Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Если бы я был министром народного образования Республики Узбекистан

15 декабря 2022
Распечатать

Автор: Раишев Тимур Туляганович, аспирант, младший научный сотрудник Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека 

 chi-lok-tsang-G47GFgtDt3M-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Данная тема эссе является довольно интересной и актуальной, так, как считаю, что возглавлять ведомство по образованию в стране, является не менее стратегически важным, чем, скажем быть главой Министерства обороны или Министерства иностранных дел.

То внимание, какое государство уделяет развитию образования, является показателем того, каким оно видит себя и свое население на перспективу 50 и более лет, потому что, для формирования каждого нового поколения требуется около 25-ти лет.

На мой взгляд, если я был бы министром образования, я бы поставил ряд задач, конечно, может банальных, всем известных, но тем не менее остро актуальных и своевременных.

Одним из важных пунктов, реализацию которого необходимо осуществить, в первую очередь, это максимальное устранение бюрократии в школах, чтобы преподавательский состав мог в большей степени сосредоточиться на детях и их дополнительном обучении (кружки, курсы и т.д.).

Если мы говорим об отчетности, то, во-первых, она должна быть минимизирована, как я уже сказал; во-вторых, нужно ввести в штат школы специальную должность – сотрудника, которому будут сдаваться все отчеты, и он будет ответственным только за сдачу отчетности.

При этом важным остается вопрос материального обеспечения школьных работников. Пока базовый оклад остается небольшим, мы будем терять талантливых учителей, которые уходят из государственных школ в частные школы или учебные центры. Особенно необходимо вернуть учителям льготы, которые были у них в советское время, например: льготы по оплате эксплуатационных расходов и коммунальных услуг, улучшение в плане медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения.

Еще один важный момент, который важно прояснить, это восстановление авторитета, чести и достоинства учителя и преподавателя, и не только в школе. К сожалению, в эйфории 90-х годов и захлестнувших нас из-за кордона «западных ценностей» свободы ребенка, все как-то забыли, что у каждого учащегося должны быть не только права, но и обязанности. Иногда бывает, что в школе учителей кроют благим матом, избивают и наоборот. Это не допустимо! Каждый обязан знать, что за такое он понесет самое строгое наказание, кем бы он ни являлся.

Важное внимание необходимо уделить подготовке кадров. На мой взгляд здесь может помочь старое доброе планирование. Государство должно точно знать сколько потребуется учителей по каждому предмету, чтобы органы статистики подсчитали, сколько необходимо выделить квот в ВУЗах. После окончания студентами ВУЗов мы получим новые кадры. Но здесь обязательно нужна связь с производством. При этом важно уделить внимание молодым учителям, которые только что пришли в школу. Нельзя сразу загонять их в классы «мол, давай учи как хочешь». Обязательно должна работать модель «наставник - ученик», которая, несомненно, оправдала себя, только так мы добьемся результата.

Кроме того, я считаю первоочередным проведение инвентаризации школ в стране, на предмет их состояния, оборудованности, укомплектованности учебно-педагогическим составом, наполняемости классов. Так мы получим данные о том, сколько школ необходимо построить, отремонтировать, оборудовать, сколько потребуется подготовить педагогов, что в конце концов позволит разгрузить действующие школы и снизить колоссальную нагрузку с учителей.

Учитывая, как быстро сегодня развивается мир, то, бывает, что не все ребята сразу усваивают школьную программу, поэтому в школах необходимо ввести дополнительную должность тьютора. Тьютор, что-то вроде наставника, соратника, друга школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории. Они могли бы помочь ребенку в выполнении домашних заданий, заново разъяснить тему из школьной программы, помочь в разрешении какой-либо конфликтной ситуации. Нам тоже следует привлечь к этому молодых учителей, но в университетах необходимо будет предложить ввести специальный курс по подготовке таких кадров, в том числе, подготовку по основам психологии школьника.

Так же нужно сказать, что инициативы, предписания, исходящие из самого Министерства образования, должны быть адекватными и направленными на улучшение методики образования. В системе самого министерства и в его подразделениях должны работать компетентные кадры, как говорят «знающие проблему изнутри».

Мы должны научиться их вычленять, не слепо все копировать, а отбирать лучшее из западного опыта и переосмыслить весь опыт советской педагогики с учетом современных реалий. Возможно нужно переиздать советские учебники по естественным, техническим наукам, литературе, русскому языку, конечно, убрав из них идеологическую составляющую, подвести под сегодняшние требования. Большое внимание необходимо уделять редактуре издаваемых учебников, методических пособий.

Считаю, что важным моментом является то, что странам бывшего СССР необходимо договориться на высшем уровне, собрать консилиум историков, министров образования и выпустить общий единый учебник истории по советскому периоду. К тому же прецеденты уже есть - ЕС, Турция, которая через Тюркский Совет инициировала издание школьного учебника по общетюркской истории с древних времен до XV века. Здесь необходимо чтобы от руководства наших стран, прежде всего от России исходила эта настойчивая инициатива. Поэтому договариваться можно и нужно.

Еще бы я увеличил в школьной программе количество часов для сочинений, изложений, диктантов, чтобы дети научились грамотно излагать свои мысли. Количество тестов «угадаек», я бы сократил до минимума, их можно оставить, лишь для проверки усвоения темы. Но традиционными должны оставаться письменные самостоятельные и контрольные работы. Также, я бы вернул «старые» стандарты количества часов по основным предметам.

Кроме всего, что было перечислено, я бы уделил внимание преподаванию предмета «Информационные технологии». Так как мы живем в «компьютерный век», я бы увеличил на уроках «Информатики» практические занятия, чтобы ученики могли работать в текстовых, графических редакторах, умели создавать презентации, писать программы. Но, конечно, для практики нужны компьютеры, поэтому необходимо будет уделить должное внимание и этому вопросу. Да и не только оборудованные компьютерные классы, но надлежаще оборудованы и укомплектованы необходимым инвентарем должны быть кабинеты физики, математики, химии, географии, биологии, иностранного языка и др. Также, я бы требовал, чтобы во время уроков учителя сопровождали рассказ презентационными материалами, фрагментами из фильмов, наглядными пособиями и др., так, как визуально информация лучше усваивается учащимися чем в традиционном формате. Необходимо чтобы выдача учебников учащимся всех классов происходила на бесплатной основе.

Помимо этого, я бы преобразовал функциональность Портала министра народного образования Республики Узбекистан. Необходимо, чтобы жалобы, инициативы и предложения учителей, родителей не просто приходили и откладывались «на дальние полки». Я бы лично уделил внимание рассмотрению этого вопроса на еженедельной или хотя бы на ежемесячной коллегии Министерства народного образования, с отдачей распоряжений подведомственным учреждениям.

Важный акцент, я бы хотел сделать еще и на профориентации учащихся старших классов школ. Необходимо снова начать пропаганду среди молодежи популярности к рабочим специальностям (сварщики, электрики, сантехники, строители, шахтеры, механики и др.). Прошло время, когда все хотели стать банкирами, менеджерами, финансистами, экономистами, управленцами. Мы сегодня снова должны возвести на государственный уровень пропаганду и уважение к профессиям рабочего класса. Так как коммуникации стареют, а экономисты нам это все не починят.

И последнее чтобы хотелось отметить, с переходом на рыночные стандарты мы отдали образование и другие социальные сферы в руки бизнеса. Конечно, есть частные школы, учебные центры и там учат детей, хорошо учат, но там действует система «деньги – товар». Нельзя допустить того, чтобы только тот, кто имеет средства могли получать хорошее образование.

Таким образом, все, что я перечислил, будет требовать безусловно больших финансовых вложений со стороны государства, усилий и стойкости, но как я уже сказал это будет наш вклад в будущее, потому что, тогда уже не мы будем определять, как будет жить и развиваться наша Страна.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся