Блог Лидии Гиваргизовой

Канал «Стамбул» - новый геостратегический проект Турции

26 августа 2021
Распечатать

В конце июня 2021 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал старт началу строительства нового канала «Стамбул», который соединит Мраморное и Черное моря и пройдет параллельно проливу Босфор.

1577469415951.png

Источник: mc-tr.com

Создатели проекта заявляют о глобальной революции в международном судоходстве. Сам Эрдоган свой еще не достроивший проект называет «Безумным проектом» и «Образцовым каналом в мире». Однако, если рассмотреть историю строительства искусственных судоходных каналов в мировом масштабе, то канал Стамбул не инновация и тем более не может стать революцией в международном судоходстве. С развитием технического прогресса, с ростом необходимости перевозки огромных грузов на большие расстояния, было реализовано несколько проектов. Например, в ноябре 1869 г. открыли Суэцкий канал. Со временем канал перестал справляться и в 2015 г. правительство Египта вынужден был открыть новый Суэцкий канал, который проходит параллельно старому объединяя еще одной артерией Средиземное море и Красное море, предлагая самый быстрый маршрут судоходства между Азией и Европой и экономя в среднем около 15 дней в пути (рис.1).

Рисунок 1

01.png

Источник: DW.com

Еще один проект, один из крупнейших, сложных строительных проектов объединяющий Тихий и Атлантический океаны - Панамский канал. Официально был открыт в 1920 г., но в 2016 г. канал пережил расширение и удвоил проходимость. Если рассмотреть с точки зрения технологического изобретения, то в строительном искусстве ключевые изобретения были еще в 17-м веке в Северной Англии.

Являясь центром индустриального мира, спрос угля для пороховых машин превышал объем поставок, из-за чего был построен Бриджуотерский канал, главным инженерным достижением которого стал выдвижной металлический акведук. В истории строительства искусственных судоходных каналов в мировом масштабе были изобретены 4-е ключевые изобретении, которые можно увидеть на четырёх знаменитых каналах: Бриджуотерский канал; Канал Бриар; Манчестерский канал; Панамский канал. В корне каждого лежит крупный технологический прорыв, которые являются ключевыми для строительства искусственного канала – шлюзовые камеры, выдвижные акведуки, преодоление возвышенности и подводная выемка грунта.

Только рассматривая вышеупомянутые каналы и их роль в мировой экономике, назвать канал Стамбул образцовым или безумным, бессмысленно! Если конечно под «безумным проектом» не подразумевается что-то иное, чем технологическое новшество. На первый взгляд это обычный экономический проект, для повышения экономической эффективности страны. Основной целью проекта заявлено сокращение морского трафика через Босфор и сведение к минимуму рисков и опасностей, связанных, в том числе с нефтяными танкерами. По словам властей Турции, растущее количество судов, проходящих через пролив Босфор, делает его одним из самых загруженных морских путей в мире. По оценкам, пролив ежегодно пропускает около 45-50 тыс. судов, что в три и четыре раза плотнее, чем движение по Суэцкому каналу и Панамскому каналу соответственно. В связи с этим стало обязательным планировать альтернативный транзитный коридор к проливу Босфор (рис. 2). Более того, турецкое правительство утверждает, что оно будет иметь право взимать транзитный сбор с судов, пересекающих канал - сбор, который невозможен в Босфоре из-за Конвенции Монтрё (1936 г.). С международной точки зрения, Конвенция Монтрё, регулирующая движение через проливы в мирное и военное время, имеет решающее значение для стран, расположенных вдоль побережья Черного моря, и в первую очередь для России, для которой Босфор является воротами в Средиземное море. Босфор и Дарданелл являются международной зоной свободного гражданского судоходства, и Турция не имеет право запрещать передвижение судов.

Рисунок 2

02.png

Источник: https://www.kanalistanbul.gov.tr/tr

Однако необходимо отметить, что недавно президент Турции заявил - «У канала "Стамбул" нет никакой связи с конвенцией Монтрё. Этот канал для нас станет достижением, поможет серьезно разгрузить пролив Босфор с точки зрения охраны окружающей среды». Стамбульский канал станет объектом государственного имущества соответствующей юрисдикцией и всеми вытекающими из того последствиями. Республика будет полностью контролировать любые передвижения с Черного в Мраморное море и обратно. Соответственно данный путь станет более действенным рычагом влияния нежели Босфор. Более того, необходимо отметить немало важный фактор. В 2011 г. во время предвыборной кампании будучи еще премьер-министром Реджеп Тайип Эрдоган сделал заявление - «По завершению строительства канала Стамбул, судоходство в Босфоре будет полностью остановлена, водные виды спорта будут проходить на Босфоре». Однозначно, строительство канала Стамбул усилит политическое влияние Анкары в регионе и повысит геостратегическую значимость Стамбула.

Экономический аспект канала

Со строительство канала “Стамбул” Турция получит в свои руки рычаги экономического давления. Анкара стремится стать хабом, который объединяет север-юг, запад и восток. Именно с этим связано активность на постсоветском пространстве, на ближнем и среднем востоке, в Северной Африке. Турция может стать хабом и использовать ресурс своего геополитического положения, для того чтоб объединять через инфраструктурные проекты другие страны, но в то же время ограничивать экспорт Российской нефти и нефтепродуктов. Более половины добываемой в мире нефти перевозится по морю. Пролив Босфор - один из важнейших морских маршрутов для транспортировки нефти и нефтепродуктов из России (через Черноморские проливы на юге идет основной морской экспорт нефти из Новороссийска), Казахстана и Азербайджана. По оценкам, через Черноморские проливы экспортируется около 3 миллионов баррелей нефти в день и 20 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Во внешней торговле РФ большую роль играет углеводородное сырьё, в основном Россия экспортирует нефть и нефтепродукты, газ, уголь (см. табл. 3)

Таблица 3

Млн. долл. США

03.jpg

Источник: Составлено автором на основе данных URl: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/35462/bbs2106r.pdf

Около 38% Российского экспорта нефти и нефтепродуктов проходит через Босфор и Дарданелл. Можем наглядно посмотреть на примере экспорта мазута из России по портам (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Объем экспорта мазута из России с 2014 по 2018 год, по портам (в млн тонн)

04.png

Источник: https://www.statista.com/

Соответственно экспорт из портов Черного моря в процентном соотношении составляет. (см. таблица 2.) Таблица 2.

05.jpg

Источник: Составлено и проведен расчёт процентного соотношения автором на основе данных URl: https://www.statista.com/

Работа морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне периодический осложняется попытками Турции в одностороннем порядке изменить режим судоходства по проливам Босфор и Дарданеллы. Задержки судов в Черноморских проливах приводят к серьёзным финансовым потерям. Косвенно это отражается и на работе морских портов. Например, в 2004г., когда существенно возрос объем российского нефтеэкспорта ( таб.1), Турция ввела ограничения движения судов в Босфоре.

Таблица 1

06.jpg

Источник: Составлено автором на основе данных URl: https://customs.gov.ru/

Учитывая высказывания главы Турции о полном прекращении судоходства через Босфор после открытия канала Стамбул, то можно уверенностью сказать, что проход через канал для российского экспорта будет ограничиваться разными мерами, например, введения системы сопровождения судов, высокое квотирование прохождения танкеров, увеличение размеров штрафов и ряд других мер. Такие ограничения повлияют на экономику РФ.

Касательно Казахского, Китайского и Азербайджанского экспорта через черноморские проливы, то вышесказанные меры не могут влиять, так как 7 ноября 2013 г. в рамках II Международного транспортно-логистического бизнес-форума «Новый Шелковый путь» в г. Астана руководителями АО «Национальная компания «Қазақстан темiр жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги», АО «Грузинская железная дорога» было подписано Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Соглашение вступило в силу с февраля 2017 г. участниками которой являются Азербайджан, Грузия и Казахстан. Координационным комитетом утверждена технология взаимодействия между транспортными компаниями по пропуску контейнерных поездов сообщением Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция с участием железнодорожного и морского транспорта в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.

Немаловажный фактор - конфликт в Нагоном Карабахе, так как Азербайджан добивается получению коридора в Сюнкиском районе РА, тем самим станет проводником Турции в Центральную Азию, а Азербайджан получит торговые пути через Каспийский бассейн до Черного моря, и до Европы сокращая имеющие торговые пути и количество участников действующих соглашений. Таким образом Турция может взять под свой контроль транзитные потоки из Китая в Европу. Целю участия Анкары в конфликте в Нагоном Карабахе на стороне Азербайджана было получение сухопутного транспортного коридора и выход на Каспийский берег.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся