Бродкаст из Китая

«Мягкая сила» России: как найти «точки входа» в сферу интересов зарубежных аудиторий?

6 декабря 2013
Распечатать

Япония ограничена внутренней направленностью её культуры. Она достигла неординарных успехов в приобщении к иностранным технологиям, но принимает иностранцев с гораздо меньшей охотой. Хотя американцы также бывают ограниченными и сосредоточенными на своих внутренних делах, но открытость американской культуры для людей разных национальностей <…> обладает международным влиянием.

 

Джозеф Най, «Мягкая сила» (1990)

 

Тот факт, что в России наконец-то заговорили о «мягкой силе», безусловно, радует. Как известно, это понятие даже попало в новую Концепцию внешней политики РФ, утверждённую в феврале 2013 года. Однако убедительность российских аргументов для иностранных аудиторий будет, в конечном счёте, напрямую зависеть от глубины понимания нами обществ наших целевых стран и от наших возможностей привлечь к сотрудничеству местных экспертов.

 

В качестве практических инструментов «мягкой силы» называются усиление поддержки русского языка за рубежом путём создания сети центров русской культуры - «Институтов Пушкина»; улучшение имиджа России посредством работающих на иностранную аудиторию средств массовой информации, таких как Russia Beyond the Headlines и Russia Today; повышение рейтингов российских вузов, развитие привлекательности российского образования в мире.

 

Однако для действительно успешного развития российской «мягкой силы» необходимо уделить должное внимание двум аспектам, которые, возможно, кажутся не такими важными на первый взгляд, но в конечном счёте, могут оказаться определяющими.

 

Во-первых, необходимо тщательно оценить, соответствует ли российская политика «мягкой силы» интересам, ценностям и упованиям её целевой аудитории? Разумеется, мы хотим рассказывать, рассказывать и рассказывать о себе! Вполне естественно наше желание говорить с иностранцами о нашей богатой литературе, прекрасной архитектуре, загадочной душе. Однако чтобы заинтересовать иностранцев Россией, необходимо найти точки входа в сферу их интересов. Отталкиваться при этом следует не от того, что мы хотим рассказать им, а от того, что может заинтересовать их.

 

Причём, такие точки входа могут быть совершенно различными в разных странах. В Китае, например, где я живу и работаю, меня часто спрашивают о российской кухне и о том, сколько русские могут выпить водки. Вопрос о кухне таит в себе искренний повышенный интерес китайцев к кулинарной культуре, а вопрос о водке отнюдь не имеет потенциально негативной коннотации. Способность потребления большого количества алкоголя до сих пор считается в Китае признаком физической силы, поводом для гордости и даже может вызывать восхищение. Китайские коллеги-политологи чаще всего спрашивают меня об особенностях процесса постсоветских реформ в России, который представляет актуальность для Китая. А водители городских такси – о том, любят ли россияне Владимира Путина, который, возможно, в Китае является самым лично популярным современным зарубежным политиком.

 

Во-вторых, развивать «мягкую силу» России необходимо не только возможностями самих россиян, а в тесном сотрудничестве с представителями культуры нашей целевой аудитории: журналистами, звёздами, экспертами. Конечно, в таком деле, как российская культура мы чувствуем себя мастерами и хотим учить, учить и учить других! Понимание иностранцами нашей культуры, зачастую, кажется нам неверным или даже раздражает нас. Но их мнение необходимо учитывать. Прежде всего, они подскажут те вопросы о России, которые заинтересуют их соотечетственников, так как правильно заданный вопрос – это половина ответа. Кроме того, им проще будет завоевать доверие их соотечественников, чем самим россиянам, ведь также как они являются иностранцами для нас, и мы являемся иностранцами для них.

 

Вернусь в качестве примера к Китаю, успехи «мягкой силы» которого были оценены почти в два раза выше российских в рейтинге, составленном экспертами Ernst&Young и Сколково.  Китайские университеты принимают всё большее количество иностранцев не только в качестве студентов, но и в качестве преподавателей. Этим самым достигается лучшее понимание зарубежных стран китайскими студентами, а также повышается общая привлекательность Китая среди иностранной университетской интеллигенции, которой предоставляется всё больше возможностей для работы и даже карьеры в Китае. Китайские средства массовой информации постоянно берут интервью у проживающих в Китае иностранцев, задавая им вопросы от самых простых вроде «Как Вам нравится китайская кухня?» до серьёзных комментариев на общественно-политические темы, кстати, цензурируемых гораздо меньше, чем принято у нас считать. По моим наблюдениям, количество китайских преподавателей, непосредственно принятых на работу российскими вузами, намного меньше количества российских преподавателей в Китае. А голоса проживающих в России китайских граждан практически и вовсе не слышны в российских СМИ.  

 

Итак, стоит как можно раньше и полнее развернуть работу по изучению особенностей целевых аудиторий российской политики «мягкой силы», а также по привлечению к сотрудничеству местных экспертов.  Без этого мы рискуем вещать в вакуум, что приведет к разочарованию в результатах, вызовет недовольство российского населения тратой государственных денег на проведение политики «мягкой силы» и, в конечном счете, может закончиться её свёртыванием по сценарию помощи странам бывшего социалистического лагеря, которые теперь воспринимаются в нашем обществе как «неблагодарные».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся