговле между Грузией и Китаем — первое соглашение Пекина подобного рода в регионе. В сентябре 2017 г. Китайская компания CEFC (China Energy Company Ltd.) получила 75% государственной доли в «Свободной индустриальной зоне Поти», которая является самой востребованной свободной индустриальной зоной в регионе для оперирования стартапами и устойчивого бизнеса.

Блокировка северных границ Ирана приостановила бы работу как МТК «Север — Юг», так и реализацию китайской Инициативы пояса и пути и частично иранского проекта «Персидский залив — Черное море». Получив коридор через Сюник (Армения), Азербайджан станет проводником Турции в Центральную Азию и получит торговые пути через Каспийский бассейн до Черного моря и до Европы, сокращая имеющие торговые пути и количество участников действующих соглашений. Изоляция Ирана возможна только путем развязывая конфликтов в регионе, что может быть выгодным для стран, конкурирующих как с Россией и Китаем, так и с развивающейся экономикой Ирана.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся