Блог Ксении Муратшиной

From Ekaterinburg with love. «Иннопром» и Российско-Китайское ЭКСПО-2018

17 августа 2018
Распечатать
С 9 по 12 июля 2018 г. в Екатеринбурге проходили две международные выставки – «Иннопром» и Российско-Китайское ЭКСПО. «Иннопром» проводился уже в 9-й раз, ЭКСПО – в 5-й. Каждый раз обе выставки собирают большое число участников, представляется много интересных стендов, организуется большое число мероприятий деловой программы. И обе важны как объект для изучения с точки зрения международных отношений, понимания места этой формы контактов во внешнеэкономических связях как Среднего Урала и других российских регионов, так и РФ в целом с зарубежными партнерами, а также понимания состояния нашей промышленности в сравнении с другими странами.
zrffjk9sw8q.jpg
Количественные итоги нет смысла переписывать с официальных сайтов выставок, они хорошо и наглядно изложены организаторами на сайтах http://www.innoprom.com/ и http://www.russiachinaexpo.com/. Посмотрим на «Иннопром» и ЭКСПО глазами рядового посетителя – на тренды и детали, которые играют порой значительную роль, но часто упускаются из виду. Первое, что важно отметить, – «Иннопром» каждый год позволяет увидеть непрерывность развития российской промышленности, невзирая на все проблемы, с которой ей приходится сталкиваться. Здесь и сохраняющие свое производство крупные машиностроительные предприятия, от производителей городского электротранспорта и подъемников до концернов военной аэрокосмической промышленности, и новые небольшие фирмы, и стенды с самыми разными видами продукции и гордой надписью «Made in Russia». Присутствует на площадке «Иннопрома» и Российский экспортный центр, который в режиме реального времени оказывает организационную поддержку экспортерам промышленной продукции (именно готовых изделий, то есть продукции с высокой добавленной стоимостью, в противовес сырью). Честно – вдохновляет и окрыляет. Вместе с образованием, наукой и сельским хозяйством промышленность остается основой любой экономики, и если государство будет поддерживать и всячески способствовать развитию всех этих основ, то, наверное, экономика сможет преодолеть любые неблагоприятные факторы. Второе – хорошо, что организаторы «Иннопрома» каждый год стали приглашать к расширенному участию разные государства, наделяя их статусом официального партнера выставки. Страна-партнер получает больше выставочных площадей и привозит самую многочисленную делегацию. В этом случае, как правило, представители многих предприятий приезжают в Екатеринбург впервые. На следующий год они возвращаются снова. Так, например, Япония, новинкам промышленности которой был посвящен Иннопром-2017, представила очень интересную экспозицию и в этом году. Были среди участников выставки и представители Индии, страны-партнера 2016 г. Экспозиция КНР – партнера 2015 г. – была представлена в одном из павильонов в рамках Российско-Китайского ЭКСПО.
h2skwwhygdi.jpg
При этом сразу бросается в глаза, насколько уникальна экспозиция иностранного участника или, наоборот, заурядна. Япония, Германия, Швейцария привозят образцы не имеющих аналогов станков, прессов, вообще различное высокоточное оборудование для металлообработки. Компании из Южной Кореи – страны-партнера «Иннопрома» этого года (кстати, обратим внимание, что официально использовалось название «Korea», с намеком на объединение нации) продемонстрировали вызвавшую настоящий ажиотаж у посетителей выставки продукцию роботостроения, а также новейшие станки. Есть и массовые и важные для каждодневного использования вне промышленной сферы разработки: например, уникальная и действительно необходимая для городов корейская технология применения виниловых дорожных ограждений, которые минимизируют последствия аварий.
С другой стороны, как и в предыдущие годы, проходя мимо большей части остальных стендов, невозможно отделаться от мысли, что абсолютно всё, что на них представлено, можно производить в России, и тут нет никакой уникальности, нужно только желание и соответствующая поддержка государства. Заметен тренд «обмельчания» китайской экспозиции: за уже приевшимся с 2015 года стендом скоростных поездов начинаются ряды стендов производителей вещей, которых полным полно в любом государстве, пережившем переход от аграрного к индустриальному этапу развития: подшипников, грузовиков, продукции химической промышленности, обычной бытовой электроники, пластиковой и стеклянной посуды подозрительно ярких, кислотных оттенков, текстиля, продукции из дерева, биодобавок, чаев для похудения и тому подобного. Опрошенные представители многих китайских компаний признавались, что посетителей на их стендах мало, товаром никто не заинтересовался. Очереди толпились только там, где давали попробовать чай (люди даже не задумывались, а прошел ли он хоть какую-то сертификацию?) и где бесплатно несколько минут делали нечто похожее на массаж. Не вызвала особого интереса у жителей Среднего Урала, где последний снег выпадал в мае, и демонстрация возможностей харбинских зимних курортов. Но при явном отсутствии уникальности китайская экспозиция выделилась другим, откровенно негативным моментом: на самом видном месте в павильоне ЭКСПО красовался стенд… китайского производителя табака и сигарет, в том числе электронных. Тут вопросы к организаторам – кто разрешил делать такие стенды, приглашать такие компании (в дополнение к стендам китайских производителей алкоголя, который опять же наливали бесплатно попробовать и продавали бутылками всем желающим) в то время, когда весь мир пытается переходить на здоровый образ жизни, и когда любой врач расскажет вам, сколько видов рака провоцируются курением и алкоголем.
На фоне всего этого чуть не потерялись примеры действительно возможного взаимовыгодного сотрудничества: среди тряпок и чаев для похудения сиротливо притулился стенд успешного, как оказалось при разговоре с представителями, совместного российско-китайского предприятия. Они наладили глубокую переработку древесины в Удмуртии, прямо на месте, с наймом российских рабочих и экспортом продукции по всему миру. Продукция представлена тут же – кухонная утварь и палочки для мороженого. Вдохновившись этим примером, ищу еще, но, кроме совместного производства бурильного оборудования, предприятия медтехники в Новоуральске и китайских партнеров «КАМАЗа», которые рассказывают о том, что готовятся наладить совместное производство ряда комплектующих в Алабуге, на площадке ЭКСПО ничего нет.
Правда, производство комплектующих – палка о двух концах: мы все-таки развиваем импортозамещение или просто меняем одних зарубежных партнеров на других (причем с не столь хорошо зарекомендовавшим себя качеством продукции)? Зачем? Ведь всё можно сделать своими силами, при грамотном управлении и распределении финансовых ресурсов. И тогда для тех деревянных ложечек не понадобилось бы создавать целое СП с Китаем. Можно было просто взять и сделать самим. Да такие примеры уже есть (см., например, http://ekb.dk.ru/news/kak-nakormit-medom-vsyu-moskvu-i-podruzhitsya-s-unilever-opyt-cocco-bello-honey-237103036?utm_campaign=ekb.dk.ru&utm_medium=blockrubrics&utm_source=news ), и они ориентированы на социально-экономическое развитие территорий. Хотелось бы, чтобы их было больше, и как можно больше людей узнавало о них и повторяло этот опыт. Но, к сожалению, амбиции многих российских компаний ограничиваются продажей в Китай сырья (которое вообще-то нужно многим последующим поколениям россиян), продажей произведенного в Китае оборудования или зазыванием в бизнес-парки китайских производств, чтобы, как гордо сказал мне российский представитель одного такого предприятия, «зарабатывать на обслуживании инвестора». Но разве работать обслуживающим персоналом – то, к чему должны стремиться деловые люди великой державы, страны с такими огромными возможностями, как Россия?!
Однако имеющиеся примеры успешного партнерства с зарубежными производителями – это третий наиболее интересный момент «Иннопрома». И здесь оказался заметным еще один важный тренд: несмотря на широко разрекламированное сотрудничество с Китаем и активное приглашение российской стороной к сотрудничеству корейских компаний, наиболее успешным уже не первый год является совсем другое направление – японское. Именно японцы, как показывает опрос участников выставки, чаще всего из азиатских партнеров соглашаются на локализацию производства в России. И вот уже на российской территории собираются не только японские автомобили, но и японские станки. Китай же предпочитает получать из России сырье и создавать свои производства (а значит, рабочие места для своих граждан и добавленную стоимость), обеспечивая развитие только своей промышленности. В другие страны Пекин, скорее, вынесет только наиболее грязные и опасные для окружающей среды производства. Количество совместных российско-китайских предприятий с производством в России –мало. Что касается Южной Кореи, то она мотивирует отказ от производства своей продукции на территории других стран необходимостью защиты интеллектуальной собственности.
Наконец, нельзя не упомянуть многочисленные деловые форумы, дополнявшие «Иннопром» и ЭКСПО. Все их программы и количественные итоги (например, число подписанных соглашений о намерениях, которые так любят считать чиновники и журналисты, не обращая внимания на то, что это всего лишь намерения) подробно изложены на официальных сайтах. Из впечатлений можно упомянуть два момента. Первый – разница в подходе российских и зарубежных предпринимателей к самопрезентации. К примеру, вслед за рассказывавшими о совершенно конкретных технических инновациях и продукции топ-менеджерами японских компаний выступают россияне и выдают фразы типа «Наша компания занимается будущим. Мы делаем 4 вида прогнозов», а дальше рассуждают на абстрактные темы: цифровизация экономики, что такое цифровая экономика, зачем это нужно и т. д. Зачем объяснять это тем же японцам, которые никогда не уходили и не уйдут от экономики реальной, основанной на классических составляющих: науке, промышленности и передовом высокотехнологичном сельском хозяйстве, которым цифровые технологии просто широко служат? Хочется посоветовать нашим бизнесменам не заигрываться в форумы и панельные дискуссии, которые сейчас так распространены у нас в стране, а больше думать о нуждах реального производства.
А второй момент – постоянные ситуации с «потерей лица». Это происходит у нас на ВСЕХ форумах, переговорах, конференциях и интервью с иностранцами и особенно чувствительно с партнерами из Азии – в связи с особенностями их языков и этикета. Достигается эта «мелочь» одной маленькой деталью: все (поголовно!) российские чиновники, производственники и журналисты называют иностранцев господами, а своих сограждан, участвующих в переговорах или презентации и равных по рангу своему зарубежному коллеге – нет! И еще почему-то любят нарушать неписаное дипломатическое правило, называя при перечислении стран первым не свое государство, а, наоборот, другую страну. Вот и несется постоянно: «Большое спасибо, Александр Петрович, передаем слово господину Ван Вэньтао», «уважаемая госпожа Гао Янь, уважаемый Иван Иванович», «китайские и российские предприятия», «китайско-российское ЭКСПО». Увы, тому, чтобы не терять лицо, российскому бизнесу, видимо, еще нужно учиться.
Но завершить пост хотелось бы все-таки оптимистично: хорошо, что в России есть такие крупные международные выставки, на которых любой участник может показать свои возможности и найти, судя по отзывам, то, что ему нужно, у других экспонентов; и еще более приятно, что эти выставки проводятся в центре страны, в Екатеринбурге, до которого удобно добраться со всех концов нашей страны, из Азии, Европы и других регионов мира.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся