Блог Леонида Пастернака

Взаимоотношения КНР, Тайваня и Макао в контексте гонконгского кризиса

16 февраля 2020
Распечатать

Протесты в Гонконге против закона об экстрадиции преступников из специального административного района на территорию «материкового Китая» спровоцировали обострение отношений между Тайванем и коммунистическим правительством в Пекине. Гонконгские демонстрации продолжаются с весны 2019 года. Протестующие добиваются окончательной отмены законопроекта, отставки пропекински настроенного правительства во главе с Кэрри Лам, а также прекращения преследования граждан по политическим мотивам со стороны правоохранительных органов. Также, по мнению лидеров уличного движения, законопроект об экстрадиции осужденных гонконгцев наносит серьёзный ущерб автономии специального административного района. Граждане убеждены, что подобное развитие событий ставит под угрозу существование демократических институтов в регионе.

taiwanjpg.jpg

REUTERS/Tyrone Siu

На фоне кризисной ситуации в Гонконге существуют небезосновательные опасения по поводу возможного обострения кризиса в отношениях между материковым Китаем и Тайванем. Более того, рядом с Гонконгом находится другой специальный административный район Китайской Народной Республики — Макао, имеющий схожее административное устройство и существующий в составе КНР также на правах широкой автономии. И Гонконг, и Макао выстраивают свои отношения с Пекином в рамках соглашения «Одна страна, две системы», которая предполагает сохранение в регионах собственных политических и экономических систем, а также независимой юрисдикции. Тайвань же, напротив, вовсе не участвует в данной программе и предпочитает взаимодействовать с Пекином самостоятельно, без каких-либо уступок.

Однако протесты в Гонконге могут спровоцировать недовольство как в Макао, так и на Тайване, сокращение автономии которых может начаться сразу после того, как в Гонконге будет окончательно утверждён закон об экстрадиции преступников. Сегодняшняя попытка отложить принятие законопроекта и обвинить местные органы самоуправления в потере контроля над ситуацией — весьма мудрый шаг со стороны Пекина и лично председателя Си Цзиньпина. Таким образом, коммунистическая элита пытается найти другой путь к ускорению интеграции Гонконга в состав КНР, при значительно этом снизив градус общественного недовольства. Напомню, что в рамках концепции «Одна страна, две системы» Гонконг и Макао должны полностью перенять политическую и экономическую систему Китая к 2047 и 2049 году соответственно. Но уже сейчас Пекин задумывается о том, как сделать переход более плавным и слаженным, чтобы минимизировать все возможные риски.

Тайвань, в свою очередь, настроен весьма негативно на продолжение переговоров с Пекином в отношении возможной интеграции острова. В декабре 2019 года глава МИД Тайваня Джозеф У даже высказал предположение, что «модель» выстраивания отношений между Пекином и Гонконгом «ляжет в основу обращения с Тайванем в будущем». Именно поэтому власти острова опасаются дальнейшей эскалации конфликта. Впрочем, реальное обострение двусторонних отношений в регионе в настоящее время всё же маловероятно. Скорее, прийти к согласию возможно при помощи политического консенсуса.

Главное противоречие, которое существует в процессе интеграции специальных административных районов Гонконга и Макао, а также Тайваня в состав КНР, заключается в разном восприятии общественных институтов. Имеющаяся система политических, экономических и юридических механизмов досталась Гонконгу и Макао от европейских держав во время колониального периода — Великобритании и Португалии соответственно. И, конечно, она имеет некоторые отличия от материковой системы, выстроенной на принципах «социализма с китайской спецификой» и монопартийности. Тайвань имеет систему, схожую с системой Гонконга и Макао, однако создавал он её сам, без европейского (западного) колониального влияния, что лишь добавляет трудностей в попытках выстроить конструктивный диалог с островитянами со стороны Пекина. И, как результат, Тайэбэй отказывается перенимать коммунистическую систему и переходить на механизмы «Одной страны, двух систем».

Таким образом, история с Гонконгом не ограничивается проблематикой одного конкретного района в составе КНР. От того, как именно будет разрешён гонконгский кризис, будет зависеть судьба не только самого Гонконга, но и двух других участников международных отношений в данном регионе — Макао и Тайваня.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся